Уже во второй половине этого года в Москве будет запущен первый экспериментальный беспилотный трамвай, сообщил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. В то время готовится запуск беспилотных «Ласточек» на МЦК, а в Петербурге водители трамваев жалуются на некорректную работу автопилота.
Трамвай, метро, электробус, далее ж/д?
Сейчас беспилотный трамвай учится ездить без водителя в депо, рассказал Ликсутов. По его словам, в таком трамвае во время испытаний находится специалист, который контролирует процесс. Но в реальной жизни после обкатки трамвай будет ездить сам, передает Интерфакс.
«Он видит пассажиров, он видит пешеходов, которые переходят даже иногда в неположенном месте дорогу, и останавливается, когда нужно», – уверяет глава департамента транспорта. По словам Ликсутова, трамвай также видит машины, светофорный сигнал, различает собак и кошек, остановится, если животные будут переходить трамвайные пути, а также умеет предсказывать поведение автомобилей и людей.
«Дальше мы переведем все трамваи на беспилотное управление, и следующим нашим этапом будет метрополитен – беспилотное управление движением поездов», – сообщил заммэра, уточнив, что планы в отношении метро будут реализованы после 2030 года. Он добавил, что электробус в будущем тоже станет беспилотным.
Остается понять: насколько мы готовы к беспилотному общественному транспорту и безопасен ли он?
«Когнитив» мешает работать
Водители трамваев в Петербурге наверняка ответят на этот вопрос отрицательно. В новых петербургских трамваях, принадлежащих «Горэлектротрансу», сегодня вовсю устанавливают систему активной помощи водителю, которую окрестили «когнитивом», пишет петербургское издание Фонтанка.ру: одной камерой она следит за водителем (например, не спит ли он), тремя камерами и радаром смотрит на обстановку снаружи. Такими системами в городе уже оснащены 183 трамвая.
По сути, в Петербурге идет эксперимент по внедрению автопилота, только не на полигоне, а в самом городе, вместе с пассажирами. Идет драматично: водители системой очень недовольны. В группе ВКонтакте они критикуют систему за фантомные срабатывания, резкое торможение, неправильное реагирование на встречный вагон, остановки за пределами платформы или слишком далеко от светофора. Комментарии водителей сводятся к одному: система мешает работать.
Руководство «Горэлектротранса» регулярно устраивает встречи с водителями, разъясняя «плюсы» «когнитива». В доказательство приводят статистику: по данным главы перевозчика Дениса Минкина, за год при торможении водителем упали 68 пассажиров, при торможении искусственным интеллектом — один. Или: трамваи, управляемые человеком, за год сбили четырех пассажиров, оказавшихся в габарите вагона, а трамваи с «умной» системой – ни одного.
Но автомат видит и узнает не все и не всегда вовремя тормозит перед препятствием. Кроме того, система плохо видит светофоры, не различает «свои» и чужие, ловит красный сигнал со следующего перекрестка. У системы есть много дефектов, над которыми разработчику (отечественная компания Cognitive Pilot) еще предстоит думать.
Самих водителей в Петербурге не заставляют держать систему включенной, но, чтобы поощрить к ее использованию, доплачивают некоторую сумму в виде премий. В конце концов, кто, если не водители, протестирует и напишет новейшую историю автопилота для трамваев в России?
«Ласточка» пойдет на автопилоте
Тем временем беспилотные проекты уже тестируются на железной дороге. В ноябре прошлого года глава РЖД Олег Белозеров проехал по МЦК на беспилотной «Ласточке». Она шла в общем потоке с другими «Ласточками», останавливаясь на всех станциях, сообщали в РЖД.
«Стальная ученица» продемонстрировала работу нейронных сетей, интеллектуального технического зрения и системы позиционирования, которая позволяет останавливаться с точностью до 25 см.
«Я проконтролировал – машинист ни разу не прикоснулся к пульту управления, – поделился с журналистами своими впечатлениями после поездки Белозеров. – Вся перевозка осуществлялась либо в автоматическом режиме, либо дистанционно».
Глава РЖД сказал, что уже в середине 2024 года «Ласточка» выйдет в беспилотном режиме.
«При этом машинист будет находиться в кабине, но это будет уже не машинист, а оператор», – уточнил он.
Ранее замглавы РЖД Евгений Чаркин заявлял, что даже если поезда будут курсировать без машинистов, на борту состава потребуется присутствие инженера, который будет контролировать функционирование систем поезда.
«Попиарятся, а потом тишина»
Пассажиры, между тем, не верят, что на транспорте внедрят автопилоты. В комментариях к новостям об эксперименте с московским трамваем они довольно едко иронизируют:
«Да не будет этого… Попиарятся, а потом тишина. Это же все нужно интегрировать, светофоры, авто, неадекватных пассажиров, просто пассажиров».
«Про московский трамвай хочется сказать: «У них баня горит, а они в сарае лампочку меняют на энергосберегающую»».
Москвичи критикуют состояние столичных трамваев и уверены, что переводить их на автопилот не время:
«С тех пор как трамвай перешел во владение метрополитеном, с ним происходит что-то ненормальное. Трамваи не ремонтируются, средние скорости уменьшаются, дурацкие правила с расчисткой стрелок, – пишет Михаил. – У московского трамвая очень много проблем, которые необходимо решать в первую очередь, банально не все стрелки оборудованы обогревом. А уже потом браться за освоение «космоса».
А что за рубежом?
Тем временем в ряде европейских стран давно работает беспилотное метро. Например, несколько линий в Париже управляются автоматикой без машинистов. Там нет даже кабины. Аналогичные поезда ходят в Милане, Стамбуле и других городах.
В Стамбуле беспилотные поезда из аэропорта, кстати, развивают скорость до 120 км/ч. Первые составы были поставлены китайской CRRC, но в последствии производство наладили непосредственно в Турции по китайским лицензиям.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.