Доброго времени суток уважаемые читатели.
Есть у меня друг, личность, которая втянула меня в мотомир. И которая практически добыла мне первый мопед. Но при этом он всегда ездил на мотоциклах. Насмотревшись на довольного меня купил Ригу, такую же 16. И.. Офигел. Она не едет. Ну вот вообще.
Хотя, меня все устраивает и я доволен такой же. Начали выяснять нюансы и уперлись в нехватку мощности. Ну да, хорошо, 2,2 паспортные лошади это иногда грустно. А подобранная на слух мной оптимальная скорость в 30 оч медленно. И тут я вспоминаю, что есть нетленная классика. Скутеретта с которой все когда-то началось. Хонда суперкаб.
Вспоминаю. Открываю ттх и сильно удивляюсь. Оказывается в японии максимальная скорость для мопедов этого типа 30 км/ч. Сама скутеретта может 40, ну чтобы мотор не жужжал в отсечке. А еще в Японии для него нужны права.
Это, что в итоге получается? Что моя 47 летняя рига в целом, если судить по закону, вполне актуальна? Ну, конечно, если закрыть глаза на экологический класс и то, что при ее запуске совершает суицид один экоактивист :)
Так и родился этот пост. Я предлагаю вам рассмотреть разные страны, их технику и их пдд на текущий момент. А еще немного коснуться истории ссср, их пдд и правил в разрезе времени. Это было очень долгое вступление, а теперь заваривайте чай, вы в мастерской болотного медведя и мы начинаем!
Начнем с нашей страны, а именно России. Мопед — лёгкое двух- или трехколёсное механическое транспортное средство, к которым дорожная полиция ставит меньшие требования, чем к полноценным мотоциклам. По ПДД РФ — максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, имеет ДВС до 50 см³ или электродвигатель мощностью 0,25…4 кВт в режиме длительной нагрузки (до 0,25 — уже велосипед). К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Так уж сложилось, что в большинстве стран мира мопеды и приравненные к ним средства ограничены по объему двигателя в 50сс. Строго говоря, сейчас мопедов практически нет. Даже моя Рига 16 это скутеретта, мокик или мотоцикл сверхлегкого класса, кому что больше нравится. Поэтому мы рассмотрим все это в скопе)
Начнем с нашего заклятого друга. Евросоюза. Категория водительских прав для мопедов в ЕС сейчас - это водительские права AM. Эта лицензия предназначена для скутеров и мопедов объемом не более 50 куб. см (3,1 куб. дюйма) и максимальной скоростью 45 км / ч (28 миль / ч). Страны-члены ЕС, которые не выполнили в полном объеме директиву ЕС, касающуюся мопедов и других категорий водительских прав, должны были сделать это не позднее 2013 года.
"Европейский мопед" - это скутер, мопед (или аналогичный) с двумя, тремя или четырьмя колесами, максимальной скоростью 45 км / ч (28 миль в час) и обязательным номерным знаком в качестве доказательства страховки. Во многих странах ЕС требуются только специальные номерные знаки, выданные страховщиком, а не государственные.
На самом деле в силу разнообразия стран Евросоюза есть локальные изменения и отклонения от правил, например Финляндия имеет такую оговорку: "Мощность мопеда с двигателем внутреннего сгорания ограничена 2,5 лошадиными силами, ограничение скорости составляет 45 км / ч (28 миль в час), а максимальный объем двигателя может составлять 50 куб. см (3,1 куб. дюйма) (с электродвигателем максимальная мощность ограничена 4,0 киловатт (5,4 л.с.; 5,4 л.с.))."
И, внезапно, это как раз Рига 16 с ее паспортными 2,2. За электродуделки прям обидно. Но что поделать, новый мир и экология.
В Германии ситуация тоже интересна:"Законодательство Германии предусматривает две категории мопедов. Первая и более медленная категория - это так называемые Mofa, с максимальной расчетной скоростью не более 25 км / ч (16 миль в час), и на велосипеде допускается только водитель, без пассажира. Минимальный возраст - 15 лет, лицензия не требуется, но необходимо пройти письменный тест.
Вторая категория - это мопеды с максимальной расчетной скоростью 45 км / ч (28 миль / ч), минимальный возраст - 16 лет, требуются водительские права, допускается один пассажир, если мопед или скутер сертифицирован для пассажира."
Мы видим схему, которая максимальная похожа на светскую с ее мотовелосипедами, они же легкие мопеды, и тяжелыми мопедами. Но приведение к актуальным законам почти уничтожило категорию мотовелов. Получить европейскую категорию АМ проще.
А легендарный симсон с51 теперь на номерах, страховке, правах и ограничении в 45 км/ч. Ты можешь ехать 80 по ттх, но не можешь по закону. Раньше для техники ГДР было сделано исключение, которое позволяло применять к ней законы ГДР, где максималка не была ограничена.
С Европой все более менее ясно. Она вся по закону медленнее, чем в России, не так много, 5 км/ч, но все же. И да, Рига актуальна. При очень большом старании она может в разрешенные 45. Получается, что древний мопед соответствует нормам ЕС, и даже на экологию закроют глаза, потому что мотоцикл оч старый и считается историческим артефактом. То есть зеленым не нравится, но формально можно, хоть и не везде.
Интересная ситуация в США. "Юридические термины и определения маломощных мотоциклов варьируются от штата к штату и могут включать "мопед", "мотоцикл", "моторизованный велосипед", "мотороллер", "самокат", "гопед", "мотоцикл с приводом от двигателя" и другие. Скорость мопеда обычно не может превышать 30 миль в час (48 км / ч) на ровном месте, даже если он способен двигаться быстрее. В нескольких штатах это число составляет 20 или 25 миль в час (32 или 40 км / ч), и в большинстве штатов максимальный объем двигателя составляет 50 куб. см (3,1 кубического дюйма). Однако Канзас ("Моторизованный велосипед" K.S.A. 8-126, 8-1439a) допускает объем до 130 куб. см (7,9 кубических дюйма). В некоторых штатах требуются педали, а в других - нет."
Короче говоря бардак, но концепция по скорости приблизительно та же. Не более 48 км/ч. Получается, что малокубатурная мототехника везде одинакова. И Рига не так, чтобы устарела по законам. Нигде в представленных странах нельзя ехать даже 60.
У нас полный бардак, потому что народ считает мопедами альфу на 125 кубиков, потому что она выглядит как альфа 50 сс. И никто за этим бардаком особо не следит. 72 кубика мотоциклом, по моим наблюдениям, вообще никто не считает. А ведь у нас это полноценные мотоправа категории А1.
Хуже того, в России почти невозможно купить китайский "мопед" 110сс с ПТС! Продавцы делают круглые глаза на желание поставить ЭТО на учет, мол:"зачем?". Очень часто та же ситуация встречается даже со 125сс. И всем на это пофиг. Как вы могли заметить, мои дорогие читатели, скоростной лимит в 50 км/ч покупатели этой техники не соблюдают.
В южной Америке интересна Бразилия: "В Бразилии определение мопеда и правила, касающиеся его использования, менялись на протяжении многих лет. С 1985 по 1997 год мопед определялся как транспортное средство, приводимое в движение человеком, которому помогает двигатель объемом менее 50 куб. см (3,1 куб. дюйма), мощностью не более 3,0 л.с. (2,2 кВт; 3,0 л.с.), развивающий максимальную скорость не более 50 км / ч (31 миль / ч) и имеющий педали, аналогичные велосипедным. Лицензия не требовалась.
Начиная с 1997 года юридическое определение мопеда изменилось на "двух- или трехколесное транспортное средство, имеющее двигатель внутреннего сгорания объемом менее 50 куб. см (3,1 куб. дюйма) и максимальную заводскую скорость менее 50 км / ч (31 миль / ч)". Новый Транзитный кодекс 1997 года также гласил, что любой человек в возрасте 14 лет и старше может ездить на мопеде при условии, что этот человек умеет читать и физически здоров. Однако в 1998 году минимальный возрастной ценз был изменен на 18 лет, поскольку бразильское законодательство не допускает привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, что противоречит Новому Транзитному кодексу 1997 года, в котором говорится, что привлечение к уголовной ответственности является обязательным условием для получения лицензии."
Как видим, мощность подросла только в 97 году. Ну а скорость, как у нас, 50 км/ч.
Перейдем в азию. В Тайланде анархия :) "Правила использования мотоциклов в городе отличаются от правил для домашнего использования. Мотоциклы в городе требуют уплаты дорожного налога и должны иметь действующий номерной знак. Однако для домашнего использования мотоциклу, возможно, не потребуется регистрация, и его можно будет использовать только на фермах или в небольшом городке. При езде по главной дороге и в городе обязательно надевать шлем. Максимальное количество пассажиров на велосипедах составляет одного заднем сидении."
Малайзия: "В Малайзии и некоторых других странах Юго-Восточной Азии небольшие мотоциклы классифицируются по-другому, большинство машин, известных на Западе как мопеды (например, Honda Super Cub), известны как underbones (kapchai в Малайзии). Это машины, известные в других местах как скутеры или иногда "пошаговые". Капчи имеют двигатели объемом до 150 куб. см (9,2 кубических дюйма), могут развивать скорость 120-130 км / ч (75-81 миль в час) и используются на дорогах общего пользования и скоростных автомагистралях. Некоторые люди настраивали свои мопеды для незаконных гонок по шоссе, увеличивая максимальную скорость некоторых мопедов до более чем 200 км / ч (100 миль в час)."
Приблизительно такая же ситуация в других странах региона. Полная свобода для любителей мототехники. Отсюда и знаменитые фото улиц переполненных мотоциклами всех мастей. Хорошо это или плохо сказать сложно, они к этому привыкли, а мы можем заказывать из этих регионов технику под растаможку и ПТС, с достаточно интересными свойствами. Поскольку дороги в этом регионе азии не очень хорошие, то там достаточно много техники предназначенной для езды по легкому бездорожью.
В ЮАР ПДД аналогичны европейским.
Осталось поговорить разве что про СССР. С ним все интересно в историческом разрезе. В эпоху, когда номера и права нужны были даже на велосипед, это значения особо не имело. Но эти права упростили достаточно рано.
Где-то в этот же момент появляется 2 класса мопедов. Легкие и тяжелые. Мотоциклы 1 и 2 класса. Дальше их пути расходятся. Легкие мопеды достаточно быстро лишаются номеров и приравниваются к велосипедам. Обычная скорость 30 км/ч. И тут мы вспоминаем аналогичный закон из Германии. Похожее решение. Как и продажа комплектов моторов типа Д, для доукомплектации на велосипеды.
А вот тяжелые очень долго были на номерах. Росла их мощность, росла максималка. Вершиной этой цепочки мопедов стала Рига 16 и аналогичная ей верховина. Если не ошибаюсь, то генерации 5 и ранние 6.
А потом меняется ПДД и мопеды выводят из регистрируемых ТС. Пропадает кронштейн номерного знака, а вместе с ним пропадает и максимальная скорость "не менее 50 км/ч". Дальше в паспортах идет строчка "не более 40 км/ч". А это существенно. То же самое произошло с мощностью. Снижение с 2,2 (-0,2+0,3) до 1,8. Оно поехало хуже. Ну не верило ГАИ Страны Советов в то, что школьники, которым покупают мопеды, будут соблюдать скоростной режим в 40 км/ч. Поэтому задушили технику, так сказать, аппаратно.
Мопед всегда заложник законов. Мы еще помним безумные японские скутеры конца80х начала 90х. На вариаторе, 50сс моторе и с безумными 8 л.с. И то, как эта штука могла ехать до 60 км/ч на заднем колесе (в вилли). И то, насколько большая была смертность у подростков, которые не справлялись с такой "горячей" техникой.
Время ярких малокубатурных зажигалок безвозвратно ушло. Современный мир стал безопаснее, беззубие. Скучнее. Но мопеды в этом не виноваты. Зато, возвращаясь к Риге, если сейчас купить современный европейский мопед или Ригу в отличном состоянии, то разницы почти не будет. Да, у Риги есть недостатки, зажигание, сцепление, карбюратор. Но это издержки возраста. Как мопед она вполне соответствует всем современным понятиям о мопеде, практически всех стран, кроме небольшого (правда самого населенного) региона азии. Это интересный парадокс и хороший взгляд на тему технологий и маркетинга. А так ли уж сильно мы развились? Если мы загоняем себя в рамки искусственными ограничениями, то есть ли смысл говорить, что мы развились?
Если посмотреть на современный мопед, то это инжектор, датчики, катализатор, куча сложной электроники. Которая практически никак не влияет на те самые ездовые характеристики. Расход топлива снизился, разве что. Но техника такой кубатуры не так, чтобы в целом потребляет бензин, скорее она его нюхает. Дык а нужно ли такое переусложнение?
За сим позвольте откланяться, всем большого жужжащего бобра. С вами была мастерская болотного медведя и до новых встреч!