Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Зигзаг удачи" (СССР, 1969), "Совершенно серьёзно" (СССР, 1961), "Шельменко-денщик" (СССР, 1971): "за" и "против"

Зигзаг удачи. СССР, 1969. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Актеры: Евгений Леонов, Ирина Скобцева, Валентина Теличкина, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Алексей Грибов, Готлиб Ронинсон, Георгий Бурков, Светлана Старикова и др. 23,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая его телехитов – «Ирония судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).

Действие комедии «Зигзаг удачи» разворачивалось вокруг крупного выигрыша в лотерею…

Комедия Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» была тепло принята зрителями и довольно неоднозначно – кинокритиками.

К примеру, кинокритик Нея Зоркая (1924–2006) писала, что «Зигзаг удачи» — фильм городской улицы, уличной толпы, вечерней предпраздничной толчеи, и ритм его — городской проход–полубег, переходящий просто в бег, когда за Володей и его выигрышем устремляет свою погоню «Современник». Переливчатая, без всяких швов от эпизода к эпизоду, картина целостна, на едином дыхании» (Зоркая, 1974).

Зато кинокритик Елена Бауман (1932-2017) отнеслась к фильму строже: «Одно удовольствие смотреть фильм «Зигзаг удачи». Сколько смешных мест! Какие неожиданности в поворотах сюжета! Как очаровательно мультипликационное вступление! А актеры! Совсем новые краски в игре Евгения Леонова, Ирины Скобцевой, Евгения Евстигнеева, настоящий взлет Валентины Талызиной, успех Георгия Буркова в небольшой, но отнюдь не незаметной роли. Ну и, конечно, режиссура Эльдара Рязанова, его четко оформившийся в «Берегись автомобиля!» и теперь легко узнаваемый творческий почерк. Превосходно смотрится «Зигзаг удачи»! Потом наступают другие минуты. Минуты сомнения, которые неприятны, как всякое сомнение в том, что любишь. Что-то кажется недосказанным. Что-то кажется сказанным невнятно. Создается впечатление, что финал наступил раньше, чем авторы свели концы с концами (и в сюжете, но особенно — в теме). Что мультипликационное вступление — этюд о роли фотографии в жизни человечества, выполненный режиссером Федором Хитруком, — живет как прелестная самостоятельная короткометражка, ничего к существу фильма не добавляя. Что отдельные сцены картины, каждая из которых сама по себе весьма и весьма недурна, не всегда складываются в стройное сооружение» (Бауман, 1969: 44).

Фильм заслуженно любим зрителями и сегодня:

«Фильм просто замечательный! Для любителей поностальгировать и не только! Какие актеры!» (Ник).

«Этот фильм нравится все больше и больше с годами. Каждый раз замечаешь новые нюансы, фразочки, взгляды и жесты, особенности взаимоотношений героев, их психологию» (Юлия).

Киновед Александр Федоров

-2

Шельменко-денщик. СССР, 1971. Режиссер и сценарист Андрей Тутышкин (по мотивам одноименного водевиля Григория Квитки-Основьяненко (1860). Актеры: Михаил Пуговкин, Владимир Дальский, Зоя Фёдорова, Людмила Сенчина, Игорь Озеров, Ольга Аросева, Юрий Медведев и др. 23,8 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

Режиссер Андрей Тутышкин (1910–1971) поставил семь полнометражных игровых фильмов развлекательных жанров, четыре из которых («Свадьба в Малиновке», «К черному морю», «Мы с вами где–то встречались», «Шельменко-денщик») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

Главный герой этой музкомедии денщик Шельменко помогает своему молодому барину жениться по любви…

Советская кинопресса комедией «Шельменко-денщик» особо не восхищалась, но советские зрители приняли ее очень тепло, да и нынешняя аудитория всё еще помнит (правда, по-разному) эту, увы, оказавшуюся последний работу Андрея Тутышкина:

«Веселая музыкальная комедия с чудесной музыкой» (Светлана).

«Я не в особом восторге от фильма – суета, беготня. Костюмы, платья несуразно сидят и смотрятся. И артисты играю ненатурально… Отдаленно напомнило "Свадьбу в Малиновке" того же Андрея Тутышкина, но, на мой взгляд, тут слабее вышло кино» (Римма).

Киновед Александр Федоров

-3

Совершенно серьёзно. СССР, 1961. Режиссеры Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Наум Трахтенберг, Эдуард Змойро, Владимир Семаков. Сценаристы: Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, Вильям Козлов, Борис Ласкин, Владимир Дыховичный, Морис Слободской, Леонид Гайдай. Актеры: Анатолий Папанов, Сергей Филиппов, Ростислав Плятт, Георгий Георгиу, Борис Новиков, Эмилия Трейвас, Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Белявский, Илья Рутберг, Татьяна Бестаева, Ольга Викландт, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Павел Винник и др. 23,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Этот сборник комедийных короткометражек единственный раз в жизни объединил Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая под одной «обложкой». Именно в этом киносборнике зрители впервые увидели гайдаевский «Пес Барбос и необычный кросс», который, по сути, и стал его локомотивом.

Правда, комедийная новелла Эльдара Рязанова «Как создавался Робинзон», высмеивающая редакторские и цензурные придирки, тоже была довольно забавной.

Зрительский смех в зале вызывала и сатирическая новелла «Иностранцы» Э. Змойро, высмеивающая стиляг и фарцовщиков…

Комедийные новеллы «История с пирожками», Н. Трахтенберга и «Приятного аппетита» В. Семакова были, на мой взгляд, не столь интересными…

Любопытно, что Наум Трахтенберг (1909–1970) в последние годы жизни уже не возвращался комедии, поставив такие фильмы, как «Выстрел» и «Я его невеста».

Владимир Семаков дальнейшую свою карьеру посвятил в основном фильмам–спектаклям, тоже в основном далеко не комедийного жанра.

Что касается Эдуарда Змойро (1925–1984), то «Иностранцы» осталась его единственной режиссерской работой в кино, в дальнейшем он работал исключительно художником–постановщиком…

Кинопресса отнеслась к «Совершенно серьезно» в основном позитивно, хотя театральный и кинокритик Вадим Фролов (1918–1994) в своей статье в журнале «Искусство кино» писал, что «не все фильмы–новеллы одинаково хороши по мастерству и средствам выразительности. Некоторым из них не хватает цельности и завершенности. Есть остроумные находки в комедии Эльдара Рязанова «Как создавался Робинзон». «Отредактированный» обитатель острова выглядит удивительно смешным. Он потешно «перестроился», насадил зеленые насаждения, приручил облезлого льва. Все, как у Ильфа и Петрова. Но комедия как бы распадается на два несоединенных стиля, на две манеры подачи комического: с одной стороны, А. Папанов, играющий в мягкой и серьезной комедийной манере роль редактора, а с другой — С. Филиппов, показывающий неудержимую выдумку в эксцентрике. Эти оба актера играют как бы в двух разных фильмах. Режиссер, мне кажется, не нашел единства в манере, и поэтому в комедии нет необходимой завершенности» (Фролов, 1961: 90).

Больше всех других комедийных новелл в альманахе «Совершенно серьезно» Вадиму Фролову понравилась короткометражка Леонида Гайдая: «Я испытал удовольствие, когда смотрел комедию Л. Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», хотя ничего нового, пожалуй, в фильме нет. Герои картины — взрослые бугаи, задумавшие толом глушить рыбу, смешны в той изобретательности, с какой спасаются от собственной глупости. Трюки, неожиданные повороты «погони», даже отсутствие диалога — все играет в этой комедии. Слова не нужны, когда живут выразительная мимика и жест, которыми отлично пользуются артисты Е. Моргунов, Г. Вицин и Ю. Никулин» (Фролов, 1961: 92).

Мнения зрителей XXI века по поводу альманаха «Совершенно серьезно» далеко не всегда совпадают:

«Любимый мой фильм! В большей степени запал сюжет "Иностранцы" – ах, Александр Белявский! Да, все новеллы хороши, любимы, такая ностальгия!» (Р. Марковна).

«Поделка для весьма недалёкого зрителя. Поэтому не вижу ничего необычного в её бешеном успехе» (Сережа).

Киновед Александр Федоров