Найти тему
О Москве нескучно

Их уничтожили МЦД (часть 2): старые названия железнодорожных станций в Москве, которые зачем-то поменяли

Оглавление

Почему одна московская железнодорожная станция именовалась не так, как все другие остановки транспорта рядом? Правда ли, что в старом названии другой столичной платформы уже не было смысла? Почему ещё одну станцию взяли и передвинули на 550 метров? А также - неужели иногда новые названия присваивают, всё же опираясь на историю? И переименование какой платформы всё-таки являлось оправданным? Об этом и не только расскажу сегодня.

Внимание: я знаю, что слова "платформа", "станция" и "остановочный пункт" имеют разное значение с точки зрения железнодорожной терминологии. Однако в своей статье я использую их как синонимы для удобства. Чтобы вам было легко читать. Поэтому призываю никого не обижаться и не обвинять меня в недостаточной экспертности:)

Вам так будет удобнее

Железнодорожная платформа Ржевская находилась недалеко от Рижского вокзала. Собственно благодаря ему она и получила своё название. Всё потому, что с середины 1930-х и до конца 1940-х годов он именовался "Ржевским". На пути следования с этого вокзала есть такой город в Тверской области. Поскольку фактически железнодорожная платформа появилась в 1949 году, то к ней и перешло название более крупной станции. Интересно, что в советских справочниках официальным годом начала работы остановочного пункта считался 1964 год. Но на более ранних картах Москвы эту станцию уже указывали.

Железнодорожная станция спокойно работала до 2010-х годов. В 2014-м на платформе №2 случился серьёзный пожар. Конструкции пострадали настолько, что пришлось закрывать эту часть остановочного пункта на ремонт. Длился он около двух месяцев. Ну а в ноября 2019 заработал МЦД-2, частью которого и стал этот участок. Уже в феврале следующего года появились сообщения, что станцию переименуют в Рижскую. В качестве официальной причины московские власти указали желание жителей столицы. Якобы так и будет удобнее ориентироваться. Сейчас платформа находится на реконструкции, но работает для пассажиров.

Ни завода, ни платформы

Железнодорожная платформа Фрезер находилась на Казанском направлении. Сейчас этот участок входит в состав МЦД-3. Появилась тут станция в 1932 году. А название получила благодаря заводу "Фрезер", который находился рядом. На предприятии выпускали режущие инструменты для обработки металла в машиностроении, часовой и приборостроительной промышленности. Собственно "фрезер" - это и есть специальное приспособление, которое может резать материал, а также делать в нём отверстия и пазы. Во времена СССР это был крупнейший завод в стране в этой отрасли специализации. Но в 2004 году предприятие перестало работать.

В середине 2000-х годов платформы отремонтировали. После того, как закрыли завод, станция фактически потеряла свою значимость. Вокруг не было жилых кварталов, лишь промзона. Правда многие бывшие корпуса предприятия со временем превратили в офисы. Ну а в 2016 рядом появилась остановка МЦК Андроновка, на которую можно было перейти. В феврале 2020 года такое же название присвоили и платформе Фрезер. Когда-то рядом находилась деревня Андроновка. Это мероприятие являлось частью подготовки к запуску МЦД-3. Логика снова такая: одинаковые наименования позволяют людям ориентироваться лучше.

Ещё и передвинем

Железнодорожная платформа Карачарово появилась в 1932 году. Своё название получила в честь находящегося рядом села. Историки до сих пор не договорились, откуда пошло такое наименование. Самая распространённая версия гласит о неких служилых людях по фамилии Карачаровы. Сторонники других гипотез говорят, что здесь могли заниматься колдовством или злоупотреблять горячительными напитками. Но ни одна из точек зрения пока не считается общепринятой. Историю этой местности мы подробно рассматривать не будем. Она объёмная, поэтому вполне тянет на собственную статью.

В конце нулевых начали капитальный ремонт платформы, который длился 3 года. После того, как в 2016-м открылась станция МЦК Нижегородская, потихоньку стали соединять эти две железнодорожные магистрали. Надо сказать, что оригинальная платформа Горьковского направления находилась восточнее нынешней. Во время ремонта станцию перенесли на 550 метров западнее, чтобы она пересекалась с МЦК. В январе 2020 решили, что и название "Карачарово" лишнее. Пусть также будет Нижегородской для единообразия. Сейчас этот участок является частью МЦД-4. А местный транспортный узел получился очень крупным. К железной дороге в марте 2020 года добавили станцию метро "Нижегородская".

Вместо одной истории - другая

Станция Ховрино находилась на Ленинградском направлении железной дороги. Вы можете возразить, что такая платформа есть и сейчас, около одноимённой станции метро и МКАД. Однако это уже совсем другой остановочный пункт. Открылся он в 2020 году. Тогда же изначальная железнодорожная платформа Ховрино, превратилась в Грачёвскую. Вообще станция возникла здесь ещё в 1910 году. Название получила в честь села, которое находилось рядом. Считается, что его так нарекли по фамилии владельцев. Интересно, что она происходила от прозвища "Ховра". Таким словом обозначали неопрятных и нечистоплотных людей. Однако это не помешало этим торговцам вскоре стать очень богатыми людьми.

Как я уже написал, переименовали платформу в 2020 году. Но откуда взялось название "Грачёвская"? Возможно, кто-то из вас знает, что была такая местность "Грачёвка" около Трубной площади. Про её жуткие порядки в дореволюционные времена много писал Гиляровский. Но это всё очень далеко отсюда. Здесь же находится Грачёвский парк. Там когда-то располагалась усадьба Ховриных. Та постройка, которую вы видите сейчас, появилась в начале 20 века. Возвели её по заказу других владельцев местности, купцов Грачёвых. Отсюда и территорию вокруг стали звать "Грачёвкой". Можно сказать, что это одно из немногих переименований, где хотя бы имелся исторический подтекст. Но многим такие изменения по душе не пришлись. Москвичи выражали недовольство новым названием. Зато сама платформа, как объект транспортной инфраструктуры, имеет немало положительных отзывов.

Может, это и правильно

Формально платформа Тульская пока не является частью МЦД. Однако Павелецкое направление станет ей в ближайшие годы. И тут вас ждёт более сложная история. До 2019 года все знали эту станцию, как ЗИЛ (сокращение "Завода имени Лихачёва"). Однако это её не первое наименование. Остановочный пункт появился здесь в 1958 году. Тогда ему дали название "Речной вокзал" по находившейся рядом пристани. Наверное, в те времена ещё не предполагали, что спустя 6 лет откроется станция метро "Речной вокзал" на севере Москвы. Интересно, вызывало ли это путаницу среди пассажиров? Как бы там ни было, а такое название сохранялось до конца 1980-х. По крайней мере, встретить его можно даже на карте 1989 года. Хотя закрыли Южный Речной вокзал ещё в 1972-м. Он уже не отвечал техническим требованиям. Поэтому его решили перенести ниже по течению Москвы-реки.

В 2016 году открыли ещё одну платформу под названием "ЗИЛ", но уже на МЦК. Причём довольно далеко от станции Павелецкого направления. Спустя 3 года её переименовали в Тульскую. Посчитали, что так будет удобнее ориентироваться. Да и завода как такового уже не существовало. Поэтому, наверное, конкретно эти изменения оправданы.

В заголовке вы видели, что это вторая часть материала. Если вам интересно почитать первую статью, то вот она. Там я рассказал про 6 переименованных железнодорожных станций Москвы:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!