На написание данной статьи меня побудило 3 вещи, - поиски вдохновения для продолжения собственного фанфика по миру Ведьмака, коварный вопрос в обсуждениях «а что именно для вас значит понятие канон», и прочитанная вчера на Дзене статья по Ведьмаку из разряда «топ-Х чего вы не знали о…»
Особенно последнее, поскольку не взирая на свой более чем солидный стаж – 25 лет в фендоме и более чем глубокое погружение в этот лор, тем не менее находятся вещи, которые способны меня удивить. Собственно, об одной из них поговорим отдельно в другой статье, поскольку мои изыскания еще не окончены, пока что же начнем издалека, ведь список того, что в настоящее время имеется в распоряжении поклонников этой вселенной, придется составлять довольно обширный.
Начнем сначала. Итак, к миру Ведьмака в первую очередь, естественно, относятся давшие основу и первоисточник этого мира книги пана Анджея Сапковского.
Но уже на этом этапе возникают сложности в понимании саги, которые все-таки приходится держать в голове для правильной, или точнее сказать полной и объективной оценки всего литературного массива о Геральте.
Не секрет, что все началось с одного рассказа «Ведьмак» написанного паном Сапковским для конкурса чуть ли не на спор, и который к удивлению пана, так понравился читателям, что они и редакторы попросили еще и побольше. Было это в далеком 1986 году. В России о ведьмаке Геральте узнали в 1989-1990м году, - во всяком случае такой год издания имела книга «Ведьмак» от издательства Северо-Запад, которую я брала в библиотеке и с огромным трудом справилась с искушением ее не «потерять».
Правда, знакомство мое все-таки имело место позже, во второй половине 90х годов, а к этому времени уже и у самого мастера поднакопилось рассказов на 2 сборника, да и те он подредактировал объединив в хорошо известную нынче форму «Последнее желание» (польск. Ostatnie życzenie, 1993) и «Меч Предназначения» (польск. Miecz przeznaczenia, 1992, окончательная редактура 1996 г.)
Что сказать, к пану Анджею пришел успех, поэтому такой разброс в датах, - первые рассказы компоновались, редактировались, выходили в разных изданиях, а параллельно на волне популярности бодрым темпом писалось продолжение, собственно сага о Геральте и Цири: «Кровь эльфов» (польск. Krew elfów, 1994), «Час Презрения» (польск. Czas pogardy, 1995), «Крещение огнём» (польск. Chrzest ognia, 1996), «Башня Ласточки» (польск. Wieża Jaskółki, 1997), «Владычица Озера» (польск. Pani Jeziora, 1998)
За что пану Сапковскому, редакторам и издателям огромное спасибо! Автор сел и сразу написал законченную историю, книги выходили регулярно, в том числе в переводе – и каком! Первым переводчиком был Вайсброт Е.П., который работал именно что по польской фантастике и не только с Сапковским напрямую, Сапковский даже в одной из более поздних книг памятное посвящение ему включил.
Ну и должно быть, в том числе благодаря такому весьма рациональному подходу, Ведьмак стал феноменом уже тогда. Даже при отсутствии интернета и нынешних информационных средств, Ведьмак быстро и прочно отвоевал свое место среди любителей фентази.
В те годы вообще был всплеск популярности фентази, который нынче пресыщенным читателям не понять. В массовую доступность выходили произведения не только иностранных, маститых мэтров фантастики, Белянин, Лукьяненко и Перумов были на пике своей знаменитости, особые ценители гонялись по магазинам за последним на весь город томом Олди, а у меня был прикормленный казах на развале. Он отлично знал, какую книжку придержать для постоянной покупательницы. О, это романтичное время юности… Но вернемся к реалиям.
Совсем не удивительно, что на волне такого успеха сами поляки принялись ковать железо, пока горячо. Приступили они и к разработке игры – да-да, первые попытки создать игрового Ведмака имели место еще в 1997 г компанией Metropolis, - и к съемкам сериала.
И вот тут началось то, что называется, - было гладко на бумаге, да забыли про овраги. В отношении игры студия долго не могла определиться с жанром со всеми вытекающими, а время шло, руководство начало опасаться, что интереса к игре не будет и она не окупится, да и сам пан Анджей думал так же, весьма презрительно относясь к компьютерным играм.
Что касается сериала 2002 года «Ведьмак», - то и там проблемы были схожими. Люди, которые его делали, актеры, - все были профессионалами, но они были ограниченными в возможностях.
Прежде всего технически. Да, «Секретные материалы» могли в 2001 году позволить себе афигенную картинку. А уж фентезийные сериалы – это были камерные такие произведения, уровня примерно «Зена-королева воинов» или чуть получше. У нас вон, Волкодава в 2006м сняли и что? Мягко скажем, тоже то еще зрелище, но кому-то нравится.
Поэтому и польскому сериалу уже тогда простили бы все огрехи с визуалом, если бы не еще две хромые ноги.
Первая – объективна. Это время. Тогда еще только вышли первый фильм Джексоновского «Властелина колец», первый эпизод второй трилогии «Звездных войн». То есть с одной стороны, революция уже началась, интерес к таким проектам, который позже разовьют и «Пираты Карибского моря», и «Гарри Поттер», был очевиден. И на большом экране уже заявил о себе новый формат – зрелищный, яркий, эпичный. Душа обычного зрителя уже хотела праздника.
А с другой стороны, телевизионный формат только еще доползал до этого осознания, Игра Престолов случится лишь через 9 лет, среднестатистический зритель еще только дозревал, что фентази может быть не сказкой для детей. За толикой ценителей сериал массовый зритель просто не заметил. Да и будем честными, если сравнить бюджет поляков и бюджет голливудского флагмана – разницу объяснять не требуется, думаю.
Впрочем, малый бюджет - не приговор, если бы не еще одно «но». Субъективная сторона. Пан Сапыч с пренебрежением, а после и с откровенной злобой, относился к компьютерным играм, но и сериалу сразу наступил ногой на горло.
Учитывая, что книги по Геру и Цири местами были еще в работе, учитывая все остальное – пан Сапыч в первый раз перехитрил сам себя. Он продал права на экранизацию ТОЛЬКО своих рассказов. Причем даже те пояснения и развитие персонажей, что уже были всем известны, - сериал не мог использовать. Не просто «если», а наоборот, - если какие-то сведения есть в последующих книгах пана Анджея, - все, табу, нельзя!
Вот так в первый раз, автор предал свое детище. Что, конечно, не снимает ответственности и оправдывавшихся потому сценаристов, которые засучив рукава решили доработать первоисточник напильником.
Этот сериал стоит отдельно, поскольку он не развивает историю книг, а местами весьма близко к тексту ее экранизирует, а в тех местах, куда приплели отсебятину – нужно признать, он книгам прямо противоречит.
За эти противоречия сериал был немедленно предан анафеме, а бедность картинки стала поводом для насмешек. Мол, куда уж с нашим посконным рылом да в сияющие чертоги западного кинематографа.
Однако были у этого сериала все же неоспоримые достоинства, которые с прошествии времени лишь проявились ярче. В первую очередь это, конечно, актеры. Которые понимали, кого они играют, ответственно относились к поставленной задаче, с любовью воплощали образы, и банально были удачно подобраны! Не только Михал Жебровский и Гражина Вольщак, не устаю повторять, как прекрасны там королева Калантэ, матушка Ненэке, Эмгыр! Да, глядя на последнего веришь, что видишь будущего Императора, который еще даст жару всему Северу. Вот это школа! Взгляды, жесты, осанка… Эх.
Но, как говорится, не то чтобы съемочная команда вообще не попала, просто они не попали в шарик.
Время шло, наступил 2007 год и наконец подразделение Metropolis, «CD Projekt RED STUDIO» выпустило в 2007 году первую игру Ведьмак. В армию знатоков и фанатов мира Ведьмака влились геймеры, а многие олдскулы спешно осваивали ПК.
Уже первая игра Ведьмак стала явлением. Поскольку для своего времени она была сделана на невероятно высоком уровне, привнесла много всего нового, оригинального и всякого прочего – мини игры, эротические карточки, потрясающая музыка, которая позже вышла отдельным альбомом… Достоинство этой игры можно перечислять долго, она получила множество наград, но главным ее достоинством в глазах фанатов мира Ведьмака было то, что игра продолжала историю книг.
Разработчики очень бережно перенесли детали и особенности мира, персонажей и их характеры, но не только. Они не ограничились тем, что вставили книжные цитаты, и поехали дальше на эксплуатации полюбившихся образов, а развили историю. Сделали новый шаг.
Да, не всем это пришлось по вкусу. Да, все хорошие истории должны вовремя заканчиваться, однако игра Ведьмак - это в том числе про ностальгию. Она случилась подарком для всех тех, кто не готов был смириться с гибелью Геральта в конце саги.
И Геральт вернулся, вернулся таким, каким его помнили и полюбили, - местами циничный и ироничный, местами чувствительный, со сложными моральными установками, но не гнушающийся женского общества или дружеской попойки… Да что я рассказываю, это был Геральт, и поэтому игру приняли, несмотря на некоторые расхождения с книжной сагой. В конце концов, в книгах при желании тоже можно найти дыры или несостыковки.
Так канон получил новую главу, которую успешно развил вначале игрой «Ведьмак 2: Убийцы королей» (ориг. The Witcher 2: Assassins of Kings) в 2011 г, и эпохальной игрой «Ведьмак 3: Дикая Охота» (ориг. The Witcher 3: Wild Hunt) в 2015 году. «Убийцы королей» добавили еще больше политической составляющей мира и оригинальных ярких и харизматичных персонажей, а о мире, который развернула перед фанатами «Дикая Охота» - можно писать бесконечно. К тому же «Дикая Охота» вернула Геральту главных женщин его жизни – стервозную чародейку и Дитя-Предназначение.
После чего, взяв эту вершину, так же мудро поставили в истории точку. Разработчики подняли планку компьютерной игры до уровня искусства, а условности этого вида взаимодействия с информацией, в отличие от книги или фильма, позволили фанату самому выбирать развязку. Станет ли Цири Императрицей Нильфгаарда или останется вольной ведьмачкой? Выберет ли Геральт ласковую Трисс или останется верен своей страсти к Йенифэр? Обретет ли ведьмак наконец свой собственный дом и благополучный покой или так будет бродить по дорогам в поисках чудовищ?
К тому же, немаловажное значение имеет факт, что именно благодаря играм, - особенно феномену «Дикой Охоты», - о ведьмаке Геральте узнал весь мир. Например, небезызвестный Генри Кавилл признавался, что бросился читать книги после того, как поиграл в игру.
Должно быть, пану Сапковскому в глубине души стало очень обидно, какой финт ушами произошел с популярностью его романов. А еще, посмотрев на прибыли компании CD Projekt RED, пан Анджей сильно расстроился, что так глупо продешевил, продавая права разработчикам, посему принялся игры всячески ругать, а с компанией яростно судиться. Впрочем, мировое соглашение все же было заключено в 2019 году.
Таким вот причудливым образом складывался канон Ведьмака, хотя и в настоящее время существуют люди, негативно относящиеся к играм и считающие каноном только книжную сагу. Иронично, что поскольку суть своих претензий к игроделам Сапковский никогда не скрывал, то опереться на какую-то принципиальную позицию автора в данном случае невозможно.
К тому же, дурную шутку сыграла с Ведьмаком его популярность, породив не только шквал фанатского творчества, - это-то как раз не беда, - а вполне официальные проекты. Разные по форме и содержанию, они местами удачно дополняют основу, а местами искажают его или вносят сумбур в устоявшуюся картину. О них расскажу в следующих статьях.