Леон Гаррос ищет друга. СССР–Франция, 1961. Режиссер Марчелло (Марсель) Пальеро. Сценаристы: Леонид Зорин, Мишель Курно, Семен Клебанов, Сергей Михалков. Актеры: Татьяна Самойлова, Леон Зитрон, Юрий Белов, Жан Рошфор, Валентин Зубков, Людмила Марченко, Владимир Ивашов и др. 20,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер М. Пальеро (1907–1970) в своей пропагандистско–туристической комедии «Леон Гаррос ищет друга» (во Франции фильм назывался «Vingt mille lieues sur la terre” – “Двадцать тысяч лье по земле» (с намеком на роман Жюля Верна) сделал ставку на очень популярную после выхода во французский прокат фильма «Летят журавли» актрису Татьяну Самойлову (1934–2014). И в принципе не просчитался, картина имела успех – и во Франции и в СССР.
В годы войны француз Леон Гаррос и Борис Ваганов сумели сбежать из нацистского концлагеря. И вот на рубеже 1960-х Леон с друзьями приезжает в СССР, разыскать друга…
В год выхода комедии «Леон Гаррос ищет друга» в прокат киночиновник и сценарист Игорь Чекин (1908–1970) писал об этом фильме в «Советском экране» так:
«Картина эта о дружеском сердце, о тепле и волнении неожиданных встреч, о поисках друга, которые, по замыслу драматургов, должны увенчаться успехом.
Драматургия фильма несложна, ситуации во многом не новы. Но простую, незамысловатую кинокомедию эту … сумели наполнить искренностью и милой наивностью» (Чекин, 1961: 17).
Зрители XXI века расходятся во мнениях об этом фильме:
«Фильм, в общем, веселый… Хорошая работа у французского актера Жана Рошфора. Забавный момент, когда он возвращается к своим друзьям, после лодочной прогулки. Ещё бы отметила хорошие работы Валентина Зубкова и Владимира Ивашова» (Елизавета).
«Познавательно–рекламный, совсем несмешной фильм (комедия?) о Советской стране для иностранных зрителей, в первую очередь – европейских. Эдакий иллюстрированный журнал "Советский Союз", только на цветной кинопленке продолжительностью 100 минут. … Но приятно увидеть молодых и красивых актеров, пусть им и нечего играть. … И остается после просмотра данного фильма только грусть и сожаление, и об утраченной великой стране, и о наших замечательных актерах и их судьбах!» (Александр).
«Далеко не шедевр. Всё как–то размыто и растянуто. Французы совсем не обаятельные, и это странно. Зато я налюбовалась Самойловой» (Бетти).
Киновед Александр Федоров
Ход конем. СССР, 1963. Режиссер Татьяна Лукашевич. Сценарист В. Радоленский(по мотивам повести Михаила Жестева "Приключения маленького тракториста"). Актеры: Борис Кузнецов, Савелий Крамаров, Афанасий Кочетков, Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер, Виктор Хохряков, Станислав Чекан, Юрий Белов и др. 20,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Татьяна Лукашевич (1905–1972) поставила 13 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Подкидыш», «Свадьба с приданым», «Учитель танцев», «Анна Каренина», «Аттестат зрелости», «Заре навстречу», «Слепой музыкант», «Ход конем») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Пятнадцатилетний Лёшка хочет стать трактористом, но сталкивается с трудностями… Такова завязка комедии «Ход конем», которая запомнилась зрителям во многом из-за участия Савелия Крамарова.
Разумеется, в 1963 году на фоне комедий уже набравшего силу Леонида Гадая «Ход конем» явно проигрывал. Но зрители и сегодня любят эту комедию Татьяны Лукашевич:
«Веселая комедия с потрясающими актерами. Непревзойденные Савелий Крамаров, Михаил Пуговкин и Анатолий Папанов» (Елизавета).
«Старый добрый фильм. Не скажу, что обожаю, но посмотрю всегда с удовольствием. Наши любимые актёры, ностальгия по советскому строю, замечательные операторские съёмки» (Г. Робертс).
«Старый добрый фильм, пусть бесхитростный и незатейливый, пусть с пропагандистским уклоном, но пропагандой чего? .... человечности, дружбы, коллективизма, всего того чего так не хватает нам сейчас... Как глоток свежего воздуха на фоне современных циничных и тупых сериалов» (Доктор).
Киновед Александр Федоров
Спортивная честь. СССР, 1951. Режиссер Владимир Петров. Сценаристы Михаил Вольпин, Николай Эрдман. Актеры: Алексей Грибов, Геннадий Сергеев, Маргарита Лифанова, Лев Фричинский, Николай Крючков, Вадим Синявский и др. 20,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Петров (1896–1966) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Петр Первый», «Кутузов», «Без вины виноватые», «Сталинградская битва», «Спортивная честь», «Ревизор», «Накануне) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Наверное, ни один фильм Владимира Петрова не подвергался такой жесткой критике как его футбольная комедия «Спортивная честь».
Во–первых, эта картина очень не понравилась министру кинематографии СССР Ивану Большакову (1902–1980) (Большаков, 1952: 36).
Во–вторых, она не понравилась тогдашнему С 1951 года — заместитель заведующего сектором отдела художественной литературы и искусства ЦК ВКП(б), киноведу Александру Грошеву (1905–1973): «Грубое нарушение жизненной правды допустили авторы фильма… Ошибка авторов фильма «Спортивная честь», так же как и постановщиков картины «Поезд идет на Восток», состоит в том, что они строили свои произведения на надуманных, нежизненных конфликтах, ложных в условиях советской действительности. Поэтому образы советских людей в их фильмах были неправдоподобными и малоубедительными» (Грошев, 1952: 217–218).
Журнал «Искусство кино» сетовал на то, что авторы «Спортивной чести» допустили «клевету на советских футболистов» (Цветков, 1955: 68).
Влиятельный киновед Ростислав Юренев (1912–2002) был убежден, что «Спортивная честь» знаменует «самую низкую точку падения советской кинокомедии» (Юренев, 1961: 155).
Кинокритик Людмила Погожева (1913–1989) писала, что «Спортивная честь» «справедливо была оценена как творческая неудача сценариста и режиссёра» (Погожева, 1961: 362).
А вот зрители XXI века не столь единодушны во мнениях относительно художественного уровня «Спортивной чести»:
«Очень слабый и посредственный фильм. Да ещё к тому же снятый режиссёром, тяготевшему к изображению батальных сцен. Владимир Петров просто потрясающе сделал фильм "Кутузов", вписал своё имя в историю кино "Петром Первым", но "Спортивная честь" – явно не его кино» (М. Кириллов).
«Просмотр этого фильма – ровно сто минут удовольствия. Какая чудная и романтическая атмосфера того времени!» (Дмитрий).
«Фильм выдающийся. Прекрасные цветные съёмки, интересный сюжет, актёры, костюмы. Конечно, много идеализма как должно быть, а не как есть, но в сталинскую эпоху иначе не могло быть. Смотрится на одном дыхании. Нет наигранности, всё естественно, динамично» (Экибас).
Киновед Александр Федоров