Найти в Дзене
Книжные раскопки Kopist

Японский меч в турецком стиле из Трансильвании, 17 век, и другие смешения культур в оружии

Клинки с рукоятями и ножнами в стиле стран за сотни и тысячи километров от места их производства — дело самое обычное и массовое. Кавказские шашки с итальянскими и немецкими клинками, индийские фиранги — европейские клинки с традиционными немецкими эфесами... В конце концов, каролингские (по месту производства) мечи с рукоятями скандинавских и арабских мастеров. Однако и тут встречаются и очень неожиданные, и просто очень красивые сочетания. Этот клинок был откован в Японии где-то в первой половине 17 века и привезен в Европу. И попал в руки известному трансильванскому оружейнику и золотых дел мастеру Томасу Капустрану из города Клуж-Напока (Клуж, Клаузенберг), который создал для него рукоять и отделку ножен в турецко-персидском стиле. Торец рукояти также напоминает и персидские, и даже некоторые китайские мотивы. В Трансильвании меч задержался недолго — уже в 1684 году он фигурирует в собрании саксонских электоров (будущей Дрезденской галереи), в списках Индийской палаты. Уникальным

Клинки с рукоятями и ножнами в стиле стран за сотни и тысячи километров от места их производства — дело самое обычное и массовое. Кавказские шашки с итальянскими и немецкими клинками, индийские фиранги — европейские клинки с традиционными немецкими эфесами... В конце концов, каролингские (по месту производства) мечи с рукоятями скандинавских и арабских мастеров. Однако и тут встречаются и очень неожиданные, и просто очень красивые сочетания.

Япония, 17 век, Трансильвания, 1674. По Кёльмель, 2021
Япония, 17 век, Трансильвания, 1674. По Кёльмель, 2021

Этот клинок был откован в Японии где-то в первой половине 17 века и привезен в Европу. И попал в руки известному трансильванскому оружейнику и золотых дел мастеру Томасу Капустрану из города Клуж-Напока (Клуж, Клаузенберг), который создал для него рукоять и отделку ножен в турецко-персидском стиле.

Япония, 17 век, Трансильвания, 1674. По Кёльмель, 2021
Япония, 17 век, Трансильвания, 1674. По Кёльмель, 2021

Торец рукояти также напоминает и персидские, и даже некоторые китайские мотивы. В Трансильвании меч задержался недолго — уже в 1684 году он фигурирует в собрании саксонских электоров (будущей Дрезденской галереи), в списках Индийской палаты.

Уникальным случаем это не было — японские и другие азиатские клинки были модой.

"Юноша с мечом", Фердинанд Боль, 1635-1640
"Юноша с мечом", Фердинанд Боль, 1635-1640

А вот настолько исключительная отделка — случай редчайший.

Впрочем, богатую отделку в экзотическом для своих краев стиле любили не только в Европе.

Индия, 1793-94. Фото — музей Метрополитен, СС0
Индия, 1793-94. Фото — музей Метрополитен, СС0

Этот мушкетон сделан в конце 18 века в Индии, в Майсуре, однако европейскими мастерами, а стиль его — прекрасная смесь Европы и Индии. Строго европейская форма, европейское же сочетание золота и синеной стали.

Индия, 1793-94. Фото — музей Метрополитен, СС0
Индия, 1793-94. Фото — музей Метрополитен, СС0

И индийская графика оформления. Не просто индийская - с четким отсылом к Типу Султану, "Льву/тигру Майсура", правителю Майсура в 1782—1799. Несмотря на активную борьбу с англичанами, европейское оружие и европейских оружейников сын Хайдера Али весьма уважал.

Индия, 1793-94. Фото — музей Метрополитен, СС0
Индия, 1793-94. Фото — музей Метрополитен, СС0

Пользовался ли мушкетоном лично правитель, был ли он просто одним из многих в его оружейной — неизвестно.

Продолжая тему патинирования стали и золота — мода на коричневую патину на стали также, похоже, пришла в Индию из Европы. В отличие от близких цветовых решений инкрустации по дереву и бронзе.

Чисто индийским примером может служить фантастическая охотничья сабля 18-19 века. Вещь, с одной стороны, абсолютно индийская/индо-персидская. А с другой — видится тут след роскошных, сплошь сине-золотых европейских парадных клинков.

Делали в Индии и просто европейские гарнитуры для шпаг. Сложно сказать — на продажу в Европу или на продажу местным европейцам.

Во всяком случае, некоторыми из них явно пользовались — сложно сказать, где.

Впрочем, себя индусы тоже не забывали — европейские клинки они очень любили. В идеале, конечно, толедские. Но лучшие итальянские — тоже.

Рукоять — Индия, клинок — Италия. 17 век. Фото — музей Метрополитен, СС0
Рукоять — Индия, клинок — Италия. 17 век. Фото — музей Метрополитен, СС0

Снова 17 век, как и клинок, с которого началась статья. Если клеймо подлинное - клинок катара переточен из шпаги/рапиры работы Андреа Феррара.

Следующее столкновение культур куда более условное, возможно, только у меня в голове.

Центральный клинок — Европа, Фото — музей Метрополитен, СС0
Центральный клинок — Европа, Фото — музей Метрополитен, СС0

Еще один катар 17 века, с центральным клинком, вероятно, немецкой работы. Но уж очень эти две головы на щитке вызывают в памяти орла Австрии.

Еще один катар, судя по всему, позаимствовал из Европы только общую идею.

Несмотря на сходство с раскрывающимися дагами, клинок и механизм, скорее всего, чисто индийские. А вот сама идея — привезенная.

И наконец, еще одна сабля-фиранги 19 века. Здесь — именно глубокая переделка вещи под себя, под свою культуру.

Индия, 19 век. Фото — музей Метрополитен, СС0
Индия, 19 век. Фото — музей Метрополитен, СС0

На европейском сабельном клинке гравированы цитаты из Корана и благочестивые изречения.

Индия, 18-19 век. Фото — музей Метрополитен, СС0
Индия, 18-19 век. Фото — музей Метрополитен, СС0

Эфес же — типа, считающегося индийским, а не индо-мусульманским. Стиль резьбы на эфесе определить не возьмусь.

Индия, 18-19 век. Фото — музей Метрополитен, СС0
Индия, 18-19 век. Фото — музей Метрополитен, СС0

Просто скажу, что чем-то он мне нравится, как нравятся, например, микро-жанровые сценки и изображения животных и птиц с долей юмора на европейском охотничьем оружии века 16-17.

Силезия, 1661. Фото — Лернестоль, Эрик и Шведский исторический музей CC-BY
Силезия, 1661. Фото — Лернестоль, Эрик и Шведский исторический музей CC-BY

Другие статьи об интересных и красивых экспонатах музеев:

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!