Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Дети Дон–Кихота" (СССР, 1966), "Опасно для жизни!" (СССР, 1985), "Волки и овцы" (СССР, 1953): "за" и "против"

Волки и овцы. СССР, 1953. Режиссер Владимир Сухобоков (по одноименной пьесе А.Н. Островского). Актеры: Вера Пашенная, Игорь Ильинский, Татьяна Еремеева, Елена Шатрова, Варвара Рыжова и др. 20,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

На всякого мудреца довольно простоты. СССР, 1952. Режиссеры Анатолий Дорменко и Владимир Сухобоков (по одноименной пьесе А.Н. Островского). Актеры: Михаил Царёв, Евдокия Турчанинова, Владимир Владиславский, Елена Шатрова, Игорь Ильинский, Николай Рыжов, Надежда Борская, Элла Далматова, Иван Верейский, Иван Лагутин, Вера Пашенная и др. 20,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Владимир Сухобоков (1910–1973) за свою творческую карьеру поставил дюжину фильмов, но зрителям в итоге запомнился (скорее всего, из–за звездного состава актеров) только один – «Ночной патруль»… Всего у В. Сухобокова в тысячу самых кассовых советских кинолент вошло четыре картины: «Ночной патруль», два фильма–спектакля – «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» и цирковой стереофильм «Косолапый друг».

«Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» – два спектакля Малого театра по пьесам А.Н. Островского смогли собрать по двадцать миллионов зрителей каждый только в условиях так называемого малокартинья начала 1950–х. Их ценность сегодня не какие–то художественные открытия, а запечатленная на пленку игра знаменитых отечественных театральных актеров 1930–х – 1950–х годов, среди которых – Вера Пашенная, Игорь Ильинский, Михаил Царёв и др.

Киновед Александр Федоров

-2

Дети Дон–Кихота. СССР, 1966. Режиссер Евгений Карелов. Сценарист Нина Фомина. Актеры: Анатолий Папанов, Вера Орлова, Владимир Коренев, Лев Прыгунов, Андрей Бельянинов, Наталья Фатеева, Николай Парфёнов, Наталья Седых и др. 20,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Карелов (1931–1977) за свою, увы, недолгую жизнь успел поставить всего девять полнометражных фильмов разных жанров, пять из которых вошли тысячу самых кассовых фильмов СССР («Яша Топорков», «Третий тайм», «Служили два товарища», «Дети Донкихота», «Высокое звание»), а два – в 100 самых популярных советских телефильмов («Семь стариков и одна девушка», «Два капитана»).

…У врача роддома (Анатолий Папанов) трое сыновей, а у них масса проблем, правда, разного свойства…

Лирическая комедия «Дети Дон–Кихота» была встречена зрителями очень тепло. Но вот отзывы кинопрессы были нередко иными.

К примеру, известный кинокритик Виктор Демин (1937–1993) упрекнул фильм в легковесности и наивности (Демин, 1967).

Но время всё расставило на свои места: в отличие от массы, в самом деле, слабых и средненьких лент, «Дети Дон–Кихота» до сих пор остаются в репертуаре центральных телеканалов и их с доброй улыбкой смотрят все новые и новые поколения зрителей.

Уже в XXI веке киновед Ирина Гращенкова писала, что предложив Анатолию Папанову главную роль в этом фильме, Евгений Карелов «сохранил его статус комедийного актера, но изменил сам тип персонажа, из отрицательного переведя в положительные. Этот доктор Бондаренко не чертами лица, но манерой поведения, чувствования, мягкостью, интеллигентностью напоминает доктора Чехова. Именно на этой фигуре абсолютно прекрасного человека режиссер хотел сосредоточить внимание зрителя… В юморе, лиризме, в человечности семейно–бытовых сцен заключалось обаяние этого фильма. Без претензий на философские и художественные изыски Карелов сумел придать теме «чужих детей» звучание гуманистическое и высокое, как теме духовного родства и любви к дальнему и ближнему» (Гращенкова, 2010: 218).

Зрителям этот фильм нравится и сегодня:

«Замечательный фильм. Может быть, это даже лучшая роль А. Папанова. Такие фильмы, как этот, воспитывают в людях добросердечность, милосердие, любовь. В фильме есть эпизод, когда Папанову, точнее его герою, говорят, что невозможно забирать всех брошенных малышей, а он отвечает, что это бывает не так часто, всего четвёртый случай в его практике.... А я всегда с грустью думаю о том, что в наши дни это бывает, наоборот, очень часто. Столько брошенных деток...» (А. Алексеева).

«Считаю, что это лучший фильм Папанова. Когда смотрю его, всегда смеюсь и плачу. Много эмоций, обычные человеческих эмоций. Почему–то сейчас таких фильмов не снимают, про людей, про добро» (Александра).

«Фильм замечательный! … Коренев и Прыгунов молодые, безумно красивые. И всё в фильме красиво – отношения, чувства, поступки» (Кенарева).

Киновед Александр Федоров

-3

Опасно для жизни! СССР, 1985. Режиссер Леонид Гайдай. Сценаристы: Олег Колесников, Роман Фурман, Леонид Гайдай. Актеры: Леонид Куравлёв, Лариса Удовиченко, Татьяна Кравченко, Георгий Вицин, Нина Гребешкова, Борислав Брондуков, Владимир Носик, Михаил Кокшенов, Андрей Гусев, Нина Маслова, Сергей Филиппов, Муза Крепкогорская и др. 20,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Леонид Гайдай (1923–1993) поставил 17 игровых полнометражных фильмов, 11 из которых ("Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Иван Васильевич меняет профессию", "Спортлото–82", "Не может быть!", "Двенадцать стульев", "За спичками", "Совершенно серьёзно" (альманах, режиссеры других новелл – Э. Рязанов, Н. Трахтенберг, Э. Змойро, В. Семаков), "Деловые люди", "Опасно для жизни!") вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В эксцентрической комедии «Опасно для жизни!», Гайдай словно обретает второе дыхание после нескольких относительных неудач последних лет, повторявших найденные в «Кавказской пленнице» и «Бриллиантовой руке» находки.

В фильме «Опасно для жизни!» есть не только отличные комедийные трюки под динамичную музыку Максима Дунаевского, не только хороший ансамбль актеров — Георгий Вицин, Сергей Филиппов, Лариса Удовиченко, Галина Кравченко, Леонид Куравлев, но появились и непривычные для прежних картин Гайдая грустно-ироничные ноты, а мягкий лиризм отдельных сцен заставляет вспомнить давнюю новеллу «Наваждение», вошедшую в знаменитую «Операцию «Ы»...

Леонид Куравлев играет симпатичного «чудика», лозунг которого — не проходить мимо недостатков, бесхозяйственности, везде и во всем бороться за порядок. В этом стремлении он порой бывает так же, как и «герой романа», излишне прямолинеен, поэтому часто попадает в курьезные ситуации. Но он не может жить так, как советует одна из его сослуживиц, считая, что каждый должен заниматься только своим делом от сих до сих и не более...

Л. Гайдай сатирически хлестко высмеивает не только недальновидную позицию по принципу «моя хата с краю...», но и такие явления, как бюрократизм, взяточничество, пьянство.

К слову отмечу, что Георгий Вицин в роли местного выпивохи — собирателя бутылок — сумел освободиться от привычных штампов подобных персонажей, отойти от плакатного рисунка образа.

Фильм «Опасно для жизни!» не смог собрать былую гайдаевскую аудиторию в 70–76 миллионов, но все–таки привлек в кинотеатры два десятка миллиона зрителей.

Кинопресса отнеслась к этой работе мастера вполне доброжелательно.

Так в год выхода на экран этой комедии Леонида Гайдая (1923–1993) кинокритик Андрей Зоркий (1935–2006) писал в «Советском экране»: «Мы узнаем Леонида Гайдая, его руку, мастерство, комедийный стиль. Вместе с тем что–то новое, чуточку грустное и непривычное слышится в этой гайдаевской комедии. Здесь меньше эксцентрики, буффонады, аттракционов, каламбуров, трюков, которыми всегда до краев были полны фильмы Гайдая. Здесь больше иронии, задумчивых пауз и грустного удивления» (Зоркий, 1985: 6).

Однако кинокритик Мирон Черненко (1931–2004), напротив, посчитал, что эксцентрики в фильме много, а «временами количество этих гэгов кажется просто чрезмерным» (Черненко, 1985: 4).

В финале своей рецензии Андрей Зоркий в духе наступавших в советском обществе перемен задавал себе вполне «концептуальный» вопрос: «Так что же все–таки, с точки зрения авторов, «опасно для жизни», кроме увесистого разряда электричества? Для здоровой жизнедеятельности общества, утверждают они, крайне опасны безответственность, необязательность, этакая круговая порука безразличия, равнодушия, с которой неспособны совладать ни громы небесные, ни молнии. Так и стоит эта могучая электровышка, так и болтаются оборванные провода немым укором безответственности, бестолковости, неумения или нежелания в самом простом и безотлагательном деле наладить прямую связь четких, ясных, осмысленных (а стало быть, гражданственных) поступков» (Зоркий, 1985: 8).

Что касается мнений современных зрителей, то они по отношению к комедии «Опасно для жизни» очень сильно расходятся:

«Самый мой любимый фильм! … артисты все до одного любимые! Браво!» (Римма М.).

«Мне эта комедия очень нравится. Но у Гайдая были фильмы и намного лучше… Но современным комедиям этот фильм вполне можно поставить в пример как по–настоящему веселый, с увлекательным сюжетом и с хорошим концом» (Интеллигент).

«Хорошая, по–моему, комедия. … все исполнители молодцы. Думаю, что фильм стоит смотреть и пересматривать уже хотя бы из–за блистательного актерского состава. …нынешним комедиям до этой далеко» (В. Никитенко).

«Самый неудачный фильм Гайдая. Положение спасает только Вицин, его игру интересно смотреть всегда» (Фильмоскоп).

«Про позднее творчество Гайдая иногда говорили, что это "усталый Гайдай". В этом фильме как–то особенно это чувствуется. Гайдай в интервью не раз жаловался, что трудно найти хороших сценаристов. Вот и здесь уже в сценарии чувствуется какая–то надуманность, вымученность сюжета» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров