Урок-экскурсия в начальной школе - это образовательное мероприятие, которое проводится вне класса и направлено на изучение определенного предмета или темы через непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Это может быть посещение музея, парка, зоопарка, предприятия или другого места, связанного с темой урока. Урок-экскурсия позволяет ученикам получить практический опыт и лучше понять изучаемый материал.
Цель урока – создать условия для выполнения следующих задач:
1. Провести наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе, сравнить с зимними погодными условиями.
2. Учить составлять проблемные вопросы к явлениям в природе весной.
3. Формировать экологическое отношение к природе.
4. Развитие навыков наблюдения, поиска, сравнения, обобщения и систематизации.
5. Продолжить развитие эстетического вкуса, умения находить красоту в окружающем мире.
Ход экскурсии
Учитель:
- Вот и наступило счастливое, прекрасное и живописное время года. Это время возрождения, когда живописные цветы расцветают, а жизнь наполняется радостью и шумом. Почему так характеризуют весну? (Потому что вся природа просыпается после зимы. Солнышко светит ярче, увеличивается продолжительность дня, распускаются цветы, пробуждаются из спячки животные. Снег таит, бегут ручьи, воздух становится свежим)
- Наше знакомство со всеми удивительными явлениями весенней природы начнётся прямо там, где она обитает - в нашем парке. На нашем занятии мы рассмотрим множество интересных вопросов. Я уже подготовила несколько загадок, ответы на которые будем искать вместе. А еще я вас просила подготовить заранее свои вопросы. Кто первым задаст свой вопрос? (Почему весной небо становится голубым?)
- Ответ кроется в атмосфере. В весеннее время воздух начинает становиться более сухим и чистым, что позволяет преобладающим в нём крошечным капелькам водяного пара больше рассеивать свет. Больше всего лучики рассеивают синий свет, потому так красиво весеннее небо. Теперь я хочу спросить у вас: какого цвета было бы небо, если бы отсутствовало рассеивание? (Наверное, оно было бы чёрного цвета)
- Совершенно верно!
(Мы могли обсудить причины синего цвета неба весной только благодаря тому, что ранее на уроках была проведена беседа о свойствах света. Эти знания помогли нам понять происходящие явления в природе)
- Кто хочет ещё задать свой вопрос?
- Несколько дней назад я увидел радугу на фоне дождя, и увидел, что в ней красный цвет расположен внешним кругом, а фиолетовый - внутри. Почему?
- Какие вы любопытные! Такое расположение цветов радуги происходит от другого свойства света. Назовите его сами. (Преломление)
- И так, следующий вопрос. (Почему образуется радуга?)
- Радуга образуется из-за разделения света на составные части при прохождении через водяные капли в воздухе. Когда солнечный свет попадает на водяную каплю, она загибает и разделяет свет на разные цвета. Сколько их в радуге? (Семь)
- Давайте перечислим их, вспомнив считалку. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан: красный, оранжевый и т.д.)
- У кого ещё есть вопрос? (А почему я не увидела радугу?)
- Возможно, ты стояла лицом к солнцу, а надо было встать так, чтобы оно светило у тебя за спиной. Кто следующий? (Почему весной становится тепло?)
- Изменилось положение солнца на небе. Оно стало выше, поэтому больше его лучей достигают земли, и светит оно дольше, согревая землю и воздух.
- В прошлые года, на экскурсиях осенью и зимой, мы встречали много удивительных растений в парке. Сегодня мы снова отправимся туда, чтобы найти старых знакомых из мира растительного царства. (Ели и сосны всё ещё стоят с зелёной, украшенной иголками, кроной. Но у лиственницы начинает появляться что-то новое - на её кончиках веток появляются мягкие хвоинки)
- Что происходит с листопадными деревьями и кустарниками?
Возьмите лупы, чтобы поближе рассмотреть происходящие с ними изменения. (Приблизив лупу, можно увидеть, что почки на деревьях, например у сирени и вяза, начинают принимать необычный вид)
- Есть ли у вяза листочки? (Нет, вяз сначала цветёт, а потом на нём появляются листья)
- Вот ещё одно растение, которое мы можем найти в парке. Кто знает загадку об этом растении (Был жёлт, стал бел, а потом и улетел)
- Как зовут нашего друга? (Одуванчик. Мы знаем, что на верхушке стебля у него не отдельный цветок, а целое соцветие – корзинка)
Одуванчик лекарственный – растение, предсказывающее погоду. Когда сыро, его корзинки не раскрываются, чтобы пыльцу не смыло дождём, а когда ясно и сухо, они раскрываются около трёх часов дня. Дети могут убедиться в правильности этих наблюдений, посетив площадку с цветущими одуванчиками в разное время.
Одуванчик - настоящий светочувствительный барометр, предсказывающий погоду.
- Если посмотреть на корзинки одуванчика через лупу, можно заметить множество насекомых, одно из которых чёрного цвета. (Кто это?)
- Осторожно на ладонь положим нашего чёрного друга. Его крылышки плотные, нежные. Похоже, это насекомое - жук.
- Поместив нашего чёрного друга на спинку, мы начинаем наблюдать. Он щёлкнул, подпрыгнул и перевернулся в воздухе, демонстрируя удивительные акробатические способности!
– Таким образом жук спасается. Какое название вы дали бы этому жуку? (Щелкун, раз он щёлкает)
– Правильно. Это жук-щелкун.
А теперь послушайте стихотворение Афанасия Фета:
…Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
- О ком это стихотворение? Найдите признаки. (Вот и ещё один удивительный обитатель парка - прелестная бабочка, усевшись на цветках одуванчика. Как она красива со своими окрашенными в разные цвета крыльями!)
- Это крапивница. Своё название она получила потому, что её гусеницы питаются листьями крапивы.
- Найдите ещё цветущие растения. Обратите внимание на окраску цветков. (На пригорке, где почва уже просохла, несколько растений с жёлтыми цветками)
- Давайте подойдём и посмотрим на это весеннее чудо. Называется растение гусиным луком. (Какое интересное название! Почему оно так звучит?)
- Люди обнаружили, что гуси любят есть это растение, поскольку оно вырастает одной из первых весной, когда ещё мало вокруг травы. Давайте посмотрим, что интересного можно обнаружить в земле, где растёт это растение. (Мы видим луковичку, которая, наверное, помогла гусиному луку перезимовать)
– Рассмотрите цветок. Сколько у него лепестков? (Шесть)
– Как называются раноцветущие растения? (Подснежники, ведь они появляются из-под снега)
– Есть ли в парке другие подснежники? Давайте поищем. Только ходите аккуратно и не топчите траву.
(Ещё одно растение с жёлтыми цветками. Какие они блестящие! Почему?)
- Чистяк весенний приспособлен к собиранию солнечных лучей, что способствует быстрому вызреванию семян. Учёные предполагают, что белые лепестки, окружающие цветок, отражают солнечные лучи, собирая их в центре цветка. (Чистяк значит чистый?)
- Да, так и есть. В прошлом это растение активно использовали для ухода за кожей. С помощью сока чистяка выводили бородавки, что позволяло сделать кожу чистой и здоровой.
Цветок всю ночь готовит мёд,
Пчелу-сластёну в гости ждёт!
Почему цветок ждёт пчелу, как заметил Самуил Маршак? (Пчёлы играют важную роль в опылении растений. Они собирают нектар и пыльцу с одного цветка, а затем переносят их на другие цветы. Таким образом, пчёлы способствуют размножению растений, перенося пыльцу с одного цветка на другой.)
- Что же будет вместо цветка? (Образуются семена)
- Давайте приглядимся к работе этого насекомого. (Пчела очень усердно летает от цветка к цветку, собирая пыльцу и перенося её на другие растения. Ой, а что это за желтые комочки на задних лапках?)
- В результате работы пчёлы на передних ногах она собрала пыльцу, которая сложилась в комочки. Теперь пчела отнесёт их в свой улей, где эта пыльца будет использоваться для кормления пчёлиных «деток».
А теперь загадка:
Эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает
Да поёт весь день.
(Это скворец)
- Как люди заботятся об этой птице? (Они развешивают скворечники)
- Давайте поищем скворечник! Обычно скворец охотится на насекомых в ветвях деревьев и кустарниках, а также собирает корм с поверхности земли. Понаблюдаем за птицами. А к следующему уроку расскажите о них. Можно зарисовать ваши наблюдения.
- Какую птицу называют предвестником весны? Посмотрите, как он важно вышагивает. (Это грач)
- Обратите внимание на его окраску и особенности клюва. Птицы являются нашими друзьями и помощниками, так как играют важную роль в экосистеме.
Давайте завершим наше путешествие стихотворением поэта Александра Кирсанова:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
- Домашним заданием будет: подготовить рассказ о сегодняшней прогулке. Может, вы расскажете о чем-то одном, но поподробнее. А может, - о том, на что мы сегодня внимание не обратили. Подумайте.
- Свои впечатления вы можете выразить в рисунках, рассказах, стихотворениях, фотографиях.
Подписывайтесь на канал! Поддержите автора.
Спасибо за внимание