Старый знакомый. СССР, 1969. Режиссеры Игорь Ильинский и Аркадий Кольцатый (Кальцатый). Сценаристы Борис Ласкин, Владимир Поляков. Актеры: Игорь Ильинский, Николай Рыбников, Владимир Этуш, Сергей Филиппов, Мария Миронова, Тамара Носова, Наталья Селезнёва, Феликс Яворский, Алла Ларионова и др. 26,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Игорь Ильинский (1901–1987) известен, конечно же, в первую очередь как актер. В кино он поставил восемь картин, в основном это были фильмы–спектакли. В тысячу самых кассовых советских фильмов у И. Ильинского вошел только «Старый знакомый».
Трижды лауреат Сталинской премии кинооператор Аркадий Кольцатый (1905–2002) как режиссер поставил восемь фильмов («Пограничная тишина», «Старый знакомый», «Таинственный монах», «SOS над тайгой» и др.), три из которых («Нет и да», «Таинственный монах», «Старый знакомый») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. В 1981 году А. Кольцатый эмигрировал в США и фильмов больше не снимал…
Не сомневаюсь, что сценаристам Борису Ласкину (1914–1983) и Владимиру Полякову (1909–1979) долгие годы не давало покоя то, что им не никак не удавалось повторить успех их главного сценарного хита – «Карнавальной ночи» (45,6 млн. зрителей): «Девушка с гитарой» (1958) собрала 32 млн. зрителей, а «Дайте жалобную книгу» (1965) – 30 млн.. Поэтому нет ничего удивительно в том, что они написали сценарий сиквела «Карнавальной ночи» под названием «Старый знакомый», где бюрократ в исполнении Игоря Ильинского переместился в кресло руководителя парка культуры и отдыха.
Вероятно, Б. Ласкин и В. Поляков предложили этот сценарий Эльдару Рязанову, но тот отказался, поэтому «Старого знакомого» взялись снимать Игорь Ильинский и Аркадий Кольцатый (который был оператором «Карнавальной ночи»).
Результат, увы, явно уступал «Карнавальной ночи» – как по части художественного качества, так и по части зрительского успеха. Но согласитесь, аудиторию в 26,6 млн. за первый год демонстрации маленькой не назовешь…
Мнения современных зрителей о «Старом знакомом» существенно расходятся:
Мнения «за»: «Отличный фильм, веселый про старого знакомого товарища Огурцова, мне он нравится и я с удовольствием его смотрю снова и снова» (Хома). «Этот фильм хорош уже тем, что в нем снимались наши любимые актеры. Еще раз встретиться с ними одно удовольствие» (Мегасфера).
Мнения «против»: «Фильм достаточно слабый: хромает драматургия, многие сюжетные линии не имеют развития, актеры нередко "переигрывают"... мне кажется, получился просто киноконцерт, а сцены с известными и любимыми актерами вставлены просто для "связки"» (Алексей). «Очень слабый фильм. Явная неудача. Нелепость на нелепости. Да, актёры прекрасные, тем более обидно за них» (Эква).
Киновед Александр Федоров
Медовый месяц. СССР, 1956. Режиссер Надежда Кошеверова. Сценаристы Климентий Минц, Евгений Помещиков. Актеры: Людмила Касаткина, Павел Кадочников, Татьяна Панкова, Зоя Фёдорова, Сергей Филиппов, Пётр Лобанов, Екатерина Савинова, Татьяна Пельтцер и др. 26,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
После успеха искрометной комедии «Укротительница тигров» (1956) Надежда Кошеверова снова снимает в главных ролях Людмилу Касаткину и Павла Кадочникова. И опять в комедии. На сей раз она называлась «Медовый месяц», и хотя она привлекла на десять млн. зрителей меньше, чем «Укротительница тигров», её успех был весьма впечатляющим.
Правда, реакция кинопрессы на «Медовый месяц» была довольно кислой. К примеру, критик Моисей Иофьев (1925–1959) писал на страницах журнала «Искусство кино», что «Медовый месяц» не использует скрытых возможностей коллизии, которую передает. Многие эффекты, лирические и комедийные, остались почему–то за кадром. В предыдущем фильме, созданном тем же коллективом, — в «Укротительнице тигров» — этот недостаток меньше обращал на себя внимание. Своеобразный сюжет и атмосфера искупали сухость любовного дуэта героев Касаткиной и Кадочникова. Броские эпизоды, яркие события делали ненужной детальную разработку отношений. Фильм оставлял цельное впечатление о девочке–победительнице, осуществившей дерзкую мечту. «Медовый месяц» по замыслу должен был стать произведением более скромным, но и более проникновенным. Но получилось наоборот: он менее интересен и убедителен. … Метод работы с актером и метод показа человека на экране, принятый Кошеверовой, не оправдывают себя ни по отношению к сценарию, ни по отношению к Касаткиной, ни по отношению к Кадочникову. Если у Касаткиной есть внутреннее оправдание поведения героини — ее непосредственность и юность, — то П. Кадочников оказался в еще более трудном положении. Его герой — умный, целеустремленный, решительный и сердечный. Он должен иметь осознанную линию поведения, это человек цельных чувств. Кадочников, как актер, мог бы создать такой характер. Но в фильме он обижается и огорчается, как мальчик, он кажется странно наивным. Он выпускает из рук инициативу. Он всерьез принимает нападки и капризы Люды. Это, конечно, неоправданно. Невнимание к внутреннему действию уничтожает логику внешнего. Когда актер играет лишь ситуацию, она становится нежизненной, немотивированной» (Иофьев, 1957).
Зато зрители и сегодня с большой теплотой вспоминают «Медовый месяц»:
«Чудесный фильм, легкий, наивный, но в то же время актуальный и с серьёзными жизненными проблемами о приоритетах и ценностях – честности, любви, долге, важности своей профессии и карьере и эгоизме и желании устроиться помягче да получше» (Мими).
«Могу пересматривать постоянно и люблю куда больше "Укротительницы тигров". Фильм о семейной жизни такой сложной, но такой нужной. О взрослении вчерашней студентки» (Светония).
«Это мой любимый фильм, обожаю Люмилу Касаткину! Здесь она такая молодая!» (Инна).
Киновед Александр Федоров
Ар–хи–ме–ды! СССР, 1976. Режиссер Александр Павловский. Сценарист Юрий Киселев. Актеры: Сергей Иванов, Моисей Мурадян, Сергей Михайлов, Александр Игнатуша, Галина Сулима, Александр Хочинский, Владимир Меньшов, Любовь Стриженова, Гарри Бардин, Александр Масляков и др. 26,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Павловский (1947–2018) поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов, из которых наибольшую известность получил минисериал «Зеленый фургон» (1983). В тысячу самых кассовых советских кинолент входит музыкальная комедия Александра Павловского «Ар–хи–ме–ды!».
Зрительский успех музыкальной комедии "Ар-хи-ме-ды" можно объяснить лишь строгими запретами на западную поп и рок-музыку, свойственными эпохе 1970-х. Представьте себе хоть минуту, что отечественное телевидение 1975-1976 годов ежедневно показывало бы хоть десятую часть нынешнего музыкально-развлекательного потока, а на концертных площадках Москвы пели бы Лайза Минелли и Майкл Джексон со своей тогдашней семейной группой... Но на фоне песен Кобзона и Хиля даже скромный эстрадный репертуар, предложенный в "Ар-хи-ме-дах" Марком Минковым, казался тогдашней молодежи, штурмовавшей прилавки с "выброшенными" в продажу дисками каких-нибудь "Червоных гитар", вполне сносным. Тем паче, что одну из главных ролей в фильме сыграл обаятельный молодой актер Сергей Иванов, полюбившийся зрителям по фильму Леонида Быкова "В бой идут одни старики".
Так что к мнению тогдашних кинокритиков, пытавшихся в своих рецензиях анализировать очевидные сценарные и режиссерские слабости "Ар-хи-ме-дов", прислушались разве что самые "продвинутые" читатели отечественных киножурналов.
Сегодняшние зрители вспоминают картину «Ар–хи–ме–ды!» с ностальгическим чувством:
«Мне и моим подругам было по 14 лет. Я даже затрудняюсь сказать сколько раз (настолько много) мы посмотрели этот фильм, мы даже убегали с уроков – благо кинотеатр был близко. Нам все нравилось и актеры, которые снимались (особенно Сергей Иванов) и музыка, звучавшая в этом фильме» (Лариса).
«Весёлый музыкальный фильмец, прикольненький, пусть наивненький, но душок молодости, стремлений, азарта присутствует» (Помпей).
Киновед Александр Федоров