Вечная юность – красивая фраза. А представьте себе, каково быть вечным ребёнком? Нарциссы и пограничные застряли в возрасте от двух до шести лет, максимум – девяти лет.
Гантрип описывал факт регрессии шизоидных людей. Они чувствуют себя подавленными своим внешним миром и стремятся убежать от него не только внутрь себя, но и назад, вернуться туда, где было более безопасно – в детство, а лучше, метафорически, в утробу матери.
Таким образом, регрессия включает в себя два механизма: регрессию внутрь и регрессию назад. Так мы полагаемся на примитивные формы фантазии и самоограничения, аутоэротизм, беспредметное состояние и беспредметное пространство. Это шизоидный феномен.
Нарциссизм – это крайняя форма шизоидного расстройства. И поэтому уход в материнскую утробу, конечно, является защитной реакцией. Это попытка найти безопасность и избежать разрушения внешней реальностью, которая воспринимается как угрожающая и враждебная.
Это фантазия о возвращении в безопасное место очень перекликается с вечными поисками рая в нашей культуре. Это вечная нарциссическая фантазия о приобретении собственной личности, о которой когда-то очень интересно рассуждал Эрик Эриксон.
Он был первым, кто подробно обсудил проблему идентичности, формирования личности и вопросы индивидуальности, которые часто возникают в подростковом возрасте. На этом этапе своей жизни человек переживает то, что называется психосоциальным мораторием – это период времени, который позволяет ему экспериментировать с различными социальными ролями и, кстати, с сексуальными ролями.
Индивид примеряет на себя разные социальные одеяния, играет в разные роли, пробует разные предпочтения, а затем он в конечном итоге идентифицирует себя с определённой социальной группой, меняет эти группы и в конечном итоге находит себе подходящее окружение, с которым ему комфортно себя идентифицировать. Личность формирует сплочённость этой группы, позволяя индивиду вносить свой вклад в развитие общества.
С другой стороны, люди, чьё развитие и личностный рост были нарушены, могут идентифицировать себя без групп, чтобы сформировать негативную идентичность, или могут оставаться в замешательстве относительно своего чувства идентичности. Эриксон назвал это диффузией идентичности.
✅ Диффузия идентичности – это отсутствие стабильности или сосредоточенности во взгляде на самого себя или на каких-либо элементах индивидуальности. Это обычное явление при пограничном и нарциссическом расстройствах личности.
Возможным результатом стадии смешения идентичности и самоидентификации является диффузия идентичности, когда индивид появляется с неопределённым чувством идентичности и путаницей в своих желаниях, установках и целях. Обычно это следует за этапом психосоциального моратория.
Мораторий – это своего рода отправная точка в путешествии самопознания, задача которого выяснить, кто ты такой как личность, независимо от среды, семьи, соседей, сверстников.
Молодые люди пробуют себя во всевозможных альтернативных ролях, прежде чем окончательно утвердятся в своей идентичности. Подростки, которым не удаётся определиться на этом этапе, рискуют запутаться в своей роли.
Возникает путаница между идентичностью и самоидентификацией. Существует четыре возможных стадии идентичности, которые индивид может принять, особенно в подростковом возрасте, и каждый из этих статусов характеризуется разным уровнем исследования и приверженности определённой идентичности. Об этом можно прочитать у Эрика Эриксона. И, возможно, это будет одной из тем наших статей.
✅ Однозначно можно утверждать, что первые черты шизоидности у подростков: отстранённость, уход в себя, необщительность со сверстниками, любовь закрытых пространств, где они могут проводить часы в уединении – это первые звоночки, на которые всегда стоит обращать внимание и желательно консультироваться с подростковыми психологами.
Берегите себя и свои детей
Всеволод Парфёнов