Я шагаю по Москве. СССР, 1964. Режиссер Георгий Данелия. Сценарист Геннадий Шпаликов. Актеры: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Инна Титова, Ирина Мирошниченко, Ролан Быков, Владимир Басов, Любовь Соколова и др. 20 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Георгий Данелия (1930–2019) поставил 15 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Сережа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В фильме «Я шагаю по Москве» так называемый «поток жизни», лишенный всякого идеологического пафоса, был филигранно разыгран авторами на стыке драматического и комедийного жанров…
Картина «Я шагаю по Москве» полюбилась зрителям сразу и до сих пор помнится ими как своего рода кинематографический маркер «оттепели»…
В самом деле, «о чем картина? Да просто о том, как замечательно жить, когда ты молод и всё впереди, да еще летний дождь хлынул, и девушка, танцуя, бежит босиком по лужам… В общем, и жизнь – хороша, и жить – хорошо… Фильм пронизан беспричинной радостью бытия» (Милосердова, 2010: 144).
Нея и Андрей Зоркие писали, что «Я шагаю по Москве» своего рода «обозрение. Многоэпизодность фильма и есть своеобразный «монтаж аттракционов»: забавных приключений, встреч, открыто поэтических секвенций радости и счастья. Как, например, знаменитый, овеявший всю картину проход босых девичьих ног по лужам на фоне велосипедного колеса, в минуты летнего московского дождя — необычный, поистине открытый сценаристом Геннадием Шпаликовым и Георгием Данелия образ любви, свидания влюбленных... Конечно, эта пестрая многоэпизодность организована (и даже очень четко организована) перипетиями одного дня трех юных друзей, ограничена определенным временем — от рассвета до полночи, обрамлена частным сюжетом главного героя — Коли. ... Но все же главной темой и настроением фильма служит лирический, полный сыновней любви, запечатленный в прозрачных кадрах Вадима Юсова монолог Данелия о прекрасном нашем городе (недаром Коля и живет в его, Данелия, доме на Чистых прудах). Единицы–эпизоды здесь равнозначны, фильм ровен, грациозен, и бесспорная прелесть его в чувстве меры, в том, что финальная точка поставлена именно тогда и там, где ей следует быть. Немногим режиссерам удается вот так, вроде бы не из чего, из каких–то самых простых вещей создать на экране обволакивающую и щемящую атмосферу особого мира, уюта именно этого уголка земли, чтобы вас туда потянуло бы до слез. Это и есть кино, минуты чистого кинематографа» (Зоркая и Зоркий, 1982).
Но советская кинопресса встретила эту картину неоднозначно.
Кинокритики Анри Вартанов (1931–2019) и Михаил Блейман (1904–1973) в «Советском экране» отнеслись к этому акварельному фильму в целом позитивно, хотя М. Блейман и не увидел там особой сюжетной новизны и глубины мысли (Блейман, Вартанов, 1964: 3–4).
А вот кинокритик Инна Левшина (1932–2009) выступила против этой картины очень резко и призналась: «Я не люблю фильм Г. Данелия по сценарию Г. Шпаликова «Я шагаю по Москве». Главным образом из–за Шпаликова не люблю, из–за того, что драматург содержанием фильма делает демонстрацию своей творческой манеры, и фильм возводит наркотическое языческое ощущение безмыслия – в эталон счастья… И что же? Так держать? Держать на уровне «Я шагаю по Москве» – не дай бог предложить зрителю что–нибудь иное, вместо раз удавшегося комедийно–эстрадного зрелища обо всем и ни о чем? … Я за то, чтобы зрителю предлагали думать, и как можно чаще» (Левшина, 1967: 111).
И здесь я согласен с С. Кудрявцевым: «в былые годы некоторые критики, вероятно, разозлённые из–за того, что более концептуальная лента "Застава Ильича" (вышла потом под названием "Мне 20 лет") Марлена Хуциева была подвергнута идеологической проработке и затянувшейся на несколько лет переработке, язвили, что другой фильм по сценарию молодого и талантливого Геннадия Шпаликова, словно шар–спутник, быстрее достиг экрана. И вообще картина "Я шагаю по Москве" могла показаться непозволительно несерьёзной и простенькой – почти как случайный летний дождик, который застиг всех врасплох, но тут же прекратился, так что над ним даже следовало бы посмеяться. Это же какое–то наивное юношеское стихотворение ни о чём, родившееся на свет от хорошего настроения, а "в чём дело – сразу не поймёшь", что и схвачено моментально в песенке…, и в великолепно снятой оператором Вадимом Юсовым летней Москве…. Лишь ретроспективно постигаешь, что "Я шагаю по Москве" – не только неприхотливо запечатлённое "прекрасное лето"…, но и восторженный эпиграф к эре радости и раскрепощения, позже продлившейся столь недолго – каких–нибудь три года» (Кудрявцев, 2006).
Сегодняшние зрители, как правило, оценивают фильм «Я шагаю по Москве» восторженно:
«Гениальная комедия периода оттепели. Фильм состоит из новелл, и каждая прекрасна. Мы запоминаем и философствующего полотера, и писклявую ведущую, и нескладную тетеху, рисующую лошадь, и замороченного милиционера, и истеричного типа, и красивую женщину cзонтиком. А главная героиня фильма – наша любимая столица. Такая красивая, веселая, праздничная» (Элла).
«Фильм отличный! Про молодежь, про мечты о светлом будущем, про первую любовь и про настоящую дружбу. Смотришь этот фильм и осознаешь, как точно передана та удивительная атмосфера 60–х, понимаешь, что ты являешься свидетелем того или иного действа. Михалков, Локтев и Стеблов сумели передать нам ту самую атмосферу. Можно говорить много, но хотелось бы сказать одно: не зря этот фильм вошел в золотой фонд нашего кинематографа, он – один из лучших фильмов Данелии, он потому и вошел в фонд, потому что его любят больше 40 лет, его помнят и никогда не забудут» (С. Завьялов).
«Просто шедевр! Смотреть его наслаждение! Юные Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов… Что может быть лучше!» (Поклонница).
Киновед Александр Федоров
Близнецы. СССР, 1945. Режиссер Константин Юдин. Сценаристы Яков Ялунер, Михаил Витухновский. Актеры: Михаил Жаров, Людмила Целиковская, Вера Орлова, Павел Шпрингфельд, Андрей Тутышкин, Ирина Мурзаева, Константин Сорокин и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Константин Юдин (1896–1957) поставил 9 полнометражных игровых фильмов, шесть из которых («Девушка с характером», «Сердца четырех», «Близнецы», «Смелые люди», «Застава в горах», «Борец и клоун») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Комедии Константина Юдина пользовались большим успехом у аудитории, тем паче, что в них играли яркие звезды советского кино.
А вот Министру кинематографии СССР Ивану Большакову (1902–1980) комедия «Близнецы» явно не понравилась: «Печать безыдейности и мещанской пошлости лежала и на фильмах «Близнецы» и «Небесный тихоход». В фильме «Близнецы» «обыгрывалась» судьба двух младенцев–близнецов, случайно попавших в руки молодой девушки во время бомбежки. Вокруг этих близнецов развертываются довольно банальные и примитивные сцены, в которых участвует большое количество действующих лиц, основной функцией которых является смешить зрителей нелепыми поступками. Например, один из персонажей кладет по рассеянности в кипящую воду вместо яйца свои карманные часы. Фильм изобилует подобными «перлами». После долгих злоключений с близнецами наконец находятся их мать и отец, который в фильме выведен как отрицательный персонаж. Самые высокие человеческие чувства — любовь и заботливое отношение к детям — в фильме опошлены, а советские люди представлены в извращенном, нарочито оглупленном виде» (Большаков, 1950: 136–137).
Спустя тридцать с лишним лет кинокритик Ирина Шилова (1937–2011), оценивая «Близнецов» и «Сердца четырех» в политическом и социокультурном контексте 1940–х отметила, что исполнительница главной роли «Целиковская участвовала в игре, интуитивно, видимо, ощущая, что именно игра, именно условность всех этих лирико–музыкальных комедий, не имеющих почти ничего общего с реальной действительностью, столь желанна, столь необходима зрителям тех трудных лет. В водевильных, легкомысленных историях актриса раскрывала пусть наивные, но нормальные, неискаженные человеческие чувства, напоминала о любви, верности, стойкости своих красивых, изящных, непосредственных и таких симпатичных героинь, которых нельзя было ни сломать, ни победить, но которые столь щедры на доброту» (Шилова, 1989).
Ну, а сегодня зрители вспоминают «Близнецов» как оптимистичную и трогательно наивную комедию:
«Чудесный фильм! Такой добрый, сказочный, светлый! Не удивительно, что Целиковскую обожают до сих пор! … Не фильм, а заряд позитивной энергии» (М. Морозова).
«Очень люблю фильмы, где играют Жаров и Целиковская. Это всегда юмор, это всегда напор энергии. Вообще, написать сценарий для комедии, где каждый эпизод вызывает улыбку, рисует характер… – это надо самому сценаристу обладать хорошим чувством юмора. Замечательный фильм!» (В. Беляева).
«У меня этот фильм в коллекции антидепрессантов. Удивительное дело, хоть снято и в 1945 году, но как–то вне времени, не наблюдается особой пропаганды и советской идеологии, как во многих фильмах того периода. Все как–то нейтрально и легко – юмор, непринужденно и без наигранности. … Этот фильм можно смотреть много раз и все время что–то новое будет открываться. ... Одним словом "Близнецы" – шедевр!» (Лале).
Киновед Александр Федоров
Музыканты одного полка. СССР, 1965. Режиссеры: Павел Кадочников, Геннадий Казанский. Сценарист Леонид Любашевский (по собственной пьесе «Музыкантская команда»). Актеры: Юрий Соломин, Николай Ерёменко (ст.), Павел Кадочников, Николай Боярский, Константин Адашевский, Игорь Горбачёв и др. 19,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Как режиссер известный актер Павел Кадочников (1915-1988) поставил всего четыре фильма, одному из которых – «Музыканты одного полка» – удалось попасть в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Геннадий Казанский (1910–1983) известен многими своими работами в кинематографе: за свою творческую карьеру он поставил 16 фильмов, часть из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент («Горячее сердце», «Старик Хоттабыч», «Человек–амфибия», «Музыканты одного полка», «Угол падения», «Грешный ангел»). Главным его хитом был, конечно, «Человек–амфибия» (65,5 млн. зрителей), но и «Старик Хоттабыч» тоже собрал немалую аудиторию.
Гражданская война. Подпольщик служит в музкоманде, которая развлекает белогвардейцев, и ему удается спасти большевика от расстрела…
В год премьеры кинопресса отнеслась к этой ленте весьма сдержанно.
Так на страницах «Советского экрана» отмечалось, что «картина получилась похожей на кентавра. Начинается она эксцентрическими кадрами, затем идет нормальный, сюжетный и как бы реалистический фильм, а конец почти водевильный. Эта разностильность приводит к неувязкам чисто драматургического порядка… фильм … очень театрален… Налет театральной искусственности ощущается и в игре актеров, и в мизансценах, и в монтажных переходах» (Медведева, 1965: 4). Медведева Г. Репертуар: свет и тени // Советский экран. 1965. 17: 4-5.
А вот мнения зрителей XXI века об этом фильме нередко полярны:
«Если абстрагироваться от его идеологии, то фильм, безусловно, хорош! Динамичный сюжет, много иронии, режиссура не подкачала, актерские работы… превосходны» (Леонид).
«Впечатления унылые: вроде бы, комедия, но совершенно не смешно. … Кроме того, практически все актёры фильма постоянно переигрывают… А вот сорежиссёр картины Павел Кадочников наоборот – явно «недоигрывает». Какой-то он здесь «усталый» и играет откровенно «на отвяжись!» (Г. Воланов).
Киновед Александр Федоров