Второй день жители России выражают свою гражданскую позицию – идут голосовать. А я лошаrа, потому что не могу этого сделать! Те люди, которые находятся не в своем регионе, могут проголосовать только если подали заявление на Госуслугах заранее, до 11 марта. Так как я прописана в Уфе, а живу в Москве, мне нужно было подать заявление на дистанционное голосование, а я профукала все сроки. Мне сейчас 48 лет, я никогда не ходила на выборы президента. Так получилось. Сначала была полностью вне политики, к тому же сказалась общая раздолбайность характера – то некогда, то я в другом регионе, то еще что-нибудь.
А сейчас хочу идти, но не могу! Лошаrа, что тут скажешь… Геополитикой я заинтересовалась года три назад, потому что стало страшно от неизвестности. Я не понимала, что происходит. Чтобы разобраться во всей этой белиберде, начала копать информацию – изучать внутреннюю и внешнюю политику, разбираться, как работает экономика, читала историю, архивы, аналитику. Когда началась СВО, взялась за дело ещё более тотально, потому что стало ещё страшнее.
Немного разбираясь в психологии, понимала, что легко могу попасть в ловушку пропаганды, стать «ура-патриотом» или либералом. Словить когнитивное искажение мышления, а искусственный интеллект поисковых алгоритмов мне поможет, подсунет именно ту информацию, в которой я была бы заинтересована. Поэтому старалась отключать по возможности эмоции, включать критическое мышление и больше анализировать. Читала очень много, как либеральные источники, так и официальные, просматривала даже такие аналитические агентства как «Bloomberg», иногда заходила на сайт «The New York Times», «Newsweek», с переводчиком, чтобы видеть и слышать и другую сторону. Соловьева, Киселева и Симонян не слушала, не могу, слишком они эмоциональны, много в их выступлениях шоу (по моему субъективному мнению). Сейчас я понимаю, что если бы я могла голосовать, то однозначно за Путина. Почему? Есть много причин, как личного характера, так и объективная реальность. Личные причины — это моя жизнь, то есть те перемены, которые произошли в стране за последние 20 лет.
1994-1999 г.
Я тогда училась в институте. Была тотальная нищета. Денег почти не было, одежды нормальной тоже, носила обноски за старшими сестрами. Иногда нечего было есть. Помню, как на втором курсе мне не в чем было идти в институт. В октябре выпал снег, а у меня из обуви только туфли на каблуках, доставшиеся от старшей сестры (их потом украли в общежитии) и короткие резиновые сапоги. Денег на покупку демисезонной обуви нет. Помню, как я плакала и проклинала этот снег, ну почему он не выпал неделей позже – родители должны были продать мясо и купить осенние сапоги. В итоге пошла в туфлях. По снегу! Никогда не забуду!
Сравниваю себя молодую с моей дочерью. У неё, как у любого человека, полно проблем, но в материальном плане разница просто огромная. У неё столько вещей, что не помещаются в шкафу. Некоторые платья она даже не надевала ни разу. А у меня, в мои 20 лет, была одна юбка, доставшаяся от сестры, её же туфли, пара старых кофт, пара дурацких блузок, платья, которые я сама сшила из старых вещей. Вместо пальто или шубы – «Аляска», была такая дешевая, холодная, уродская куртка с искусственным мехом под волка. Такси, рестораны, путешествия, брендовые вещи были из разряда недоступной роскоши. К тому же преступность была страшная. Я пережила 3 ограбления, 8 попыток изнасилования, спасалась каждый раз чудом. Может напишу об этом, когда-нибудь.
1998 – 2008 г.
После института я работа в детском саду психологом. Зарплата была такой мизерной, что ни на что не хватало. Я очень много работала, но всё равно приходилось именно выживать. Хотя, на фоне некоторых других семей, наша была относительно благополучной. Мы не ели фураж, как делали некоторые самые нищие семьи в деревне.
Запомнилась одна история из множества подобных – мой отец держал пчёл, на зиму их нужно было убирать в подпол. Не помню почему, но в один из таких голодных годов, по моему в 1999 году, мы отдали ульи на хранение нашему многодетному соседу. Ульи были с сотами, на которых оставалось немного мёда, для подкормки пчел. Весной, когда забирали ульи, выяснилось, что все пчёлы погибли. Потому что ребятишки соседей съели все соты с остатками мёда. Они не видели сладкое месяцами, вот и дорвались до сот. Съели, по сути, сладкий воск.
Жизнь сейчас.
Нормальная жизнь началась примерно с 2008 года. Я перестала выживать, начала нормально жить, появилась возможность зарабатывать, путешествовать, покупать красивые вещи, бытовую технику, машину. Сейчас я живу в Москве, постоянно езжу в Башкирию, иногда живу там по 2 месяца, то в деревне, то в Уфе. И я вижу, как изменилась жизнь.
Я чувствую себя в безопасности. Знаю, что никто не сорвёт с шеи золотую цепочку, как сорвали с шеи моей старшей сестры, не украдёт шапку прямо с головы, не нападут с ограблением посреди белого дня. Понятно, что преступность никуда не делась, но насколько же её стало меньше!
Мы слегка зажрались. Сегодня перебирала вещи в шкафу, некоторые из них я почти не надевала, обувь девать некуда, приходиться раздавать или выбрасывать. Рестораны надоели, гаджеты – самые современные. При этом мы совсем не богатые. И это не только в моей жизни. Вся наша семья живёт на много лучше. Отец, умирая, два с половиной года назад от рака, говорил с горечью, что вот только жить начали, «задышали», а уже пора уходить. Они с мамой за последние 10 лет смогли поменять все окна в доме, застелить крышу профнастилом, поставить новые межкомнатные двери, поменять всю бытовую технику, купить машину, построить две бани... Моя дочь в свои 22 года дважды побывала а Турции, была в Греции, на Кубе, в Египте, в Армении, катается на горнолыжных курортах… При этом, повторяю, мы совсем не богатые, наши заработки находятся в пределах или чуть выше средней заработной платы, с учётом трат на аренду жилья для дочери.
Сегодня мне не стыдно!
Но самое главное – мне наконец не стыдно. Все девяностые и почти все нулевые я не хотела ничего читать и знать про политику, потому что было больно. В девяностые было ощущение, что страны больше нет, Родины – нет. Нас пинали все, кому не лень. Большинство моих ровесников, молодость которых пришлась на 90-е, мечтали о Западе. Величие России сознательно принижалось, западные информационные платформы отлично работали. Гугл, Фейсбук, Инстаграмм, Ютуб и другие гиганты пропаганды обрабатывали мозги полным ходом. Быть патриотом России было «некомильфо». Нормально было быть апологетом Запада и западной культуры.
Пусть это громкие слова, но Путин и его команда, по сути, вернули мне возможность гордиться своей страной! Это бесценно! Не хлебом единым жив человек, должны быть ещё какие-то ценности – семья, долг, Родина!
Пусть не всё еще хорошо в нашем государстве, полным-полно проблем, цены растут (хотя они везде растут – общемировой кризис), в образовании много идиотизма, медицину оптимизировали (бедные врачи!), кризис в производстве – не хватает кадров, утеряны многие компетенции...
Но!!! Работа ведётся колоссальная, иногда с ошибками, когда-то приходится принимать непопулярные решения (поднятие пенсионного возраста), где-то поверили Западу, где-то ошиблись – но практически вслепую, «со связанными руками», в условиях секретности укрепляя ВПК, что бы коллективный запад ничего не заподозрил – страшно рискуя, все же шли в правильном направлении. В то время, когда я трусливо закрывала глаза, Путин и его команда разгребали Авгиевы конюшни, при постоянных нападках как внешних, так и внутренних врагов.
Два года назад экономика России наконец рванула вверх. Пока ещё это сильно не ощущается, но при внимательном рассмотрении видно, какие огромные суммы вливаются в промышленный сектор, в реальную экономику. Запустили, слава Богу, эмиссию (напечатали рублей), практически прикрыли лавочку с вывозом необработанной древесины, начали потихонечку национализировать заводы, прищемили хвост олигархам, металлургам, почти закрыли возможность выводить деньги в офшоры… Да много всего.
В прошлом году американское информационное агентство Bloomberg с горечью констатировало, что Российская экономика выстояла под давлением беспрецедентных санкций. Они же написали, что «ни одна страна мира не смогла бы вынести такого давления – ни ЕС, ни США, ни Китай – а Россия выстояла».
В прошлом году вообще был рост ВВП по ППС (есть ещё ВВП по номиналу, но по ПСС более объективный показатель). Мы тогда вышли в топ 5 стран с сильнейшей экономикой и стали первой экономикой Европы. И это в условиях ведения СВО (а практически vойны со всем Западом) и санкционного давления. Для сравнения, самой санкционной страной мира до нас был Иран – около 4000 санкции, а против России ввели более 14 000 !
Да, проблем всё ещё очень много и должно пройти ещё несколько лет, прежде чем существенно улучшится жизнь самых незащищенных слоёв населения – бюджетников и пенсионеров.
Но я чувствую, знаю, что всё у нас теперь будет хорошо!
Теперь – прорвемся!
Ставьте лайк, подписывайтесь, буду рада комментариям.