555 подписчиков

О возмещении вреда, причиненного почвам

Постановление Арбитражного суда Амурской области от 13 марта 2024 г. по делу № А04-1408/2023.

Суть спора:
Административный орган обратился в суд с требованием к Обществу о возмещении вреда, причиненного почвам.

Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Административного органа.

Фабула дела:
Обществом был приобретен земельный участок, на котором ранее располагался объект размещения отходов (далее – ОРО), рекультивация которого, до передачи земельного участка Обществу не проводилась. Общество, после приобретения земельного участка осуществило его очистку от отходов и разработало проект рекультивации. В ходе внеплановой выездной проверки Административным органом был осуществлен осмотр земельного участка, зафиксировано несанкционированное размещение (складирование) отходов производства на почве. Специализированной организацией был произведен отбор проб почвы в месте размещения отходов, по результатам лабораторных исследований которых было установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ. Административный орган направил в адрес Общества требование о возмещении ущерба, причинённого почве. Отказ Общества от удовлетворения указанного требования в добровольном порядке явилось основание для обращения Административного органа в суд.
В обоснование своей позиции Административный орган указал, что о наличии плодородного слоя почвы на земельном участке свидетельствует сезонная растительность.

Правовое обоснование:
1.Согласно п. 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238) настоящей Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как самостоятельному естественно-историческому органоминеральному природному телу, возникшему на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящему из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющему специфические генетико-морфологические признаки и свойства, создающие в некоторых случаях при определенных природно-климатических условиях благоприятные химические, физические и биологические условия для роста и развития растений, в результате их загрязнения, порчи (частичного разрушения), уничтожения (полного разрушения) плодородного слоя.

2.В соответствии с заключением экспертизы внутри тела ОРО отсутствует как таковой почвенный покров, а находятся техногенные поверхностные образования (ТПО) с аномально низким количеством органического вещества, что указывает на отсутствие процессов гумификации, присущего почвам.

3.В экспертном заключении указано, что сравнительный анализ органического вещества в фоновых и контрольных образцах указывает на существенную разницу средних показателей: количество органического вещества в фоновых пробах – 2,63 %, количество органического вещества в контрольных пробах – 12,35 %. Низкое значение органического вещества позволяет идентифицировать пробы как геологически суглинистые без признаков почвообразовательного процесса. Техногенные поверхностные образования имеют насыпной характер в результате использования в качестве изолирующего слоя между слоями отходов в качестве противопожарных мер. На земельном участке присутствует насыпной плотный суглинистый грунт в результате планировочных работ по послойной отсыпке\утрамбовке отходов.

4.Согласно ГОСТ 25100-2011. Межгосударственный стандарт «Грунты. Классификация», введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 г. № 190-ст, грунт - любая горная порода, почва, осадок и техногенные минеральные образования, рассматриваемые как многокомпонентные динамичные системы и часть геологической среды, изучаемые в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью.

Резюме суда:
Само по себе наличие на земельном участке незначительной растительности не свидетельствует о наличии почвенного покрова, а отсутствие плодородного слоя указывает на отсутствие причинения ущерба почве.

Постановление Арбитражного суда Амурской области от 13 марта 2024 г. по делу № А04-1408/2023.