Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Ни пуха, ни пера" (СССР, 1973), "Вратарь" (СССР, 1936), "Волга–Волга" (СССР, 1938): "за" и "против"

Ни пуха, ни пера. СССР, 1973/1974. Режиссер Виктор Иванов. Сценаристы: Яков Костюковский, Морис Слободской, Виктор Иванов (по мотивам рассказов Остапа Вишни «Охотничьи улыбки»). Актеры: Аркадий Аркадьев, Николай Гринько, Николай Кондратюк, Михаил Светин, Константин Сорокин и др. 20,1 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

Режиссер Виктор Иванов (1909–1981) поставил 11 полнометражных игровых фильмов (в основном это были комедии), четыре из которых («За двумя зайцами», «Олекса Довбуш», «Ключи от неба», «Ни пуха, ни пера») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

В незамысловатой комедии «Ни пуха, ни пера» рассказывается об охотниках-любителях, об их приключениях и байках…

Советская кинопресса отнеслась к комедии «Ни пуха, ни пера» противоречиво.

С одной стороны, кинокритик Ромил Соболев (1926-1991) писал, что фильм «Ни пуха, пера» — «о красоте лесов и озер, и общем человеческом долге любить и хранить природу ее первозданности. Да, но комедия-то все же охотничья. … Фильм показывает напряженную и в конечном счете очень успешную охоту настоящих охотников за браконьерами. Комедия Виктора Иванова доставит зрителям немало удовольствия невероятными приключениями и неожиданными поворотами действия, и, главное, исполнительским мастерством многих актеров» (Соболев, 1974).

С другой стороны, кинокритик Елена Бауман (1932-2017) писала в «Советском экране» так: «С самого начала закадровый голос вводит зрителей в проблематику картины: он сообщает нам об охоте, дающей человеку силу и здоровье, развивающей в нем любовь к родной природе, к деревцам и цветочкам, к шелесту камышей. Но во все это трудно поверить. Один охотник страдает непомерной тучностью, другой скрючен радикулитом и потому принимает (для смеха, конечно) не вполне приличные позы. Никак не скажешь по этому фильму, что общение с природой облагораживает людей. Напротив! Вы услышите массу странных околоохотничьих баек… Будет и элементарная физиология: «Ведь около меня что-то как хрюкнуло?», «Это же я, извините, высморкался». Трудно проникнуться симпатией к героям, выражающимся подобным образом. Конечно, настоящий народный юмор действительно отнюдь не всегда приглажен, он носит порой грубоватый, приземленный характер, не чурается и крепкого словца, бьющего не в бровь, а в глаз. Но наивно было бы полагать, что употребление бранных, малопристойных, двусмысленных выражений уже само по себе может являться источником комизма. Так рождается определенный стиль, к сожалению, довольно типичный для некоторых кинокомедий» (Бауман, 1975).

Мнения нынешних кинозрителей об этой комедии отличаются порой весьма радикально:

«Замечательная комедия, с прекрасными актёрами, с добрым юмором. Для отдыха очень подходит, чтобы отвлечься от будничных забот. Иногда смотрю с удовольствием» (Балкон).

«Фильм – полное барахло. Слабый сценарий и плохую постановку не вытянуло целое созвездие кинозвёзд. Весьма всё примитивно» (Белогорец).

Киновед Александр Федоров

-2

Вратарь. СССР, 1936. Режиссер Семен Тимошенко. Сценаристы Лев Кассиль, Михаил Юдин. Актеры: Григорий Плужник, Анатолий Горюнов, Татьяна Гурецкая, Людмила Глазова, Валерий Соловцов и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Семен Тимошенко (1899–1958) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Вратарь», «Небесный тихоход» и «Запасной игрок») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Анализируя «Вратаря» уже в XXI веке, В. Календарова пишет, что «утверждая, что в идеальном своем воплощении советский спорт, как и иные формы досуга, должен способствовать успехам труда, фильм «Вратарь» формирует правильные с советской точки зрения приоритеты воспитания «человека советского». Они и должны рассматриваться в качестве основной цели спортивных занятий. … Итак, мечты о славе могут быть признаны не порочными для человека советского человека лишь при условии, что стремление быть первым находит идеологически выверенную жизненную траекторию, не мешает нужному выбору ценностных приоритетов и не ведет к «головокружению от успехов» – об этом говорит нам последовательное развитие сюжета и перипетии биографии киновратаря Кандидова. … Таким образом, спортивный фильм, появившийся в Советском Союзе как самостоятельный киножанр в 1930-х гг., был нацелен на решение задачи формирования «правильных» для человека советского приоритетов в сфере труда и спорта» (Календарова, 2018).

Эту футбольную комедию до сих пор любят зрители:

«Чудесный фильм. Такие фильмы нужно смотреть, и на таких фильмах нужно учиться нынешним кинематографистам» (Павел)

«Этот фильм – сильный антидепрессант, особенно в наше время. Так поднимает настроение!» (Надиза).

Киновед Александр Федоров

-3

Волга–Волга. СССР, 1938. Режиссер Григорий Александров. Сценаристы: Михаил Вольпин, Николай Эрдман, Григорий Александров, Владимир Нильсен. Актеры: Игорь Ильинский, Любовь Орлова, Владимир Володин, Павел Оленев, Андрей Тутышкин, Мария Миронова, Всеволод Санаев и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Григорий Александров (1903–1983) поставил 11 полнометражных игровых фильма, многие из которых («Веселые ребята», «Волга–Волга», «Цирк», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Русский сувенир») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В годы выхода комедии «Волга–Волга» в прокат советская пресса встретила ее неоднозначно.

К примеру, писатель, сценарист и кинокритик Виктор Шкловский (1893–1984) писал, что в «Волге–Волге» «сюжет мог удаться, если бы роль Дуни была написана с той же силой, как роль Бывалова, если бы авторы иначе решили вопрос о самодеятельном искусстве, если бы они не увлеклись комизмом вещей. Но введена Дуня в ленту вяло, эпизод на плоту затянут. Плот никуда не идет, и вместе с ним стоит и сюжет. … Трюки, которыми работает Александров, мне кажется, сделаны технически — я говорю о технике сценария — неправильно. … Александров и в этой комедии пошел на мелодраму — положение Дуни трогательное: она обижена. Но тогда драматичность надо было брать глубже и песню — выше. … Григорий Александров — мастер, ему снисходительность не нужна. Орлова — талантливая и привлекательная артистка. Она заслуживает правильно написанной роли. В фильме нет драматургии, нет подчинения всего одной большой, художественно прочувствованной идее. Вещь разламывается, середина выпадает, комедия начата не так, как окончена. … «Волга–Волга» дает нам новые возможности советской комедии, основанной на характерах. Но кинокомедия должна стать сюжетной. Кинорежиссер должен пойти за драматургом» (Шкловский, 1938).

Уже в постсоветские времена культуролог и киновед Майя Туровская (1924–2019) иронично отмечала, что «в истории советского кинематографа музыкальной комедии Григория Александрова «Волга–Волга» во всех случаях обеспечено почетное место. В ортодоксальной истории советского кино — как одной из лучших кинокомедий, удостоенной Сталинской премии I степени. В пересмотренной истории — как одного из самых веских доказательств «оглупления» народа, иллюстрацией циничного сталинского лозунга «Жить стало лучше, жить стало веселее». Если «Волга–Волга» и не вызывает таких страстей, как пресловутые «Кубанские казаки» Ивана Пырьева (благо, речь не о деревне), то в букве приговора сомневаться едва ли приходится.

…«Волга–Волга» — одна из самых бурлескных и даже абсурдистских лент советского кинематографа. … Обычно сегодняшняя «презумпция виновности» исходит из того, что картина не соответствует правде жизни: «в то время как… — художники говорили совсем другое». «Волга–Волга», сделанная в конце тридцатых, может претендовать едва ли не наибольший угол отклонения, уступая разве что упомянутым «Кубанским казакам». Понятие жанра в этом случае в расчет не принимается вообще. Я считаю, что жанр фильма нужно ограничивать понятием сатиры, хотя в «Волге–Волге» присутствует официально заданный, официально признанный, действительно классический сатирический персонаж — бюрократ Бывалов, исполненный И. Ильинским. Здесь разговор может идти и о пародии, гротеске, абсурде.

… Обращаясь сегодня к «Волге–Волге», я — повторяю — нахожу ее одной из самых бурлескных лент советского кино, самопародией жанра, хотя меньше всего хочу заподозрить в этом достаточно благонамеренного, но, может быть, не слишком проницательного Г. Александрова. … На самом деле, город Мелководск, изображенный в первой половине ленты, — одна из самых удивительных пародий нашего кино. Ведь что на двадцатом году советской власти мы застаем в Мелководске? Поголовный расцвет народных талантов и повсеместный идиотизм существования. Не знаю, сочинил бы современный абсурдист такое захолустье в годы пятилеток? … Весь город занят одним: песнями и плясками… Ни одно учреждение в городе не занято своим делом: в местном «Нарпите» не кормят, дворник не следит за домом — все население поет и пляшет под руководством неутомимой Стрелки (письма, естественно, второстепенны для нее). … в «Волге–Волге» пародия впервые обращена на то «священное чудовище», каким всегда было то, что принято называть «народом». … Что же касается того момента «метаморфозы», когда мелководская Россия внезапно превращается в некий образ индустриальной державы с белыми пароходами, военными кораблями, гидропланом, дирижаблем, эпроном, стаей яхт и прочей социалистической явью, то мифологизм этого мгновенного перехода в другой хронотоп не оставляет сомнений, а такой энтузиазм скорее всего принадлежит самому режиссеру.

Безоблачная праздничность александровского экранного китча, наложенная на структуру, вовсе не безобидную по своему смыслу, не только в свое время сделала картину «проходимой» (хотя к ней пришлось приложить дидактический эпилог), но в диахроническом аспекте увеличила ее пародийность, граничащую с абсурдом» (Туровская, 1998).

Комедия «Волга–Волга» (сегодня существует и в колоризированной версии) и сегодня нравится многим зрителям XXI века:

«Одна из лучших комедий "Золотого фонда кино". Такие фильмы будут всегда востребованы теми, кто понимает и ценит настоящий юмор, а не пошлятину, которой часто пичкают молодёжь сегодня с экранов наших телевизоров. Чаще надо показывать качественное старое кино и, наконец, научиться и в наше время создавать что–нибудь стоящее, которое будут смотреть с удовольствием много лет (как фильмы Гайдая, Рязанова...)» (Татьяна).

«Этот фильм считаю самой яркой комедией отечественного кино. Он представляет собой весьма редкое сочетание искрометной игры блистательных артистов, (в особенности Л. Орловой и И. Ильинского), чудесной музыки, созданной подлинным гением песни И. Дунаевским, множества остроумных шуток и сценок и других достоинств. … В фильме много запоминающихся острот, ставших афоризмами … Этот фильм излучает радужную энергию светлой и красивой человеческой души, дает сильный заряд бодрости и оптимизма» (А.Русаков).

«Считаю этот музыкальный шедевр лучшим из всех фильмов 1930–х годов. Об игре И.Ильинского нужно сказать отдельно. Это самая блестящая работа в кино среди актёров, какие я видел. Ильинский создал самый яркий сатирический образ в советском кинематографе» (Михаил).

Но есть и мнения «против»:

«Я не люблю ни актрису Орловой, ни фильмы Александрова–Орловой. Для меня эти картины вызывают лишь определенный интерес – как экспонаты соответствующей эпохи» (Алина).

«Я тоже не люблю Орлову, а в "Волге" она, как и во многих других ролях старовата для письмоносицы» (Валентина).

Киновед Александр Федоров