Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Сто грамм" для храбрости" (СССР, 1977), "Вас ожидает гражданка Никанорова" (СССР, 1979), "Встреча в горах" (СССР, 1966): "за" и "против"

"Сто грамм" для храбрости. СССР, 1977. Режиссеры: Борис Бушмелёв, Анатолий Маркелов и Георгий Щукин. Сценаристы: Григорий Горин, Николай Пушков, Виктория Токарева. Актеры: Игорь Ясулович, Юрий Кузьменков, Юрий Белов, Рина Зелёная, Александр Пашутин, Михаил Светин, Владимир Басов, Валентина Титова, Николай Гринько, Александр Белявский, Борислав Брондуков, Татьяна Васильева, Эммануил Геллер, Анастасия Георгиевская, Нинель Мышкова, Светлана Старикова, Валентина Березуцкая, Виктор Сергачёв, Григорий Шпигель, Георгий Тусузов и др. 22,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Борис Бушмелёв (1937-2020) поставил 7 фильмов, в основном – развлекательных жанров, но только один из них («"Сто грамм" для храбрости») вошел в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Анатолий Маркелов тоже поставил 7 фильмов (включая короткометражные), и тоже только один из них (про «Сто грамм») вошел в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Георгий Щукин (1925–1983), как ни странно, поставил все те же 7 фильмов, но оказался удачливее двух своих упомянутых выше коллег: в тысячу самых популярных советских кинолент у него попали две работы («Алешкина любовь» и «"Сто грамм" для храбрости»).

Итак, состоящая из трех новелл антиалкогольная комедия «"Сто грамм" для храбрости» была тепло встречена зрителями 1970–х, но у сегодняшней аудитории восприятие во многом иное:

«Как можно такой примитив, такую халтуру серьёзно обсуждать? Ну и что с того, что подняты важные вопросы? Это ведь не собрание, а произведение искусства. А здесь произвели набор актерских штампов и нежизненных поступков карикатурных персонажей. … Сценарная линия … такая слабая, нежизненная и притянутая за уши, что мне было стыдно за артистов, когда я его смотрел. Примитивные, повторяющиеся шутки, штампованные фразы… Короче, бред» (Л. Жегленко).

«Лично мне этот фильм не понравился. Ненавижу пьянство (сколько я перевидал деградировавших и погибших от него людей!). Но вот посмотрел я этот "антиалкогольный" фильм, … так пропагандировать против алкоголя нельзя. Кто поверит, что практически непьющий человек вот так выпьет одну–две рюмки и становится немедленно пьяной скотиной? А вот рассмотрели бы атмосферу в рабочих общежитиях и рабочих районах, где уже в те относительно благополучные времена многие начинали керогазить ещё с раннего школьного возраста! Но – низзя, это ж пролетариат, передовой класс! А вот так глумиться над интеллигенцией – это всегда было – пожалуйста! Обратите внимание – персонажи Ясуловича, Светина и Гринько – интеллигенты, получается, что это от них всё зло (именно такое ощущение возникает после просмотра)» (Слава).

Киновед Александр Федоров

-2

Вас ожидает гражданка Никанорова. СССР, 1979. Режиссер Леонид Марягин. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Наталья Гундарева, Борислав Брондуков, Евгений Киндинов, Иван Рыжов, Лев Борисов и др. 22,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Леонид Марягин (1937–2003) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, из которых только картина «Вас ожидает гражданка Никанорова» вошла в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Картина «Вас ожидает гражданка Никанорова» снята на стыке жанров комедии и мелодрамы и повествует о том, как судьба свела Катю Никанорову (Наталья Гундарева) с нелепым ветеринаром Дежкиным (Борислав Брондуков).

Кинокритик Константин Рудницкий (1920–1988) писал в «Советском экране» об этой мелодраматической комедии так: «Можно упрекнуть сценариста Виктора Мережко за банальную словесную форму, в которую втиснута эта мысль. Никанорова мечтает о «прынце», которого поджидала еще горьковская девица Настя в «На дне». Но главная коллизия обозначена просто и естественно. Волнующая надежда, что ее вознесет ввысь, вырвет из привычного деревенского быта и поднимет на небеса какое–то исключительное, другим недоступное чувство, многократно усилена горячим, необузданным женским темпераментом Никаноровой, ее постоянной готовностью к любви, склонностью принимать смелые решения с маху, очертя голову, не допуская и мысли о возможном обмане» (Рудницкий, 1979).

Кинокритик Владимир Заика (1946–2008) отмечал в журнале «Искусство кино», что «взяв человеческий характер как нравственно–психологический тип, как некую даже типологическую данность, картина не позволяет образу стать схемой, элементарной моделью нравственных коллизий. Стихия комического, множество бытовых деталей, яркие речевые характеристики, тщательно разработанная звуковая партитура, наконец, житейская достоверность и одновременно кинематографическая выразительность актерской игры – все это создает ту атмосферу реальной жизни, в которой естественно и свободно чувствуют себя герои. … Казалось бы, простодушно рассказанная в жанре комедии история любви Катьки и Павла, оказывается, построена на весьма глубоком и сложном фундаменте, она исполнена непрерывным и страстным поиском героями своего «я», способа своих взаимоотношений с людьми» (Заика, 1979: 48, 52).

Позитивная оценка фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова» не изменилась и в XXI веке. К примеру, киновед Лидия Кузьмина пишет, что «взявшись за сценарий Виктора Мережко, который несколько лет безуспешно путешествовал по инстанциям, Марягин оказался перед сложной задачей: изображая нравы деревенских обитателей, легко было впасть в пошлость и примитивность. Однако там, где было место анекдоту, режиссеру удалось сделать художественное обобщение об обманчиво простых нравах простого человека. Картина, убедительно повествовавшая о женской тоске по родной душе, по праву заслужила большой зрительский успех» (Кузьмина, 2010: 291).

Я был знаком с Леонидом Марягиным. В разговорах со мной он всегда казался человеком (само)ироничным, не упускавшим случая рассказать какую–нибудь байку, смешной эпизод из жизни. Но нет–нет, да улавливалась в его глаза какая–то грустинка, с которой он часто вспоминал даже самые забавные происшествия…

Вот довольно типичные зрительские отзывы на фильм «Вас ожидает гражданка Никанорова»:

«Какой фильм! Прекрасный! … Как точно музыка в кадре подчеркивает любовь, затаенную глубину чувства Никаноровой, ожидание какой – то встречи с прекрасным сильным ощущением. … Брондуков гениален. Великолепен в этой роли» (Стиль)

«Время от времени хочется пересматривать этот фильм, что я и делаю каждый раз с удовольствием. Гундарева и Брондуков – дуэт неповторимый. Радуюсь, что в главной роли задействовали именно Борислава Брондукова. Обожаю его здесь (не только здесь, конечно). Но влюбленный Дежкин, нерешительный и легкоранимый, бесподобен. Очень нравится эпизод, когда он вдруг начинает танцевать летку–енку, всё быстрее, быстрее, быстрее. Вроде и смешно, но понятно, что человеку так сейчас фигово. Очень тонкая грань между комичным и драматичным» (Тамара).

Киновед Александр Федоров

-3

Встреча в горах. СССР, 1966/1967. Режиссер Николай Санишвили. Сценаристы: Петр Грузинский, Николай Санишвили. Актеры: Лейла Абашидзе, Тенгиз Арчвадзе, Лали Месхи, Вахтанг Кикабидзе и др. 22,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Санишвили (1902–1996) поставил два десятка полнометражных игровых фильмов, шесть из которых («Заноза», «Прерванная песня», «Судьба женщины», «Куклы смеются», «Закон гор», «Встреча в горах») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

Музкомедия «Встреча в горах» рассказывает о том, как симпатичная актриса снимается в кино, но режиссер недоволен ее игрой. Что ж, ей остается только доказать, что она настоящая артистка, достойная своей роли…

Этот фильм привлек зрителей 1960-х не только цветом и музыкой, но, в первую очередь, игрой талантливой актрисы Лейлы Абашидзе (1929-2018), которая к тому времени получила всесоюзную популярность, сыграв в «Стрекозе» (1954), «Занозе» (1956) и других заметных лентах.

Зрители и сегодня с удовольствием вспоминают «Встречу в горах»:

«Картине присущи легкость и изящество и чувство стиля, что не позволяет ей превратиться в комедию положений. Трогают душу нежные грузинские мелодии, которые уже в новые времена передают ощущение сна-воспоминания о том, что была когда-то другая страна или все это примечталось в детском сознании» (Фриценятка).

«Фильм, который многому может научить и профессионалов из сферы искусства, и молодых людей, открыто смотрящих на окружающий мир. В нем есть и красивая музыка, и сочные национальные краски, и увлекательный, немного наивный сюжет. Но главное в нем есть глаза актеров. Не тела, которые мы видим сегодня с телеэкранов, а немного озорные, загадочные влюбленные глаза» (Алиса).

Киновед Александр Федоров