Найти тему
Чашечка депрессо

Эмпатия, отстраненность, психопатия

Оглавление

Знаете ли вы что-нибудь о своем раннем детстве?

Что происходило, когда вам был год от роду? А до года? А в первые недели жизни?

Если об этом не рассказывали родители или другие близкие люди, то, разумеется, нет. Собственных осознанных воспоминаний об этом периоде жизни у нас не сохраняется.

А есть ли у вас собственные дети или племянники? А может, внуки? Или вы помогаете с детьми друзьям либо другим родственникам? Как складывался/складывается этот период жизни у ваших знакомых ребятишек?

Пока что больше вопросов, чем ответов. Но все впереди.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Другие

Давайте вернемся к тем, кто постарше: подросткам, молодым и более взрослым людям. К нам с вами и тем, кто нас окружает.

Ниже я опишу признаки, характеризующие некоторых людей с самого детства. Это не критерии какого-то определенного диагноза, не знаки однозначной «ненормальности». Просто континуум особенностей. Возможно, среди ваших знакомых есть кто-то похожий. А может, вы узнаете себя.

  • Прикосновения и физический контакт. Эти вещи не вызывают у таких людей особого удовольствия. В лучшем случае они воспринимаются нейтрально, как некая данность, принятая в обществе, но часто неприятны, а порой и вовсе отвратительны до полного отторжения.
  • Социальные взаимодействия и нормы. Эти люди могут быть неуклюжи либо холодны в общении. Они могут выглядеть слишком странными, даже если хотят общаться, либо не желать идти на контакт, замыкаться, реагировать агрессивно. А могут оказаться жестокими манипуляторами, внешне социализированными, но внутри все такими же отстраненными и холодными по отношению к окружающим. Социальные нормы и обязательства часто тяготят их. Порой эти люди просто не понимают какие-то правила, а в других случаях реагируют на любые ограничения яростью и сопротивлением, не соблюдая их.
  • Эмпатия. Большинству из них трудно понять чувства других людей. Мимика, жесты, поза, тон голоса, сама ситуация – все эти вещи считываются с трудом или не считываются вообще, словно такой человек находится под колпаком, даже если он сам способен испытывать глубокие чувства. Это тоже порождает проблемы в общении. Часть же из них и вовсе лишены какой бы то ни было эмпатии, а их собственные чувства проявляются наиболее ярко только про очень сильной стимуляции.

Кто они?

Людям, которых я описала, в разные моменты жизни могут выставить разные диагнозы: тот же СДВГ, социализированное расстройство поведения, аутизм, что-нибудь с приставкой «шизо-», а часть из них имеют расстройство личности, в том числе антисоциальное. Аффективные расстройства тоже не исключаем.

Какие-то из этих вещей сопровождают человека всю жизнь, какие-то приходят и уходят.

Одни страдают из-за своих особенностей, чувствуя себя одинокими и непринятыми, другие никак не могут понять окружающих с их сложным поведением и правилами, а третьи просто используют их в своих целях, заботясь только о собственном благополучии.

Но почему?

Почему эти люди именно такие?

Почему всю жизнь, с самого детства, их преследуют трудности во взаимоотношениях с другими людьми? Почему они не вписываются в социум?

Что может объединять условную холодную мать, условного чудаковатого программиста на грани аутизма и условного психопата, совершившего убийство?

Вернемся к началу

Оказывается, кое-что общее действительно есть.

И оно настолько важно, что оказывает влияние на жизнь абсолютно каждого человека.

Ответ кроется внутри нашего мозга.

Если наше тело растет относительно равномерно от рождения до взрослого возраста, то с мозгом все по-другому. Период наиболее мощного развития мозга приходится на возраст до 5-6 лет, а объем мозга ребенка 4 лет уже составляет 90% от объема мозга взрослого человека. В это время развиваются основные нейронные сети.

Это развитие идет снизу вверх, от более простых, эволюционно более древних отделов мозга к более «молодым» и сложным: ствол мозга, средний мозг, лимбическая система, кора.

Нижний отдел мозга отвечает за регулировку жизненно важных функции, таких как дыхание, сердцебиение, давление, температура тела.

Формирование эмоциональной реакции на раздражители, которые беспокоят младенца (голод, холод, боль, дискомфорт из-за мокрого подгузника, одиночество), происходит выше.

И еще выше формируется чувство привязанности к родителям, потребность в симпатии и вознаграждении.

Чтобы эти нейронные сети окончательно сформировались, необходимо систематическое повторение одних и тех же действий, которые выполняет любой заботливый родитель: своевременное кормление и смена подгузника, общение с ребенком, физический контакт, ласка, укачивание и успокаивание во время плача и т.д. Тогда формируется устойчивая ассоциация между удовлетворением дискомфорта и заботой родителя, его улыбкой, речью, прикосновениями.

Именно таким образом и закладывается способность к эмпатии, физическому контакту и адекватному социальному взаимодействию. За счет нормального формирования нервных связей в мозге.

Изучением таких интересных вещей, как связь психического и осязаемого, биологического занимаются науки с приставкой «нейро»: нейропсихиатрия, нейрофизиология, нейропсихология.

Что может пойти не так?

Развитие этих нейронных сетей нарушается при отсутствии нормальной систематической заботы о ребенке.

Находясь в качестве консультанта на комиссии по делам несовершеннолетних, я порой сталкиваюсь с одними и теми же ситуациями: родители, употребляющие алкоголь или наркотики, оставляют детей одних, в том числе младенцев.

Вы наверняка представили себе именно таких родителей, да?

Но ситуация не всегда связана с употреблением психоактивных веществ или маргинальным образом жизни.

Слишком уставшая или просто холодная (в силу такого же дефекта) мать, оставляющая ребенка надолго в другой комнате, потому что он «надоел». Долгое пребывание сирот в доме малютки, где невозможно обеспечить должную заботу. Трудная жизненная ситуация, вынуждающая родителей оставлять ребенка одного или с ненадежной няней...

Разумеется, на формирование и развитие мозга, а также риск возникновения перечисленных выше заболеваний могут оказать влияние и другие факторы, например генетика, родовая травма.

Но систематическое пренебрежение заботой о ребенке в раннем возрасте является мощным и, к сожалению, довольно распространенным видом психотравмирующего воздействия.

P. S. Ничего не понятно? Не нашли в статье ответа на свой вопрос? Пишите в комментариях, и я обязательно разберу вашу проблему в отдельном посте!

P.P.S. Не согласны с позицией автора? Делитесь своим мнением в комментариях, это всегда интересно!