Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение 13.3 КРАСОТА по тексту Ю.Т. Грибова «Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей»

Сегодня мы разберём текст Грибова, который многим моим ученикам кажется сложным — сюжета нет, есть только красочные описания природы, которые даются школьникам с трудом. Но потренироваться в написании сочинений на подобную тему обязательно нужно: в прошлом году этот текст попался выпускникам на экзамене, а в этом остался в Открытом банке заданий ФИПИ — значит, может встретиться снова!

Готовое сочинение по традиции оставлю в конце статьи)

Предлагаю начать работу над сочинением с формулировки задания:

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое значение в жизни человека имеет красота?». Дайте определение понятию КРАСОТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

— ключевое слово в задании — красота. Поищем конкретные фрагменты текста, в которых она упоминается:

В предложении 5 сформулирована тема текста: красота верхневолжской природы. Раз речь о красоте природы, выделим и те фрагменты, в которых говорится о её воздействии на человека
В предложении 5 сформулирована тема текста: красота верхневолжской природы. Раз речь о красоте природы, выделим и те фрагменты, в которых говорится о её воздействии на человека
Люди пели «ладно» и «соласно», чувствовали «родство душ», несмотря на отличия сблизились, «почувствовав вечную красоту» природы
Люди пели «ладно» и «соласно», чувствовали «родство душ», несмотря на отличия сблизились, «почувствовав вечную красоту» природы

Приступим к заполнению плана сочинения:

Пустой шаблон для самостоятельной работы с рассуждением
Пустой шаблон для самостоятельной работы с рассуждением

Начинаем с первого примера из текста — ищем ответы на вопрос:

Находим и отмечаем все фрагменты текста, которые помогут ответить на вопрос
Находим и отмечаем все фрагменты текста, которые помогут ответить на вопрос

Выбираем самые показательные цитаты, вносим их в таблицу и придумываем пояснение — собственное понимание мыслей автора + то, как приведённый фрагмент помог ответить на вопрос «Какое значение в жизни человека имеет красота?»

Первый пример готов, в пояснении обобщили наблюдения. И не забывайте: крайне рекомендуется избегать чрезмерного цитирования, так что для примера выбрать нужно 1-2 цитаты
Первый пример готов, в пояснении обобщили наблюдения. И не забывайте: крайне рекомендуется избегать чрезмерного цитирования, так что для примера выбрать нужно 1-2 цитаты

Переходим к собственному примеру из жизненного или читательского опыта:

Вот что получилось у меня. Советую обязательно прочитать этот рассказ Паустовского, чтобы всегда иметь в запасе отличный аргумент о природе, красоте, творчестве и патриотизме — столько всего в одном маленьком произведении!
Вот что получилось у меня. Советую обязательно прочитать этот рассказ Паустовского, чтобы всегда иметь в запасе отличный аргумент о природе, красоте, творчестве и патриотизме — столько всего в одном маленьком произведении!

И теперь можно приступать к формулировке тезиса — определению понятия и ответу на вопрос:

Объединяем пояснения к примерам, и тогда они не будут противоречить друг другу
Объединяем пояснения к примерам, и тогда они не будут противоречить друг другу

Дело за малым — осталось подытожить рассуждения:

Не забудьте сверить заключение с тезисом: важно написать именно о красоте, не сбившись на рассуждения о природе, это только часть рассматриваемой темы
Не забудьте сверить заключение с тезисом: важно написать именно о красоте, не сбившись на рассуждения о природе, это только часть рассматриваемой темы

Вот так сложный текст мы перевели в простое и понятное сочинение! Прикрепляю итоговый вариант:

Готовое сочинение 13.3 «Какое значение в жизни человека имеет красота?»

Красота — это великая сила, которая дарит человеку наслаждение, наполняет гармонией, вдохновляет на творчество. Какое значение в жизни человека имеет красота? Я думаю, наслаждение красотой помогает человеку восполнить духовные силы, дарит вдохновение, радость, чувство любви к Родине и окружающим. Приведу примеры, доказывающие эту мысль.

В тексте Ю.Т. Грибова описана красота верхневолжской природы. Именно она когда-то вдохновила знаменитого поэта Николая Некрасова. Но спустя годы природа продолжает «будить в человеке порывы творчества»: простые мужчины и женщины, наслаждаясь видами реки, начинают петь, «как бы чувствуя родство душ». Они забывают невзгоды, между ними словно стираются различия перед вечной красотой природы. Итак, красота вдохновляет людей, дарит им радость, помогает сблизиться и почувствовать гармонию окружающего мира.

С красотой мы можем соприкоснуться каждый день, достаточно лишь научиться замечать её. Пример этой мысли можно найти в рассказе К. Паустовского «Акварельные краски». Душа художника Берга была чёрствой, невосприимчивой к пейзажам. Но однажды он отправился провести лето на природе и был поражён тем, сколько красоты и жизни заключается в простых, скромных пейзажах русских полей и лесов. Красота не только вдохновила Берга на создание самых удачных картин, но и подарила чувство глубокой любви к родной стране.

Таким образом, красота является источником вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов, и даже обычных людей она может поддержать, наполнить душу радостью, заставив забыть о невзгодах.

(209 слов)

Борис Кустодиев «Гулянье на Волге»
Борис Кустодиев «Гулянье на Волге»

Какие идеи появились у вас в процессе чтения текста? Делитесь в комментариях, буду рада обсудить!

Не забудьте подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨