Путин правит Россией без малого четверть века, а я в свои тридцать шесть годиков в первый раз пошла за него голосовать... И не я одна. Нас таких - целых четыре региона.
Немного о нашей жизни:
Внимание! События, описываемые здесь происходят в Луганске, ЛНР. Потому некоторые моменты жизни могут отличаться от того, к чему вы привыкли.
Для начала пару слов об отношении к выборам среди местных. Скажу сразу, что фраза "Путина выбирать" - это то, как в моём окружении называется процесс выборов президента России. То есть, в личном общении люди (знакомые, полузнакомые и незнакомые) так и говорили:
- Когда Путина там выбирают?
- Чё, пойдёшь Путина выбирать?
- Ну, всё, отcтрелялся - Путина выбрал. Теперь в магазин и домой.
- Чё, сходила уже Путина выбирать?
- А мы ещё вчера Путина выбрали.
Так что, да - я ходила выбирать Путина. А вот как это происходило - опупея в двух частях.
Часть первая: выборы президента Российской федерации, первый день голосования.
Преамбула: ввиду того, что наши власти старались максимально усложнить злоумышленникам попытки устроить всякие пакости, заранее не публиковались ни адреса участков, ни график из работы.
И это не шутки. У нас на днях обнаружили укромное местечко, где была без малого тонна плacтидa и прочего для производства СВУ. Так что, огромное спасибо полиции, разведке и всем товарищам в погонах и без, которые обеспечивают невидимый фронт борьбы.
В целом, информацию, где голосовать, люди получали от тех тётенек, которые ходили по домам и сверяли списки избирателей. Ну, или что там они делали. Бюджетники могли проголосовать по месту работы, если выборный участок располагался на территории учреждения. Для меня - не вариант. Ибо это - ехать "на базу" через полгорода.
А добрые тётеньки с папками мне на пути ни разу не попались. То есть записаться в список избирателей участка, удобного логистически, я не записалась.
"Ну, и хрен с ним!" - Подумала я. Как-нибудь проголосую.
Итак. День первый прошёл на работе и... на работе. Домой вернулась после семи вечера. Хотелось есть, чтобы сын кричал "мама, на!" раза в два тише и узнать, куда же мне завтра податься с паспортом и горячим желанием исполнить свой гражданский долг.
Ок, Яндекс, что подскажешь?
Для начала я офигела от того, что, оказывается, можно было проголосовать через Госуслуги. Да, вот такой я цифровой питекантроп. Узнала об упущенной возможности четыре дня спустя после завершения приёма заявок. Обидно, досадно, но ладно.
Что там с адресами участков? Уже ж первый день подошёл к концу. Можно их рассекретить, наверное.
Но так думали не только лишь все... Я нашла два перечня адресов участков. Оба очевидно неполные, ибо зная примерно топографию города, я быстро поняла, что зияющие лакуны, площадью в полрайона - это явно места, где участки есть, но адреса их по прежнему тайна. Одна из самых больших лакун располагалась ровно с адресом моей прописки в географическом центре этого белого пятна на карте выборных участков.
Но я ж не лыком шита. Я ж помню, где они располагались в прошлые выборы. Можно же просто взять и пойти к ближайшему.
Итак. День второй. Часть опупеи, соответственно, вторая.
Утро субботы. Завтрак. Любимый муж спроважен на работу. (Мы с ним, кстати, в разных районах прописаны, это я объясняю для тех, кто задастся вопросом, почему мы не пошли вместе в один день). Прогулка с ребёнком осуществляется в сторону предполагаемого выборного участка номер один.
Балалайку вам, гражданка, а не выборы. На двери табличка с восклицательным знаком: "Выборного участка нет!"
Да без проблем, пойдём по следующему адресу. Ну, как пойдём. Я пойду. А сын верхом на маме поедет. Для коляски-то он уже большой (да, в два с хвостиком он в ней не сидит), а вот для того, чтоб величаво ехать на руках - в самый раз. По его мнению. Мнение моей спины и рук его не волнует. Так недлинными перебежками на руках и которкими репризами пешком мы добрались до предполагаемого адреса номер два. Тут тоже предлагалась балалайка от Незнайки.
До предполагаемого адреса номер три два квартала. И мы прошли их. Ну, как прошли. Я прошла. А сын проехал. Добралась я уже в расстёгнутой куртке с шарфом, привязанным к лямке рюкзака и слегка взъерошенной.
Метров за пятьдесят я увидела бодрых пенсионерок, выходящих из дверей искомой школы. Ну, наконец-то! Мне повезло.
С ребёнком наперевес я взобралась по ступеням навстречу к охраннику с южной наружностью.
А, надо сказать, я давно заметила, что мужчины кавказских национальностей в камуфляже питают какую-то запредельную симпатию к моему сыну. Чем он их так умиляет: карими ли очами, или просто у него милая мордашка, я не знаю. Знаю только, что они тают при одном взгляде и предлагают ему сразу всё: дружбу, конфеты и потрогать автомат. Я обычно иду, как бесплатное приложение-переводчик с младенческого на взрослый. Так и в этот раз. Поздоровались не со мной. Более того, ограничившись которотким взглядом внутрь рюкзака, дядя-охранник даже не проверил меня металлоискателем, сразу махнув рукой в сторону нужного коридора.
Всегда меня удивляло предвзято добродушное отношение охранников ко мне, когда я с ребёнком. Словно наличие малыша по умолчанию превращает тётку с большим рюкзаком в жену Цезаря, которая, как известно, вне подозрений. Дяди-охранники, не надо так! Берите пример с тёть-охранниц, досматривайте мамок как положено.
Повезло мне лишь наполовину. Оказалось, что проголосовать тут я не могу. Мне нужен строго тот участок, к которому я прикреплена по прописке. И это явно не здесь.
Я попробовала было вякнуть, что какая, собственно, разница, если по городу ездят передвижные пункты голосования (как жаль, что ни один по дороге не попался). Но нет. Передвижной пункт - это одно. А стационарный - совсем другое.
- Ну, тогда скажите, пожалуйста, где, наконец, мой выборный участок? - Взмолилась я, уже обливаясь потом под курткой.
Это было можно. Мне назвали адрес. Массаракш... Туда я точно с ребёнком не дойду. Проскочила трусливая мысль вернуться домой: "Завтра ещё целый день голосовать можно, сходишь".
Но тут проснулись одновременно логика и лень. Домой-то всё равно идти. Да ещё и всё время вверх, вгору. С ребёнком на руках. Лень шепнула: "Такси! Ты уже с мокрой спиной и головой. Простыть хочешь?"
"Ну, раз уж такси, то почему бы сначала не съездить на участок? Транжирить, так хоть с пользой." - К голосу логики я и прислушалась.
Эта попытка оказалась удачной. И даже охранник был более бдительным, чем первый. Он и металлоискателем проверил, и строго спросил, что в бутылке в наружном кармане рюкзака. Правда тут же сам себе ответил:
- А, для малыша водичка!
Ну, что ж такое.... Дядя-охранник. Не все прозрачные жидкости могут быть водой...
Итогом дня стала идея для стартапа: можно устроить службу внешней проверки эффективности охранников. Вот так вот засылать тётку с маленьким ребёнком и смотреть, как охранники её досматривают. И досматривают ли ребёнка. Ведь в пухлом зимнем комбинезоне можно много чего пронести. Вот и подработка для мам в декрете. Как там в рекламных объявлениях пишут: "Всего пара часов в день. Работа, которой ребёнок не помеха."
Р.S. Явка избирателей в ЛНР.