Клинки с рукоятями и ножнами в стиле стран за сотни и тысячи километров от места их производства — дело самое обычное и массовое. Кавказские шашки с итальянскими и немецкими клинками, индийские фиранги — европейские клинки с традиционными немецкими эфесами... В конце концов, каролингские (по месту производства) мечи с рукоятями скандинавских и арабских мастеров. Однако и тут встречаются и очень неожиданные, и просто очень красивые сочетания.
Этот клинок был откован в Японии где-то в первой половине 17 века и привезен в Европу. И попал в руки известному трансильванскому оружейнику и золотых дел мастеру Томасу Капустрану из города Клуж-Напока (Клуж, Клаузенберг), который создал для него рукоять и отделку ножен в турецко-персидском стиле.
Торец рукояти также напоминает и персидские, и даже некоторые китайские мотивы. В Трансильвании меч задержался недолго — уже в 1684 году он фигурирует в собрании саксонских электоров (будущей Дрезденской галереи), в списках Индийской палаты.
Уникальным случаем это не было — японские и другие азиатские клинки были модой.
А вот настолько исключительная отделка — случай редчайший.
Впрочем, богатую отделку в экзотическом для своих краев стиле любили не только в Европе.
Этот мушкетон сделан в конце 18 века в Индии, в Майсуре, однако европейскими мастерами, а стиль его — прекрасная смесь Европы и Индии. Строго европейская форма, европейское же сочетание золота и синеной стали.
И индийская графика оформления. Не просто индийская - с четким отсылом к Типу Султану, "Льву/тигру Майсура", правителю Майсура в 1782—1799. Несмотря на активную борьбу с англичанами, европейское оружие и европейских оружейников сын Хайдера Али весьма уважал.
Пользовался ли мушкетоном лично правитель, был ли он просто одним из многих в его оружейной — неизвестно.
Продолжая тему патинирования стали и золота — мода на коричневую патину на стали также, похоже, пришла в Индию из Европы. В отличие от близких цветовых решений инкрустации по дереву и бронзе.
Чисто индийским примером может служить фантастическая охотничья сабля 18-19 века. Вещь, с одной стороны, абсолютно индийская/индо-персидская. А с другой — видится тут след роскошных, сплошь сине-золотых европейских парадных клинков.
Делали в Индии и просто европейские гарнитуры для шпаг. Сложно сказать — на продажу в Европу или на продажу местным европейцам.
Во всяком случае, некоторыми из них явно пользовались — сложно сказать, где.
Впрочем, себя индусы тоже не забывали — европейские клинки они очень любили. В идеале, конечно, толедские. Но лучшие итальянские — тоже.
Снова 17 век, как и клинок, с которого началась статья. Если клеймо подлинное - клинок катара переточен из шпаги/рапиры работы Андреа Феррара.
Следующее столкновение культур куда более условное, возможно, только у меня в голове.
Еще один катар 17 века, с центральным клинком, вероятно, немецкой работы. Но уж очень эти две головы на щитке вызывают в памяти орла Австрии.
Еще один катар, судя по всему, позаимствовал из Европы только общую идею.
Несмотря на сходство с раскрывающимися дагами, клинок и механизм, скорее всего, чисто индийские. А вот сама идея — привезенная.
И наконец, еще одна сабля-фиранги 19 века. Здесь — именно глубокая переделка вещи под себя, под свою культуру.
На европейском сабельном клинке гравированы цитаты из Корана и благочестивые изречения.
Эфес же — типа, считающегося индийским, а не индо-мусульманским. Стиль резьбы на эфесе определить не возьмусь.
Просто скажу, что чем-то он мне нравится, как нравятся, например, микро-жанровые сценки и изображения животных и птиц с долей юмора на европейском охотничьем оружии века 16-17.
Другие статьи об интересных и красивых экспонатах музеев:
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!