В ходе послания федеральному собранию Владимир Путин обозначил, что к 2030 году Россия может войти в ТОП-4 экономик мира (по ППС), обогнав таким образом Японию.
Конечно, это не может быть главной целью экономического развития. Как я писал и ранее, развитие экономики необходимо для получения экономических ресурсов, которые следует направлять на решение более важных задач, чем достижение бумажных целей по ВВП или же инфляции. Тем не менее, данные показатели важны как индикаторы, по которым в совокупности можно замерить, в правильном ли направлении идут дела или нет.
При этом отмечу, что необходимо смотреть показатели именно в комплексе, так как рост ВВП не обязательно должен приводить к росту реальных доходов граждан. Или же низкий уровень инфляции может означать стагнацию экономики. Поэтому необходимо более сложное понимание того, что стоит за теми или иными бумажными цифрами.
Но вернемся к ТОП-4 мировых экономик и обгону Японии. Если это случится, то подобное будет означать успешный выход экономики из глобалистской системы и переход к суверенной модели развития (с опорой исключительно на внутренние силы). Это в большей степени геоэкономическая, чем сугубо экономическая задача. Таким образом будет на практике доказано, что западная либеральная модель ведет к деградации, суверенная - к успешному развитию.
Разумеется японская экономика является более сложной, чем российская. И войти в ТОП-4 невозможно без ускоренного технологического развития. В высших эшелонах власти это прекрасно понимают. Как я писал ранее, в предстоящей шестилетке упор предполагается делать именно на создание и фронтальное внедрение отечественных технологий.
На недавнем совещании у Владимира Путина первый вице-премьер Белоусов представил следующие расчеты. Для обгона Японии необходимо расти на 2% в год с выходом на 3% ближе к концу периода (то есть, ближе к 2030 году). Впрочем, данные расчеты мне представляются осторожными. Так сказать, по нижней границе. Оперативная статистика, которая приходит в начале года, показывает, что созданный задел и инструменты, применяемые правительством, оказываются настолько эффективными, что речи о существенном снижении темпов роста ВВП (в 2023 - 3,6%) не идет.
Поэтому Белоусов обозначил задачу-минимум. Сейчас нет никаких оснований полагать, что ВВП России не может расти темпами ниже среднемировых (как раз около 3%). Насколько я могу судить, в правительстве это прекрасно понимают, но с публичными оценками пока что осторожничают.
К слову, этим и отличаются действия кабмина от действий ЦБ. Первый представляет консервативную оценку, но только как задачу-минимум и проводит соответствующую политику для практического достижения лучших результатов. Второй же формирует даже не консервативный, а заведомо заниженный прогноз и, опираясь на него, выстраивает свою ДКП.
Но да ладно, перейдем к плану Белоусова, который вице-премьер представил Президенту. Для обеспечения как минимум указанных темпов роста предполагается сконцентрировать усилия на пяти основных направлениях:
- Ускоренный рост производительности труда
- Опережающий рост инвестиций в реальный сектор (по сравнению с ростом ВВП)
- Рост несырьевого ненефтегазового экспорта
- Опережающее развитие малого и среднего предпринимательства
- Интенсивное импортозамещение
По каждому направлению сформированы конкретные целевые показатели. Но план Белоусова был известен заранее. Более подробно о нем я рассказывал здесь:
Сейчас же план окончательно доработан и представлен Президенту. А, значит, утвержден. Правда, имеется один не до конца понятный момент. Сохранит ли Белоусов должность первого вице-премьера в ходе майских переназначений? Нельзя исключать, что этот пост займет Максим Орешкин, который сейчас является помощником Президента по экономике. За последние годы видно, что Орешкин сильно прибавил не только в компетенциях, но и, что важнее, в понимании текущих внутренних и внешних реалий. Тем более, экс-глава Минэкономразвития является одним из главных акторов при составлении новых Национальных проектов.
Но, на мой взгляд, текущая конфигурация (Белоусов - первый вице-премьер, Орешкин - помощник Президента) является оптимальной. Должности примерно равны по статусу и возможности влияния на процессы. Поэтому, надеюсь, перемен здесь все же не случится.