Неисправимый лгун. СССР, 1974. Режиссер Виллен Азаров. Сценаристы Морис Слободской, Яков Костюковский. Актеры: Георгий Вицин, Инна Макарова, Николай Прокопович, Владимир Этуш, Эдита Пьеха, Борис Сичкин, Эммануил Геллер, Николай Парфёнов и др. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Виллен Азаров (1924–1978) за свою не столь уж долгую кинокарьеру поставил 9 фильмов, 7 из которых («Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после победы», «Взрослые дети», «Зеленый огонек», «Неисправимый лгун», «Это случилось в милиции») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Лучшие комедии Леонида Гайдая (1923–1993) были сняты по сценариям Мориса Слободского (1913–1991) и Якова Костюковского (1921–2011). К сожалению, после «Бриллиантовой руки» их пути разошлись. И трудно сказать, какой получилась бы комедия «Неисправимый лгун», если бы ее поставил не Виллен Азаров, а Леонид Гайдай. Мне кажется, комедия, скорее всего, была смешнее, наполнилась бы новыми шутками и интонациями. И даже (чем черт не шутит) вместо Эдиты Пьехи в «Неисправимом лгуне» сыграла бы Брижит Бардо или Мирей Матье… Предполагалось же изначально, что в фильме сыграет настоящая французская звезда…
Но комедию «Неисправимый лгун» поставил Виллен Азаров, и кинокритики остались недовольны получившимся результатом, так как «авторы, предложив зрителю в сцене с Бурухтаном интересные «условия игры», задав определенный высокий уровень гротеска, опускаются в иных сценах ниже этого уровня. … и в следующем эпизоде уровень гротеска мог бы быть и повыше, а юмор – тоньше» (Проворов, 1974: 5).
Самую суровую оценку «Неисправимому лгуну» дал Виктор Демин (1937–1993), раздраженный тем, что «наивного растяпу Тютюрина нам вновь и вновь преподносят с некоторым восторженным придыханием. Как последнюю новацию наших духовных исканий. Как ответ на все сложности жизни. Как истого праведника, которого трагически не понимают окружающие. Ну как они не могут понять, черствые и скучные люди, что Тютюрин опаздывает на работу не от чего–нибудь другого, а всего только от широты своей души: там ребеночку помог, там привел в себя потерявшую сознание Эдиту Пьеху. Водевиль теряет свою прелесть, когда его разыгрывают как психологическую драму» (Демин, 1975).
Да, комедийные актеры – Георгий Вицин и Владимир Этуш – сыграли свои роли неплохо, но без дирижерской палочки Гайдая им не удалось, на мой взгляд, выйти на уровень их лучших работ. Это сказалось и на зрительском успехе «Неисправимого лгуна»: да, за первый год кинопроката его посмотрело почти 28 млн. человек, но это вдвое с лишним меньше, чем посмотрело «Кавказскую пленницу»…
Мнения нынешних зрителей относительно «Неисправимого лгуна» порой полярны.
«За»:
«После просмотра когда–то давно запомнился очень смешным. Пересмотрев, немного изменила оценку. Безусловно, комедия милая, добрая, умная, но смотрится скорее с нежной улыбкой, нежели с безудержным смехом. История, поданная очень тонко и ненавязчиво, таит в себе между тем глубокий смысл. Герой Вицина – маленький человек, незаметный и немного нелепый, но он добр и по–настоящему твёрд. Он из тех, кто в случае жизненной проверки не изменит себе и не опозорит человеческую природу. мы можем посмеиваться над такими внешне наивными недотёпами, но втайне каждый желает иметь быть таким же истинно порядочным и честным, настолько, чтобы испытывать страдания, если его заставляют говорить неправду. … Фильм очень жизнеутверждающий. Несмотря на то, что не обладает искромётным каскадом ржачных приколов, наполнен тонким умным юмором. … Всё это служит лёгким юморным тоном для серьёзного повода к размышлению. Хороший и глубокий фильм» (Нина).
«Когда у меня нет настроения, и когда его хочется поднять, я всегда смотрю этот киношедевр. Даже если не хочу, даже если случается это подсознательно. Прежде чем смотреть этот фильм, я вспоминаю мелодичные музыкальные композиции Яна Френкеля, звучащие там. Когда мне было еще лет 15, я впервые полностью посмотрел "Неисправимого лгуна". Как говорится, впечатлений полные штаны! Сначала я думал, что сей фильм снял Гайдай или еще какой–нибудь известный режиссер – настолько знакома атмосфера легкости, лиричности и наивности! И еще я думал, что фильм снят где–то в середине 1960–х и по той же причине. Я бы сказал, что "Неисправимый лгун" – не просто комедия. Это – самая что ни на есть современная сказка с легким оттенком притчи, это – редкий случай, когда комедия направлена не на то, чтобы, грубо говоря, ржать над главным героем, а на то, чтобы ему сочувствовать и понимать» (С. Завьялов).
«Против»:
«Дурацкий и глупый советский фильм про дебила–парикмахера с претензиями на комедь. Однако очень раздражают идиотские ситуации с опозданиями. Вроде надо смеяться, а мне не смешно. Про Бурухтина, глядя на нынешнюю ситуацию на Ближнем Востоке, вообще совсем не смешно, увы» (Апрель).
«Старались сделать, нет, даже пыжились изо всех сил сделать фильм смешным, но просто скука смертная. И не спасают фильм известные актеры. Я даже не могу понять, на какую аудиторию рассчитан сей "шедевр" – для детей, – не хватает экспрессии действа и самих детишек–исполнителей. Для взрослых? Ну, это совсем... Кстати, называется это творение "правдивая сказка". Сонный фильм, такой же занудный, как и песня парикмахера» (Восточная).
Киновед Александр Федоров
Теща. СССР, 1974. Режиссер Сергей Сплошнов. Сценарист Владимир Фиганов. Актеры: Татьяна Карпова, Галина Федотова, Александр Вдовин, Павел Кормунин, Павел Молчанов, Марк Перцовский, Юрий Медведев и др. 27,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Сплошнов (1907–1979) поставил всего 4 полнометражных игровых фильма: «Зеленые огни» (1955), «Наши соседи» (1957), «Любовью надо дорожить» (1960) и «Теща» (1974), но три из них вошли в число 400 самых кассовых фильмов СССР.
Еще один кассовый успех режиссера Сергея Сплошнова – мелодраматическая комедия «Теща».
Станислав Рассадин (1935–2012) в своей остроумной рецензии в «Советском экране» писал, что «зритель, облюбованный авторами «Тещи», должен, кажется, прямо–таки приходить в ярость, если бы авторам вдруг пришло в голову хоть что–то мотивировать, обосновывать, доказывать. И авторы, естественно, его не сердят» (Рассадин, 1974: 62).
Но многие сегодняшние зрители, похоже, со Станиславом Рассадиным не согласны:
«Добрый и веселый фильм! Смотрела с большим удовольствием – Татьяна Карпова – восхитительна! А пробежка Клавдии Ивановны с Сашей – смешна и трогательна одновременно» (Т. Ветер).
«Фильм совсем неплох! Проблема в нём поставлена по тем временам актуальная! Все актёры играют хорошо, убедительно. Короче, этот фильм, полагаю, не хуже других кинокомедий того времени!» (Вольдемар).
Киновед Александр Федоров
Белый рояль. СССР, 1969. Режиссер Мукадас Махмудов. Сценарист Тимур Зульфикаров. Актеры: Сталина Азаматова, Нина Шацкая, Руслан Ахметов, Фрунзик Мкртчян, Марьям Якубова, Алексей Смирнов и др. 27,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Мукадас Махмудов (1926–1991) поставил 13 фильмов, в основном – развлекательных жанров, но только два из них («Белый рояль» и «Капкан для шакалов») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Музыкальная комедия «Белый рояль» – яркий пример того, как зрительский успех обеспечивается не увлекательностью сюжета, уровнем режиссуры и актерской игры, а эстрадными песнями. В самом деле, большинство зрителей (а их только за первый год показа было свыше 27 млн.) шло в кинотеатры именно из–за песен Александра Зацепина в исполнении Муслима Магомаева и Аиды Ведищевой. И, выходя из кинозала, зрители тут же напевали: «Бежит, бежит, бежит дорога – не кончается, в пути то маки, то тюльпаны нам встречаются», «Я буду ждать тебя возле пальмы трех дорог»…
Отзывы современных зрителей полностью подтверждают мои выводы о причинах популярности «Белого рояля»:
«Фильм удивительный: саундтрек – шедевр… Голосище М. Магомаева чего только стоит. Да и «знойное танго» (Саша).
«Для меня "Белый рояль" – фильм–контраст. С одной стороны: нелепый сценарий, бездарная режиссура, слепившая глуповатую "комедию", которую не смогли "вытянуть" даже такие великие комики как Ф.Мкртчян и А.Смирнов. С другой – прекрасные песни А. Зацепина… В детстве до дыр заслушивал гибкие пластинки с песнями из этого фильма» (Г. Воланов).
«Кроме песен здесь нет ничего, сюжет жуткий, стыдно пересказать словами. … назвать фильм бездарным, значит, ничего не сказать: настолько идиотский сценарий, плоская режиссура, ничтожная актерская игра встречается тоже не сильно чаще, чем раз из семисот» (Алекс).
Киновед Александр Федоров