Согласно христианскому вероучению, власть Дьявола, он же Сатана, полностью определяется волей Господа. Сатана может делать только то, что ему попускает Бог, и не более. Причём все дела Сатаны разрешены ему Господом только потому, что в конечном итоге они так или иначе способствуют реализации Божьего замысла. Но это относится именно к христианской трактовке. В своей книге «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков вывел собственную версию дьявола, который называет себя Воландом. Этот Воланд посещает советскую столицу Москву, устраивает в ней бал в Вальпургиеву ночь, королевой которой становится местная жительница по имени Маргарита.
В романе Булгакова власть Воланда также не безгранична, хоть Маргарита, поддавшись очарованию зла, и произносит в его адрес слова: «Всесилен, всесилен!» Самому Воланду и его свите приходится скрываться даже не от церковных, а от светских (притом атеистических) властей. Кот Бегемот шутовским образом отстреливается от милиции, но потом всё-таки сбегает. Арестовать Воланда не получается, но ему приходится покинуть занимаемое им помещение. Но гораздо интереснее иная граница власти Воланда, а именно — временная. На какой временной промежуток распространяется его, условно говоря, юрисдикция?
Воланд, будучи, как и Мефистофель, великим насмешником, открыто издевается над человеческими планами на будущее:
«Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?»
Из его слов можно сделать вывод, что уж сам-то он может ручаться за собственное будущее и планировать на огромные временные периоды (если уж для него тысяча лет «смехотворно короткий срок») для него труда не составляет. Увы, в тексте романа нет никаких признаков того, что возможности Воланда в этой области хоть в чём-то превосходят человеческие. Напрямую Воланд не врёт, он всего лишь создаёт у собеседников (и читателей) неверное впечатление о своих сверхъестественных возможностях.
Но ладно будущее, возможности Воланда и в прошлом также весьма ограничены. Он никак не может изменить уже происшедшие события. Сам он утверждает, что лично присутствовал во время суда Пилата над Иешуа, но в качестве доказательства всего лишь дословно цитирует рукопись Мастера. Допустим, что Воланд и здесь не врёт, встречу Иешуа с Понтием Пилатом он наблюдал лично. Однако значит ли это, что его власть над грешниками (над праведниками у дьявола власти нет изначально) простирается в прошлое хотя бы до Пасхи 33 года нашей эры? Ведь если он там и тогда был, значит и влиять на события как-то мог? Увы, это ниоткуда не следует. Более того, в тексте Булгакова есть свидетельства того, что Воланд получил реальную власть над душами людей намного позже указанной даты.
Кто в свите Воланда? Помимо бесов и демонов, там присутствует ведьма Гелла и некий рыцарь, при жизни неудачно пошутивший (то есть сказавший кощунство). Оба они жили в Средневековье. Ни одного античного персонажа и никого, жившего в первом тысячелетии нашей эры, у этого дьявола в подчинении нет. Как сам Воланд, так и его свита имеют даже не средневековый, а нововременной антураж — шпаги и береты, а не мечи и латы, и тем более не тоги с туниками. Но ярче всего временная граница власти Воланда проявляется на ночном балу в Москве. Достаточно вспомнить его гостей.
У Данте в «Божественной комедии» среди обитателей ада перечислены самые разные исторические и литературные персонажи, в том числе библейских времён. А вот гости Воланда все как один скончались не так уж давно. Среди них нет ни одного древнего грека или римлянина, ни одного из персонажей Евангелий (например, Иуды). Нет там даже знаменитых средневековых злодеев, вроде Жиля де Ре, прототипа сказки о Синей бороде. Самый первый из гостей на этом балу, «господин Жак», фальшивомонетчик и отравитель — по мнению булгаковедов это французский государственный деятель XV века Жак Ле Кёр. Можно предположить, что первый гость Воланда и есть самый ранний из его подданных, ведь все прочие, такие как знаменитая отравительница Тофана, жили в последующие века.
Какой отсюда можно сделать вывод? Воланд, несмотря на всю его похвальбу, всего лишь один из бесов. Он мог присутствовать при дворе Пилата (как известно из Евангелий, бесов в то время на Земле обитали аж целые легионы), но лишь в качестве простого зрителя. Хоть какую-то власть над душами злодеев он получил не ранее Средневековья. По какой-то причине ему позволили устроить один из балов в честь его повелителя, подлинного Сатаны, в Москве XX века. Попутно была решена судьба одного местного писателя, его любовницы и прочих подвернувшихся под руку обывателей, но не более того. Такие библейские существа как Бегемот, Абадонна (его исходное имя Аввадон) и Азазелло (его имя собрано из двух упоминаемых в книге Зоар демонов — Аза и Азаэль) приданы ему в качестве сопровождающих. А может и для дополнительного контроля его действий. Сам по себе Воланд, как и его литературный предшественник Мефистофель, лишь один из множества адских духов, всеми доступными ему способами изображающий из себя чуть ли не верховного владыку Преисподней.