Найти в Дзене
О Москве нескучно

Их уничтожили МЦД: старые названия железнодорожных станций в Москве, которые зачем-то поменяли

Оглавление

Как смогли сделать так, что станции будто бы и никогда не существовало? По какому принципу делали эти переименования? Удобны ли они для москвичей? Куда из столицы пропал "Северянин"? Как одна из платформ получила некрасивое жаргонное название? А также - переименование какого остановочного пункта жители Москвы просто "не заметили"? И можно ли отстоять историческое название, если очень захотеть? Об это и не только расскажу сегодня.

Совсем не там, где была раньше

Начнём наше повествование с платформы Ленинградская на Рижском направлении. Находилась она недалеко от станции метро "Войковская", около моста Победы. Своё название остановочный пункт получил по Ленинградскому району, на территории которого находился в момент открытия. То есть в 1964 году. Платформа оказалась очень востребованной. И в принципе сохраняла этот статус до последнего. Здесь существовал достаточно удобный пересадочный узел с метро и наземным транспортном вдоль Ленинградского шоссе.

Однако в 2016 году построили новые платформы в другом месте. Намного дальше, чем располагались прежние. Официальной причиной было желание сделать пересадку с Рижского направление на станцию "Стрешнево" МЦК. То есть от старого остановочного пункта идти было далеко. Зато теперь приходится пробираться до метро сквозь Радиаторские улицы и Войковские проезды. Формально это не так уж и долго (около 600 метров). Но люди жалуются. Говорят, что раньше метро, как и другой транспорт, были поближе. На троллейбус садились прямо под мостом. 21 ноября 2019 года платформа лишилась и своего названия. Её переименовали в Стрешнево после запуска МЦД-2. Московские чиновники говорили, что в одинаковых названиях жителям города будет проще ориентироваться. Наверное, какая-то логика в этом решении была. "Ленинградская" отсылала к уже давно не существовавшему району Москвы. На старом месте хоть была связь с одноимённым шоссе. На другом - её уже не имелось.

Больше не Новая

Перемещаемся на Казанское направление. Сейчас конкретно этот отрезок в черте Москвы является частью МЦД-3 ("Зеленоград-Крюково" - "Ипподром"). Здесь в честь запуска новой линии в принципе переименовали немало остановочных пунктов. Но нам с вами нужна платформа Новая. Появилась она в 1942 году. В интернете можно встретить информацию, что сначала название было "Новые дома". Однако жилые корпуса Дангауэровки, которые стоят рядом до сих пор, на тот момент уже существовали 10 лет. Поэтому не знаю, откуда это взялось. На карте Москвы 1952 года уже название "Новая".

Платформа всегда была очень популярной среди пассажиров из ближнего Подмосковья. Особенно после открытия станции "Авиамоторная" вместе с первым участком Калининской линии. В середине 2000-х на остановочном пункте сделали ремонт. Ну а в феврале 2020 года название соседней станции метро распространилось и на платформу. В рамках подготовки к запуску МЦД-3 через пару лет. Она превратилась из Новой в Авиамоторную. Как я уже говорил, считается, что так будет удобнее ориентироваться. Наверное, для туристов и гостей города, которые здесь впервые, безусловно. А вот для людей, пользовавшихся на протяжении пары или нескольких десятков лет "Новой", пришлось, наоборот, привыкать к изменениям.

Не важно, что здесь было раньше

Эта платформа ещё не стала частью очередного МЦД, но в будущем это безусловно планируют. Пока же избавиться от прошлого ей помогло Московское Центральное Кольцо. Благодаря ему остановочный пункт перенесли южнее. Речь о платформе Северянин. Её название, как некоторые могли бы подумать, не связано с поэтом серебряного века, который имел такую же фамилию. В 19 столетии недалеко, на Енисейской улице, располагался посёлок железнодорожников под названием "Северянин". Получил он его, потому что Ярославская дорога тогда именовалась "Северной". Остановочный пункт здесь заработал в 1929 году. Правда изначально название было "Красные Северяне". Но уже в 1932-м его сократили до привычного "Северянина".

Название плотно вошло в московский обиход. И даже распространилось на окрестные сооружения (например, Северянинский путепровод) и проезд. Более того, здесь была конечная остановка троллейбуса №14 ("Электрозаводский мост - платформа Северянин"). Но в феврале 2020 года остановочный пункт переименовали в Ростокино, для единообразия со станцией МЦК. Ну и на будущее: здесь всё-таки планируют запустить МЦД-5. Правда не в ближайшие пару лет. В общем старое название жалко. Всё-таки у него была историческая обоснованность. Кстати, конечную ныне электробуса Т14 кардинально переименовывать не стали. Указали вместо платформы Северянинский путепровод.

Городской жаргон

Следующая платформа, о которой мы поговорим, это Площадь трёх вокзалов на МЦД-2/4. Такое название возникло в августе 2022 года. До этого она была Каланчёвской. Появилась ещё в 1865 году, как часть Алексеевской соединительной ветви. Она связала Курский вокзал с Николаевской (Октябрьской) железной дорогой, а через несколько лет - с Белорусской. В 1896 году сюда из Петербурга должны были прибыть члены императорской семьи для коронации. Даже специально построили остановочный павильон по проекту Генриха Войневича. Сама платформа была деревянная, но с навесом. В итоге Николай II и его семья приехали на Брестский вокзал (Белорусский). Но потом монаршие родственники иногда пользовались Каланчёвской. В советское время платформу приспособили для сквозных электричек нескольких направлений.

Своё название, "Каланчёвская" получила по исторической местности. Так именовалось сначала поле, а потом и площадь рядом, пока не стала Комсомольской в советское время. Когда-то давно здесь стоял царский дворец. Конструкция завершалась вышкой. Её именовали "каланчой". Но в августе 2022 название остановочного пункта ушло в прошлое. Примерно за год до этого даже проводили голосование на сайте "Активный гражданин". Согласно результатам, большинство москвичей поддержали жаргонное словосочетание "Площадь трёх вокзалов". Такой площади даже на картах нет. Это прозвище, как "Щелчок", "Южка" или "Варшавка". Я тогда написал подробную статью про все эти события. Ссылку в конце материала оставлю, можете почитать. Несмотря на результаты голосования, многие москвичи выражали недовольство. Интересно, что остановку общественного транспорта поблизости в скором времени переименовали из "МЦД-2 "Площадь трёх вокзалов" в "Каланчёвскую улицу".

Да никто и не заметил

Платформа Лихоборы на МЦД-3 теперь является весьма популярной. Причина в открытии рядом одноимённой станции МЦК в 2016 году. Остановочный пункт на Октябрьском направлении появился за 70 лет до этого и получил название "НАТИ". Недалеко, на Автомоторной улице располагался Научный автотракторный институт. От него и образовалось такое сокращение. Правда в том же 1946 году случилось разделение. Сельхозтехника перешла в ведение Министерства соответствующего машиностроения, а остальное преобразовали в самостоятельный институт - НАМИ. Расположение платформы, конечно, трудно назвать удачным. Рядом в основном гаражи и промзона. Жилые дома появились только в 1970-х и подальше.

Я встречал много отзывов такого плана: "НАТИ никто и никогда не пользовался. Там останавливалась максимум каждая третья электричка. Да и то пассажиры здесь ни заходили, ни выходили". Не знаю, может, и правда так было. Кто помнит, напишите в комментариях. В первой половине 2010-х платформу ремонтировали и даже закрывали полностью на 2 года. В 2016-м рядом начала работать станция МЦК "Лихоборы". Крытый переход на неё появился только по прошествии четырёх лет. А уже в феврале 2020 платформу НАТИ переименовали в Лихоборы для единообразия. Сейчас она вроде как востребована. А отзывы пассажиров о ней весьма хорошие.

Бороться за историю можно

Напоследок приведу пример, что не всё так плачевно и пренебрежительно со старыми названиями остановочных пунктов. Жители района Люблино смогли отстоять одноимённую платформу. В октябре 2019 года, во время запуска МЦД-2, на картах появилось наименование "Кубанская". В честь соседней улицы. Местных жителей тогда никто не спрашивал. Но они настолько воспротивились переменам, что мэрии пришлось их услышать. Провели голосование. Правда сначала вопрос поставили некорректно: "Стоит ли вернуть старое название, несмотря на путаницу?". Ну типа метро "Люблино" далеко находится. Вдруг местные жители не догадаются, о чём речь, когда будут планировать поездки. Благодаря этому "Кубанская" отпраздновала победу в первом туре.

Но уже осенью 2020 года состоялся второй тур с нормальными вопросами. За возвращение названия "Люблино" на "Активном гражданине" проголосовали 68% москвичей. В итоге в марте 2021 года на платформах вновь появились таблички со старым наименованием. Возможно, поэтому в ситуации с "Каланчёвской" голосование решили провести заранее. Там соотношение сторон было примерно 70 на 30 в пользу "Площади трёх вокзалов". Я встречал людей, в том числе в комментариях к своей статье, которые были за переименование. Но их было далеко не 70%. Можете и сами посмотреть. Ссылка на материал о платформе Каланчёвская ниже:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!