Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Большой аттракцион" (СССР, 1975), "Дача" (СССР, 1973), "Семеро смелых" (СССР, 1936): "за" и против"

Семеро смелых. СССР, 1936. Режиссер Сергей Герасимов. Сценаристы Сергей Герасимов, Юрий Герман. Актеры: Николай Боголюбов, Тамара Макарова, Иван Новосельцев, Олег Жаков, Пётр Алейников и др. 19 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Сергей Герасимов (1906–1985) поставил два десятка полнометражных игровых фильмов, 12 из которых («Семеро смелых», «Маскарад», «Молодая гвардия», «Сельский врач», «Тихий Дон», «Люди и звери», «Журналист», «У озера», «Любить человека», «Дочки–матери», «Юность Петра», «В начале славных дел») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Семеро друзей находятся в полярной экспедиции в Арктике…

В год выхода фильма «Семеро смелых» на экраны СССР он был встречен прессой весьма позитивно.

Режиссер А. Мачерет отметил, что «ненавязчивый юмор сообщает обаяние и трогательную теплоту происходящим в картине событиям. Режиссер умеет в совершенстве под покровом будничности раз­глядеть высокий героический порыв и безудержную отвагу» (Мачерет, 1936).

Режиссер Г. Козинцев был об этой ленте столь же высокогоо мнения: «Замечательная картина. Стиль «Семеро смелых» — единственно возможный мужественный, спокойный стиль, которым только и можно говорить о героях. Картина выигрывает от того, что сделана на простых челове­ческих деталях. Кинематографические актеры показали в «Семеро смелых» вы­сокий класс. Игра Алейникова, Жакова и других превосходна. … Блестяще работают актеры. Герасимову удалось создать насто­ящий актерский ансамбль, в котором нет провалов» (Козинцев, 1936).

Главная газета Советского Союза «Правда» выразила официальную точку зрения на жту работу С. Герасимова, подчеркнув,что в «правдиво и ярко обрисованы в фильме образы советских поляр­ников, их жизнь и работа. И за деятельностью этой небольшой группы видишь всю грандиозную борьбу по освоению Арктики, ко­торую неустанно в течение многих лет ведет Советская страна. Из театра уходишь глубоко взволнованный всем виденным, с теплым чувством к героям картины, с симпатией к их делу и к ним самим. Успеху этого прекрасного фильма… во многом содействует хорошо подобранный коллектив артистов. «Семеро смелых» — картина, которая заслуживает большой по­хвалы» (Молоков, 1936).

Уже в XXI веке киновед Евгений Добренко обратил внимание читателей журнала «Искусство кино» на «отсутствие в фильме [«Смелые люди»] не только отрицательных персонажей, но даже внутренних конфликтов у героев. … Неясным остается лишь вопрос: зачем? Все пережитые героями испытания оказываются (подобно самой снежной пустыне) самодостаточными. Нельзя ведь предположить, что умный и добрый начальник зимовки всерьез собирается в арктической пустыне «горы ломать, прокладывать дорогу, асфальт, биться, чтобы сады поднялись, зашумели бы здесь, как в Полтаве». Эта неопределенность целей у людей, действующих в экстремальных условиях…, заставляет предположить, что самое рождение периферии мотивировано не сюжетно, но именно культурно. Герои потому и оказались в Арктике, что «смелы». И наоборот, они потому и «смелы», что оказались в этих условиях. Таким образом, сюжет впитывает заданную культурой топику и одновременно является как бы се оформлением. … Эта уже знакомая немотивированностъ основных сюжетных ходов приобретает особый смысл: под сомнением все время оказывается сам «выбор натуры». Людям всегда здесь трудно (почти невыносимо), но, тем не менее, сюда все рвутся, полагая, что тут «настоящая жизнь». В сцене первого же появления в женском бараке главная героиня предлагает написать открытое письмо девушкам страны, чтобы те ехали в Комсомольск. Письмо она с подругами пишет («как по газете»), а к концу фильма мы узнаем о прибытии в Комсомольск уже тысяч девушек со всех концов страны. Во всех такого рода ситуациях есть что–то поистине мистическое, неподдающееся ни рациональному объяснению, ни адекватной мотивации (если оставаться в сфере «изображения жизни в формах самой жизни»). Между тем мотивировки лежат в иной плоскости: героика самодостаточна и потому находит для себя самодостаточное же пространственное измерение. Как нельзя сказать, почему герой совершает героические поступки, гак нельзя сказать, что забрасывает его на край света. Всякие объяснения здесь излишни. Но только: потому что «большевики — люди особой закалки», для них «нет ничего невозможного», потому, наконец, что «ведь ты же советский человек» и т.п. Объяснение мотивов всегда заменяется здесь «историей роста». А видимое пространство — фантазиями» (Добренко, 1996).

Святослав Котенко (1936–1996) писал об особенностях главного женского образа этой ленты, отмечая, что Женя у Тамары Макаровой «была мягкой, уютной, и героизм ее узнавался зрителями в делах, в действии, а не в манерах. Больше того, нам начинало казаться (в действительности же здесь проявлял себя закон актерского ансамбля), что отважные мужчины рядом с ней невольно прощались с лиховато–грубоватыми замашками, чувствовали себя лучше, естественней, «как на Большой земле». … Смелость актрисы мы не сможем вполне оценить, если не будем историчны. А когда вспомним, что «Семеро смелых» появились в годы, когда этические и эстетические составляющие женской красоты часто включали в себя элементарность и резкость облика и костюма, панибратство в манерах, залихватский энтузиазм, — тем выше оценим творческую отвагу авторов фильма. Они изобразили героиню, подлинную героиню, в совсем ином, противоположном облике, доказали естественность и значимость этого облика» (Котенко, 1964).

Киновед Евгений Марголит полагает, что «если бы не присутствие Тамары Макаровой, возникало бы ощущение, что в драматургии знаменитого фильма допущен вопиющий просчет: как могло статься, чтобы в сюжете с единственным женским персонажем не было даже намека на любовную линию? Героиня существует в фильме не столько вместе со всеми, сколько над всеми, осеняя всех своим совершенством в равной степени, никого в отдельности не то что не выделяя, но — не воспринимая. Это общий феномен сталинского кинематографа: актриса (Орлова, Ладынина, Макарова) — величина постоянная, а партнер ее — переменная. И недаром звездами в середине тридцатых становились поздно, около тридцати; на месте весьма расплывчатого понятия «революционное отечество мирового пролетариата» возник образ Матери–Родины, могучей и вечно цветущей. Двадцатидевятилетняя актриса, бывшая до того на вторых ролях с конца двадцатых годов, воплотила его с уникальной полнотой. Символическая белизна героинь тех лет — знак непорочности и совершенства — обретает здесь дополнительный смысл: на всем облике врача Жени Охрименко (светлые волосы, светлые глаза, белый свитер) лежит отсвет арктических снегов, среди которых развертывается действие фильма. Своего рода советская Снежная Королева. Мать–Родина и Мать–Природа в одном лице. Именно соединение этих двух начал создает эффект героинь Макаровой — монументальность и бесполость одновременно. Наиболее близкий аналог — соответствующие изваяния Вучетича. Какие уж тут интимные отношения! Не женщина, но дух Великой державы в женском образе, столь же прекрасном, сколь и неизменном» (Марголит, 1993).

Итак, эта приключенческая комедия о полярниках имела успех у зрителей многих поколений. И зрители и сегодня смотрят эту ленту с удовольствием:

«Люблю смотреть этот фильм. Умираю со смеху, когда Женя (Т.Макарова) видит произведение кулинарного искусства повара (П. Алейников) и клянчит: "Ой, какие блинчики, а можно попробовать?", и он, скрепя сердце, с расстановкой изрекает: "Ну, ладно, возьми. Вот этот, маленький!"» (Юлия).

«Талантливый фильм о трудном и героическом освоении русского Севера. Пересмотрела с большим интересом. Фильм вписан в принципы советского искусства, а оно, по словам Луначарского, должно было способствовать усовершенствованию людей, созданию в них способности к самовоспитанию. Главные ценности тогдашнего понимания жизни – способность к самопожертвованию, мужеству, умение не теряться в сложной ситуации, а проявлять инициативу и смекалку, умение работать в команде, поступаться своей выгодой для общего блага, – все есть в этом фильме. Герасимов был ярким представителем социалистического искусства» (Элиабель).

Киновед Александр Федоров

-2

Большой аттракцион. СССР, 1975. Режиссер Виктор Георгиев. Сценаристы: Александр Басаргин, Виктор Георгиев. Актеры: Наталья Варлей, Гунарс Цилинский (Цилинскис), Майя Менглет, Георгий Вицин, Сергей Мартинсон, Евгений Моргунов, Савелий Крамаров, Татьяна Пельтцер, Владимир Грамматиков, Арутюн Акопян и др. 19,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Виктор Георгиев (1937–2010) поставил всего шесть фильмов. Главным фильмом его карьеры был, конечно, его дебютный фильм «Сильные духом» (1967). Всего в тысячу самых кассовых советских вошли у В. Георгиева два фильма («Сильные духом» и «Большой аттракцион»).

Главная героиня (Наталья Варлей) хочет стать артисткой цирка, но это не так-то просто…

Советская пресса эту цирковую комедию просто разгромила.

Так кинокритик Валерий Кичин в журнале «Искусство кино» подчеркивал,что в «Большом аттракционе» нет «решительно никакой авторской концепции, что за сюжетом, пусть даже и условным, не стоит тема, что убоги и неостроумны диалоги, что нет характеров и нет мотивировок. … снова стопроцентный брак вышел на экраны, неся в заглавных титрах, как знамя, гордую марку эталонной студии страны» (Кичин, 1981: 59).

А вот мнения сегодняшних зрителей о «Большом аттракционе» не столь строги:

«Понятно, что при мысли, кто бы мог сыграть циркачку, сразу приходит ответ: Наталья Варлей. Правда, немного раздражает парик, сделавший ее блондинкой. Хотя понятно, что авторы добивались ее схожести с молодой Любовью Орловой и Пеппи-Длинный Чулок, одновременно, хотя им то, она и проигрывает. А так, это кино – милый пустячок. Аттракцион где-то получился, но вот большой – нет! Актеры или переигрывают, или не доигрывают» (Александр).

«Веселый фильм! Наталья Варлей просто прелесть! Красавица, просто глаз не отвести! Очень люблю ее! Ну и предмет ее обожания красавец – Цилинский как всегда тоже просто бесподобен! Самый настоящий сердцеед! А какая прелесть Вицин! А какая красавица Майя Менглет! Ну, Крамаров как всегда в своём амплуа, смех да и только! От одной его физиономии уже смешно становится. Прекрасный фильм и просто чудесные актёры!» (Лорель).

Киновед Александр Федоров

-3

Дача. СССР, 1973. Режиссер Константин Воинов. Сценаристы Константин Воинов, Леонид Лиходеев. Актеры: Лидия Смирнова, Александр Вокач, Людмила Шагалова, Николай Парфёнов, Евгений Евстигнеев, Людмила Гурченко, Клара Лучко, Анатолий Папанов, Олег Табаков, Роза Макагонова, Владимир Басов, Георгий Юматов, Николай Граббе, Станислав Чекан и др. 18,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Константин Воинов (1918–1995) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, 4 из которых («Трое вышли из леса», «Молодо–зелено», «Женитьба Бальзаминова», «Дача») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Завяка комедии «Дача» такова: супруги копили деньги на дачу, но вот беда – деньги пропали…

Киновед Ирина Гращенкова считает, что в 1970–х у режиссера Константина Воинова «наиболее удачной стала бытовая комедия «Дача» (1973). Снова великолепный актерский ансамбль, разбитый на выразительные пары… Узнаваемые жизненные ситуации, мягкий юмор, много выдумки» (Гращенкова, 2010: 107).

Мнения многих сегодняшних зрителей, как правило, в данном случае совпадают с точкой зрения И. Гращенковой:

«Чудесный фильм. Светлый, добрый. Букет звезд и все так самозабвенно играют. А какая дружба, какие добрые отношения показаны!» (Элла).

«Замечательный фильм… До чего же хорошие у нас артисты были! Каждый, как самородок уникальный, неповторимый. Вообще, этот фильм смотрится, как бенефис для каждого, кто в нем играет» (Елена).

Но, правда, не всех:

«А мне этот фильм показался пародией на советскую действительность: жаль народ, ютящийся в крошечных дачках на крошечных участочках, где вырастишь три огурца и два помидора, без воды и много без чего ещё. А и правильно: чего им давать больше, ещё чего доброго, лишний кусок в доме появится – так и буржуинами станут!» (Ева–Лотта).

Киновед Александр Федоров