Отцы и деды. СССР, 1982. Режиссер Юрий Егоров. Сценаристы Аркадий Инин, Юрий Егоров. Актеры: Анатолий Папанов, Валентин Смирнитский, Алексей Ясулович, Галина Польских, Людмила Аринина, Лидия Кузнецова, Евгений Лазарев, Николай Трофимов, Вадим Андреев, Николай Мерзликин и др. 22,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Юрий Егоров (1920–1982) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, девять из которых («Простая история», «Добровольцы», «Море студеное», «Отцы и деды», «Однажды, 20 лет спустя», «Если ты прав…», «Человек с другой стороны», «Они были первыми», «За облаками – небо») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Советская кинопресса отнеслась к задушевной семейной комедии «Отцы и деды» очень тепло.
К примеру, поэтесса Римма Казакова (1932–2008) писала в «Советском экране», что «в фильме много кадров, от которых не хочется отрывать глаз, и испытываешь даже некоторое раздражение к неизбежности их смены на экране. Прежде всего, эти кадры свои существованием обязанности доброте и пристальности режиссерского взгляда … Удивительно талантливый, по–человечески приятный актерский ансамбль сложился в картине! Словно все действительно родня, знакомые, близкие люди. Актеры играют тактично, с самоиронией, с легким, без перебора, налетом той самой комедийной условности, без которой, пожалуй, кое–что могло бы показаться и фальшивым. … И мы с теплым, по–хорошему встревоженным чувством расстаемся с кинолентой, унося в сердце аромат и шелест, терпкость и крепость этой осенней зрелой радости, наполненности, победительности человеческого бытия» (Казакова, 1982: 6–7).
Журналист Галина Сенчакова в «Спутнике кинозрителя» отмечала, что «смешных ситуаций в фильме много. Однако на территорию комедии в картине довольно часто вторгается драма. Комедийные коллизии разрешаются драматически. И наоборот, драматические эпизоды завершаются смехом» (Сенчакова, 1982: 15).
Уже в XXI веке киновед Лидия Кузьмина резонно обращала внимание читателей на то, что в «Отцах и дедах» «чувствуются некие личные и тонкие отношения режиссера со временем. Когда Егоров делал фильм, ему было за 60, его идеалы в искусстве остались в прошлом, лучшие фильмы были сняты четверть века назад, и он, прирожденный боец, оказался далеко от передовой. Но Егоров принадлежал к военному поколению, которое не собиралось быть балластом, а всюду проявляло свою активность, стойкость и жизнелюбие. Если угодно, картина стала для режиссера своего рода программным заявлением. В её финале звучала победная нота… Егоров успел смонтировать картину, но до премьеры не дожил – умер от сердечного приступа» (Кузьмина, 2010: 174).
Сегодняшним многим зрителям «Отцы и деды» продолжают нравиться:
«Очень хороший, добрый, уютный фильм. Все актёры замечательно, естественно, трогательно играют. Есть и весёлые эпизоды. Музыка в фильме очень приятная, душевная» (А. Алексеева).
«Отличный фильм о молодости души, любви и семье. Безусловное украшение фильма – троица Людмилы Арининой, Анатолия Папанова и Николая Трофимова. Весь актёрский состав замечательный. … Это кино на все времена» (Нина).
Но есть, разумеется, и негативные мнения о фильме:
«Вышла пустота со звуком смеха. Весёлость у героев какая–то искусственная. Смеются непонятно по какой причине. Улыбки нарисованные. Там фальшь со всех сторон. Авторам захотелось показать "как весело"» (Линда).
«Комедия на один просмотр. Я лично люблю комедии Леонида Гайдая, а не такие «лирические зарисовки» (Улан).
«Явно не моя комедия, нет динамики, мало смешных реплик, все как-то надуманно, без огонька» (Степан).
Киновед Александр Федоров
Любит – не любит?.. СССР, 1963/1964. Режиссер Али Хамраев. Сценаристы: Михаил Мелкумов, Мухамеджан Рабиев. Актеры: Сталина Азаматова, Баходур Джурабаев, Марат Арипов и др. 21,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Али Хамраевпоставил 20 полнометражных фильмов, из которых только «Седьмая пуля» (1973) и комедия «Любит – не любит?..» (1964) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Любит – не любит?..» – комедия, где сюжет легенды о Тахире и Зухре перенесен в 1960-е годы. Плюс музыка Александра Зацепина и вокал Муслима Магомаева…
Мнения у зрителей XXI века об этом фильме часто полярны:
«Любимый фильм детства. Такая в нём красивая Сталина Азаматова! Прекрасная музыка, чудесные пейзажи» (Восток-27).
«Фильм красиво снят, музыки и песен в нем много, но и по драматургии, и по режиссерской работе показался очень слабым» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Первый парень. СССР, 1959. Режиссер Сергей Параджанов. Сценаристы Пётр Лубенский, Виктор Безорудько. Актеры: Григорий Карпов, Людмила Сосюра, Юрий Сатаров, Валерия Коваленко, Андрей Андриенко–Земсков, Николай Шутько и др. 21,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Параджанов (1924–1990) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент, увы, не вошли его признанные шедевры «Тени забытых предков» и «Цвет граната». А вошла одна–единственная незамысловатая колхозная комедия «Первый парень»…
Киновед Вадим Скуратовский считает, что параджановские фильмы конца 1950–х – начала 1960–х «Первый парень», «Украинская рапсодия» и «Цветок на камне» — «законченные лубки (соответственно «колхозный», «интеллигентский» и «пролетарский»), вполне разделяющие все уже неизлечимые дефекты той исторически исчерпанной модели, лубки, сливающиеся с массовой украинской кинопродукцией тех лет. Вроде бы и сам режиссер этого не отрицал. Но у всех этих фильмов есть одно весьма характерное свойство: в них нет ни малейшей эстетической взятки бытовому реализму, какому–либо бытовому правдоподобию, к которому столь энергично устремился основной поток тогдашней советской кинопродукции — как вполне конъюнктурной, так и обладавшей уже первыми «авторскими» проблесками. Параджановские же фильмы, пожалуй, даже вызывающе «неправдоподобны» — и по сюжету, и по его именно вызывающе «нереалистическим» решениям. В высшей степени условный «колхоз» в «Первом парне», самая условная советско–интеллигентская судьба в «Украинской рапсодии», и, наконец, столь же условный «шахтерский городок» в «Цветке на камне». В ту пору такая условность казалась уже вполне архаичной инерцией предшествовавшей советской киномифологии, продолжением специфической «пырьевской» кинолжи, уже даже официально отвергнутой. … «Первый парень» бесконечно переполнен именно идиллическими украинскими кинопейзажами, режиссер там постоянно любуется наивными крестьянскими интерьерами и костюмами, сосредоточен не столько на «трудовых подвигах», сколько на обрядах — флирта, спорта, «парубоцких» состязаний, а в конце и вовсе приступает к воссозданию украинского свадебного ритуала...
Таким образом, все эти параджановские фильмы по базовому режиссерскому инстинкту совершенно избегают «правдоподобия», в ту пору просто гипнотизировавшему «оттепельное» кино, мучительно, сквозь цензурно–редакторские рогатки, пробивавшееся к некоему отечественному варианту неореализма» (Скуратовский, 2001).
Современные зрители (с учетом последующих творческих достижений режиссера) относятся к «Первому парню» с определенным пониманием меры условности жанра:
«Сюжет фильма – типичная советская агитка на тему счастливой сельской жизни в условиях [строительства] светлого коммунизма. Причем преподнесен в неуклюжей, чрезмерно приукрашенной форме. … Но если присмотреться, то нетипичная для того периода операторская, колоритные кадры, особый взгляд на природу выдают начинающего мастера» (М. Мицкевич).
«Фильм, конечно, очень наивный, лубочный, приукрашенный, сильно чувствуется перепев старых пырьевских комедий, от "Богатой невесты" до "Кубанских казаков". Правда, снят красиво, музыка неплохая и актеры симпатичные. Но будущего автора шедевра "Тени забытых предков" еще очень трудно угадать» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров