Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Я шагаю по Москве" (СССР, 1964), "Музыканты одного полка" (СССР, 1965), "Близнецы" (СССР, 1945): "за" и "против"

Я шагаю по Москве. СССР, 1964. Режиссер Георгий Данелия. Сценарист Геннадий Шпаликов. Актеры: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Инна Титова, Ирина Мирошниченко, Ролан Быков, Владимир Басов, Любовь Соколова и др. 20 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георгий Данелия (1930–2019) поставил 15 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Сережа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В фильме «Я шагаю по Москве» так называемый «поток жизни», лишенный всякого идеологического пафоса, был филигранно разыгран авторами на стыке драматического и комедийного жанров…

Картина «Я шагаю по Москве» полюбилась зрителям сразу и до сих пор помнится ими как своего рода кинематографический маркер «оттепели»…

В самом деле, «о чем картина? Да просто о том, как замечательно жить, когда ты молод и всё впереди, да еще летний дождь хлынул, и девушка, танцуя, бежит босиком по лужам… В общем, и жизнь – хороша, и жить – хорошо… Фильм пронизан беспричинной радостью бытия» (Милосердова, 2010: 144).

Нея и Андрей Зоркие писали, что «Я шагаю по Москве» своего рода «обозрение. Многоэпизодность фильма и есть своеобразный «монтаж аттракционов»: забавных приключений, встреч, открыто поэтических секвенций радости и счастья. Как, например, знаменитый, овеявший всю картину проход босых девичьих ног по лужам на фоне велосипедного колеса, в минуты летнего московского дождя — необычный, поистине открытый сценаристом Геннадием Шпаликовым и Георгием Данелия образ любви, свидания влюбленных... Конечно, эта пестрая многоэпизодность организована (и даже очень четко организована) перипетиями одного дня трех юных друзей, ограничена определенным временем — от рассвета до полночи, обрамлена частным сюжетом главного героя — Коли. ... Но все же главной темой и настроением фильма служит лирический, полный сыновней любви, запечатленный в прозрачных кадрах Вадима Юсова монолог Данелия о прекрасном нашем городе (недаром Коля и живет в его, Данелия, доме на Чистых прудах). Единицы–эпизоды здесь равнозначны, фильм ровен, грациозен, и бесспорная прелесть его в чувстве меры, в том, что финальная точка поставлена именно тогда и там, где ей следует быть. Немногим режиссерам удается вот так, вроде бы не из чего, из каких–то самых простых вещей создать на экране обволакивающую и щемящую атмосферу особого мира, уюта именно этого уголка земли, чтобы вас туда потянуло бы до слез. Это и есть кино, минуты чистого кинематографа» (Зоркая и Зоркий, 1982).

Но советская кинопресса встретила эту картину неоднозначно.

Кинокритики Анри Вартанов (1931–2019) и Михаил Блейман (1904–1973) в «Советском экране» отнеслись к этому акварельному фильму в целом позитивно, хотя М. Блейман и не увидел там особой сюжетной новизны и глубины мысли (Блейман, Вартанов, 1964: 3–4).

А вот кинокритик Инна Левшина (1932–2009) выступила против этой картины очень резко и призналась: «Я не люблю фильм Г. Данелия по сценарию Г. Шпаликова «Я шагаю по Москве». Главным образом из–за Шпаликова не люблю, из–за того, что драматург содержанием фильма делает демонстрацию своей творческой манеры, и фильм возводит наркотическое языческое ощущение безмыслия – в эталон счастья… И что же? Так держать? Держать на уровне «Я шагаю по Москве» – не дай бог предложить зрителю что–нибудь иное, вместо раз удавшегося комедийно–эстрадного зрелища обо всем и ни о чем? … Я за то, чтобы зрителю предлагали думать, и как можно чаще» (Левшина, 1967: 111).

И здесь я согласен с С. Кудрявцевым: «в былые годы некоторые критики, вероятно, разозлённые из–за того, что более концептуальная лента "Застава Ильича" (вышла потом под названием "Мне 20 лет") Марлена Хуциева была подвергнута идеологической проработке и затянувшейся на несколько лет переработке, язвили, что другой фильм по сценарию молодого и талантливого Геннадия Шпаликова, словно шар–спутник, быстрее достиг экрана. И вообще картина "Я шагаю по Москве" могла показаться непозволительно несерьёзной и простенькой – почти как случайный летний дождик, который застиг всех врасплох, но тут же прекратился, так что над ним даже следовало бы посмеяться. Это же какое–то наивное юношеское стихотворение ни о чём, родившееся на свет от хорошего настроения, а "в чём дело – сразу не поймёшь", что и схвачено моментально в песенке…, и в великолепно снятой оператором Вадимом Юсовым летней Москве…. Лишь ретроспективно постигаешь, что "Я шагаю по Москве" – не только неприхотливо запечатлённое "прекрасное лето"…, но и восторженный эпиграф к эре радости и раскрепощения, позже продлившейся столь недолго – каких–нибудь три года» (Кудрявцев, 2006).

Сегодняшние зрители, как правило, оценивают фильм «Я шагаю по Москве» восторженно:

«Гениальная комедия периода оттепели. Фильм состоит из новелл, и каждая прекрасна. Мы запоминаем и философствующего полотера, и писклявую ведущую, и нескладную тетеху, рисующую лошадь, и замороченного милиционера, и истеричного типа, и красивую женщину cзонтиком. А главная героиня фильма – наша любимая столица. Такая красивая, веселая, праздничная» (Элла).

«Фильм отличный! Про молодежь, про мечты о светлом будущем, про первую любовь и про настоящую дружбу. Смотришь этот фильм и осознаешь, как точно передана та удивительная атмосфера 60–х, понимаешь, что ты являешься свидетелем того или иного действа. Михалков, Локтев и Стеблов сумели передать нам ту самую атмосферу. Можно говорить много, но хотелось бы сказать одно: не зря этот фильм вошел в золотой фонд нашего кинематографа, он – один из лучших фильмов Данелии, он потому и вошел в фонд, потому что его любят больше 40 лет, его помнят и никогда не забудут» (С. Завьялов).

«Просто шедевр! Смотреть его наслаждение! Юные Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов… Что может быть лучше!» (Поклонница).

Киновед Александр Федоров

-2

Близнецы. СССР, 1945. Режиссер Константин Юдин. Сценаристы Яков Ялунер, Михаил Витухновский. Актеры: Михаил Жаров, Людмила Целиковская, Вера Орлова, Павел Шпрингфельд, Андрей Тутышкин, Ирина Мурзаева, Константин Сорокин и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Константин Юдин (1896–1957) поставил 9 полнометражных игровых фильмов, шесть из которых («Девушка с характером», «Сердца четырех», «Близнецы», «Смелые люди», «Застава в горах», «Борец и клоун») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Комедии Константина Юдина пользовались большим успехом у аудитории, тем паче, что в них играли яркие звезды советского кино.

А вот Министру кинематографии СССР Ивану Большакову (1902–1980) комедия «Близнецы» явно не понравилась: «Печать безыдейности и мещанской пошлости лежала и на фильмах «Близнецы» и «Небесный тихоход». В фильме «Близнецы» «обыгрывалась» судьба двух младенцев–близнецов, случайно попавших в руки молодой девушки во время бомбежки. Вокруг этих близнецов развертываются довольно банальные и примитивные сцены, в которых участвует большое количество действующих лиц, основной функцией которых является смешить зрителей нелепыми поступками. Например, один из персонажей кладет по рассеянности в кипящую воду вместо яйца свои карманные часы. Фильм изобилует подобными «перлами». После долгих злоключений с близнецами наконец находятся их мать и отец, который в фильме выведен как отрицательный персонаж. Самые высокие человеческие чувства — любовь и заботливое отношение к детям — в фильме опошлены, а советские люди представлены в извращенном, нарочито оглупленном виде» (Большаков, 1950: 136–137).

Спустя тридцать с лишним лет кинокритик Ирина Шилова (1937–2011), оценивая «Близнецов» и «Сердца четырех» в политическом и социокультурном контексте 1940–х отметила, что исполнительница главной роли «Целиковская участвовала в игре, интуитивно, видимо, ощущая, что именно игра, именно условность всех этих лирико–музыкальных комедий, не имеющих почти ничего общего с реальной действительностью, столь желанна, столь необходима зрителям тех трудных лет. В водевильных, легкомысленных историях актриса раскрывала пусть наивные, но нормальные, неискаженные человеческие чувства, напоминала о любви, верности, стойкости своих красивых, изящных, непосредственных и таких симпатичных героинь, которых нельзя было ни сломать, ни победить, но которые столь щедры на доброту» (Шилова, 1989).

Ну, а сегодня зрители вспоминают «Близнецов» как оптимистичную и трогательно наивную комедию:

«Чудесный фильм! Такой добрый, сказочный, светлый! Не удивительно, что Целиковскую обожают до сих пор! … Не фильм, а заряд позитивной энергии» (М. Морозова).

«Очень люблю фильмы, где играют Жаров и Целиковская. Это всегда юмор, это всегда напор энергии. Вообще, написать сценарий для комедии, где каждый эпизод вызывает улыбку, рисует характер… – это надо самому сценаристу обладать хорошим чувством юмора. Замечательный фильм!» (В. Беляева).

«У меня этот фильм в коллекции антидепрессантов. Удивительное дело, хоть снято и в 1945 году, но как–то вне времени, не наблюдается особой пропаганды и советской идеологии, как во многих фильмах того периода. Все как–то нейтрально и легко – юмор, непринужденно и без наигранности. … Этот фильм можно смотреть много раз и все время что–то новое будет открываться. ... Одним словом "Близнецы" – шедевр!» (Лале).

Киновед Александр Федоров

-3

Музыканты одного полка. СССР, 1965. Режиссеры: Павел Кадочников, Геннадий Казанский. Сценарист Леонид Любашевский (по собственной пьесе «Музыкантская команда»). Актеры: Юрий Соломин, Николай Ерёменко (ст.), Павел Кадочников, Николай Боярский, Константин Адашевский, Игорь Горбачёв и др. 19,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Как режиссер известный актер Павел Кадочников (1915-1988) поставил всего четыре фильма, одному из которых – «Музыканты одного полка» – удалось попасть в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Геннадий Казанский (1910–1983) известен многими своими работами в кинематографе: за свою творческую карьеру он поставил 16 фильмов, часть из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент («Горячее сердце», «Старик Хоттабыч», «Человек–амфибия», «Музыканты одного полка», «Угол падения», «Грешный ангел»). Главным его хитом был, конечно, «Человек–амфибия» (65,5 млн. зрителей), но и «Старик Хоттабыч» тоже собрал немалую аудиторию.

Гражданская война. Подпольщик служит в музкоманде, которая развлекает белогвардейцев, и ему удается спасти большевика от расстрела…

В год премьеры кинопресса отнеслась к этой ленте весьма сдержанно.

Так на страницах «Советского экрана» отмечалось, что «картина получилась похожей на кентавра. Начинается она эксцентрическими кадрами, затем идет нормальный, сюжетный и как бы реалистический фильм, а конец почти водевильный. Эта разностильность приводит к неувязкам чисто драматургического порядка… фильм … очень театрален… Налет театральной искусственности ощущается и в игре актеров, и в мизансценах, и в монтажных переходах» (Медведева, 1965: 4). Медведева Г. Репертуар: свет и тени // Советский экран. 1965. 17: 4-5.

А вот мнения зрителей XXI века об этом фильме нередко полярны:

«Если абстрагироваться от его идеологии, то фильм, безусловно, хорош! Динамичный сюжет, много иронии, режиссура не подкачала, актерские работы… превосходны» (Леонид).

«Впечатления унылые: вроде бы, комедия, но совершенно не смешно. … Кроме того, практически все актёры фильма постоянно переигрывают… А вот сорежиссёр картины Павел Кадочников наоборот – явно «недоигрывает». Какой-то он здесь «усталый» и играет откровенно «на отвяжись!» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров