В центре внимания всегда те танки, которые реально воюют или могут пойти в бой в ближайшее время. M1 Abrams, Leopard 2, машины советского производства и постсоветского пространства, Merkava. Все из них воюют прямо сейчас. Что самое ироничное, когда эксперты говорят о машине 21 века, все называют или западные ОБТ, или нечто своеобразные, как «Меркава». Иногда, в этом контексте звучат Т-90М и «Армата». А как насчёт К2?
K2 «Чёрная Пантера»
Что такое К2? Это южнокорейский ОБТ, созданный уже в нулевые и запущенный в серию в 2010 году. Он сменил ранее принятые K1, а его принятие на вооружение состоялось в далёком 1985 году. В свою очередь, К1 можно назвать ближайшим родственником M1 Abrams. Даже индексы прототипов очень похожи – XM-1 у прототипов «Абрамса» и XK-1 у корейской машины. Внешние сходства у К1 с XM-1 компании Chrysler тоже очевидны… Характерный лоб корпуса, очертания башни. Только маска орудия и само орудие словно позаимствованы у прототипа General Motors. В общем, типичный ОБТ западной школы, но со своими нюансами…
О каких нюансах идёт речь? Во-первых, Южная Корея страна горная и машине требуется особая подвеска. Во-вторых, особые требования к месту заряжающего из-за потенциальных наклонов машины даже при стрельбе с места. К последнему пришли с большой задержкой – K1 имел ручное заряжание. По состоянию на 2016 год, Южная Корея имеет на вооружении около 1000 К1 и чуть менее 500 К1А1, оснащённые 120 мм пушкой.
К2 учёл проблемы своего предшественника и обзавёлся автоматом заряжания. Сама башня, в отличие от западных аналогов, очень своеобразная и имеет уменьшенную площадь лобовых пакетов бронирования башни, благодаря чему экономится масса. Специально для орудия сделан «горб», обеспечивающий лучшие углы вертикального наведения. Корпус танка претерпел меньше изменений, но это не значит, что их нет… Усилена лобовая броня, форсирован двигатель с 1 200 до 1 500 лошадиных сил при массе 51 тонна у К1, 53 у К1А1 и 55 тонн у К2. Замене подвергся не только двигатель, но и трансмиссия, по понятным причинам.
Танк 21 века?
И так, что такое танк 21-го века? На этот вопрос до сих пор нет точного ответа и каждая стран решает эту задачу по-своему. Для кого-то актуален переход от больших и тяжёлых машин на что-то лёгкое, кому-то наоборот – надо создать унифицированную платформу с колоссальным заделом для модернизации, а кому-то и модернизации хватит.
В любом случае, ОБТ 21-го века обязан иметь великолепные системы связи для реализации «ситицентрического» принципа ведения боя. Согласно «ситицентрическому» принципу, экипаж танка должен иметь возможность не только обнаружения цели и её поражения, но и передавать данные о своём месте положения и статусе в режиме реального времени, обмениваясь информацией с другими родами войск. ОБТ и его экипаж должны иметь возможность целеуказания другим родам войск и корректировки высокоточного оружия, включая артиллерийские боеприпасы и крылатые ракеты. Плюс, ОБТ обязан иметь комплексы активной защиты, систему предупреждения об облучении, полноценное СУО со всеми вытекающими, закрытую пулемётную установку, панорамный прицел и все виды средств наблюдения, от аналоговых и оптических, до цифровых телевизионных и тепловизионных каналов.
Может ли кто-то назвать хотя бы один танк в мире, который совмещает в себе все раннее указанные особенности? Сомневаюсь… К2 тоже им не соответствует. Да, у него есть панорамный прицел, ЗПУ, великолепные средства связи, система предупреждения о лазерном облучении с возможностью автоматического отстрела аэрозольных дымов, но совершенно нет комплекса активной защиты. Он построен на общепринятых принципах 20-го века, а если кто-то вспомнит автомат заряжания, то я напомню про существование AMX-56 Leclerc, Type 90 и Type 10, та даже Т-64, Т-72, их производные и китайские аналоги, часть из которых используют в Пакистане (ОБТ «Аль-Халид», он же MBT2000) и Иранке («Карар»). Гидропневматическая подвеска тоже использовалась ранее на японских ОБТ по тем же причинам – горная местность. В качестве вывода хочется сказать, что К2 это эволюция, а не революция. Технически он использует решения прошлого века и назвать его машиной 21-го века можно только календарно, а не технически, как и любой другой танк современности – даже Т-14 «Армата».