Найти тему

Как победить страх сцены

Страх сцены и выступлений – очень распространённая штука. Часто она мешает нам развиваться и жить так, как хотелось бы. Как с ним справиться?
Страх сцены и выступлений – очень распространённая штука. Часто она мешает нам развиваться и жить так, как хотелось бы. Как с ним справиться?

Страх сцены и выступлений – очень распространённая проблема. Часто она мешает нам развиваться и жить так, как хотелось бы. Как с ним справиться?

Почему мы боимся выступать? Потому что на сцене или в эфире чувствуем себя будто бы во враждебном и небезопасном пространстве. Ключевое здесь «будто бы».

Ведь, если задуматься, то вряд ли аудитория реально враждебно настроена и заготовила помидоры и тухлые яйца, ожидая только момента, когда вы откроете рот.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Здесь важно обнаружить свои мысли и убеждения. Задать себе вопрос: "Чего я боюсь на выступлении, что меня тревожит?".

Например, это может быть страх ‘забыть слова, впасть в ступор, покраснеть, просто абстрактно опозориться’.

За этими мыслями стоят еще и убеждения, например: "Если я начну заикаться и забуду речь, значит я «глупый и бездарный трусишка»".

ВТОРОЙ ШАГ. На этом этапе нам нужно провести мысленный эксперимент, спросить себя: "Говорит ли то, что я забуду речь и буду заикаться, о том, что я «глупый и бездарный трусишка»"?

И понять, что нет, не говорит. Потому что, например, – "Меня пригласили выступать, мне доверили подготовить речь, мне, видимо, доверяют другие как эксперту", - или: "Я буду выступать на сцене, а это сам по себе смелый поступок".

ТРЕТИЙ ШАГ. Дальше спрашиваем себя: "А что «умный и одарённый смельчак» не может забыть речь и заикнуться на сцене? Что будет, если он забудет и заикнётся?"

Можно представить себе значимую фигуру, того, кого Вы уважаете. Например, пусть выступает Илон Маск, и вдруг, заикается и забывает речь. Он тоже человек и такое может случиться, даже несмотря на опыт выступлений.

Представили? Что он сделает в этом случае? Забросают ли его помидорами? Что вы как зритель подумаете про него в этот момент – ощутите ли вы желание немедля бросить в него тухлым, или же посочувствуете ему?

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Теперь нам нужен эксперимент поведенческий. Лежать на диване и рассуждать, что запнуться на сцене и забыть речь – неприятно, но не смертельно, опасно и тревожно – не поможет.

Точно нет. Без практики не будет результата. А там, где страшно – наш рост. Поэтому надо выходить и проверять, доказывая своему мозгу иррациональность и дисфункциональность этих мыслей и убеждений.

КАК ОБЛЕГЧИТЬ СЕБЕ ЭТОТ ОПЫТ:

Можно сразу же, выйдя на сцену сказать: "Знаете, я прошу прощения, но сейчас я волнуюсь и могу запнуться или забыть речь".

В минуту ступора можно отшутиться, если получится и будет в тему: "Я походу, сегодня не выспался, поэтому мой мозг объявил байкот. Так о чём я? Дайте минутку…".

Берите с собой карточки или листочек с основными тезисами речи - это нормально. Будьте искренни с аудиторией: "Мысль вылетела из головы, я забыл о чём говорил", - это классные варианты.

Такая экстремальная честность сразу же расположит к вам публику (точно!), и Вы сами дадите себе разрешение на тревогу и волнение, делая их нормой. Т.е. совершенно нормальной, не парализующей, а просто составляющей частью любого публичного выступления. Стены не рушатся, помидоры не летят, не правда ли?

Только побывав в этом, можно понять, т.е. доказать своему мозгу, что это безопасно. Дерзайте!

-2