В научном сообществе повсеместно ведутся дискуссии об анамнезе затронутых когнитивных процессов и психических функций. Предположения о том, что дефицит фонологического восприятия, фонематического анализа и синтеза являются первоочередными катализаторами, затрагивающими навыки письма и чтения, являются одной из центральных гипотез среди исследователей.
«Буквам очень надоело в толстых книжках спать да спать…»
Одним из самых широкоиспользуемых методов обучения письму и чтению детей с дислексическими наклонностями является методика, одновременно учитывающая психогенетическую этиологию расстройства и психолого-педагогические методы ее коррекции. Данный мультисенсорный подход, одновременно задействующий слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие, был разработан нейрофизиологом Сэмюэлем Ортоном совместно с практикующей преподавательницей Анной Гиллингем в первой половине двадцатого века.
Согласно данной концепции, перед тем как знакомить ребенка с алфавитом, стоит провести предварительную подготовку по первоначальной тренировке фонематического восприятия. Отдельно производится комплекс мероприятий, направленный на слияние перцептивного облика графемы и фонемы. Например, ученику предлагается начертать в воздухе заданную букву, одновременно произнося ее звук. Прежде стоит помочь ученику научиться различать отдельные сегменты языковых единиц, выделять слоги в слове и разбивать его на составные звуки. Затем следует проиллюстрировать, как сочетания разрозненных звуков соединяются в слово, показать, как из различных звуковых сочетаний появляются множественные комбинации. Такой алгоритм действий в первую очередь направлен на укрепление навыков фонематического восприятия, развивающихся за счет совершенствования слуховой памяти. Для закрепления способности выделять звуки в слове многократным повторением, в английском языке используется технология выделения начального звука в ряду слов с аналогичной начальной фонемой, в то время как в русском языке целесообразнее объединять слова со сходной звуко-ритмической структурой, либо группировать их по морфологическому принципу (в обучении английскому языку также применяется технология морфологического анализа – обучающихся в процессе знакомят с многообразием лексических значений корней и аффиксов). Выполнение фонематического анализа должно сопровождаться подкрепляющими средствами: например, графической схемой слова, заполняя которую, ученик сможет расставлять фишки на ее поверхности, переводя абстрактный концепт в предметную модель.
Программа Стивенсона оперирует схожей методологией, но предлагает другое контекстуальное наполнение. При соединении звуков обучающиеся визуализируют ингредиенты (гласные или согласные звуки), из которых составляется «бутерброд» (слово).
В частности, для перехода умений фонематического анализа в категорию умственных действий, профессор Д.З. Ахметова предлагает следующие упражнения:
1. Придумать слова с тремя, четырьмя, пятью звуками.
2. Отобрать картинки, в названии которых есть четыре или пять звуков.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки
(картинки не называются).
4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Используется и формат письменных заданий: учащихся просят проставить пропущенные буквы в слова, составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, добавить или переставить звуки к слогам, чтобы получалось новое слово, образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова и т.д.
«Недаром дети любят сказку…»
Методика Ортона-Гиллингем послужила основой для создания Лин Уэндон теории «Letterland», краеугольным камнем которой стали необычные мнемотические техники, оформленные с помощью метафорического нарратива и вспомогательных карточек. На карточках изображается житель волшебной страны, изображенный в форме изучаемой буквы, имя и фамилия которого также начинаются на заданный звук. К инициалам прибавляется дополнительная спецификация – герои обрастают новыми подробностями, у них появляются хобби, место жительства, любимые предметы, характерные внешние приметы (примечательно, что все эти дифференцирующие акценты также должны начинаться на искомую букву).
Подобный подход в том числе и упрощает понимание детьми диграфов с помощью мини-историй, построенных на аллитерации.
«Когда Sammy Snake (один из героев сказочной страны) сидит рядом с человеком по имени Hat Man, Hat Man “шикает” на него, чтобы тот перестал шипеть, так как Hat Man ненавидит шум».
«When you see Sammy Snake next to the Hat Man he hushes Sammy Snake up like this, shshshshsh!, because the Hat Man hates noise».
Графическое изображение фонетических явлений и привязывание к нему ценностного компонента поможет ученикам преодолеть проявления оптической дислексии, связанной с реверсивным восприятием букв и в полной мере обеспечит усвоение триединства звука, формы и значения.
Подобные приемы до сих пор используются при уточнении оптических образов путаемых букв и в отечественной традиции. С помощью ассоциативных представлений детей о форме, цвете и величине предметов конструируются смысловые связи между графическим образом буквы и напоминающим ее объектом (так, буква «О» похожа на обруч, буква «П» на перекладину и т. п.).
«Тончайший звук, откуда ты со мной?»
Для того, чтобы диагностировать и скорректировать проявления дислексии на ранних этапах в русскоязычной среде используется Стандартизированная методика исследования навыков чтения у детей (СМИНЧ), созданная А. Н. Корневым. Т. А. Фотековой и Т.В. Ахутиной была описана методика обследования речи с использованием нейропсихологических методов с выделением аспекта фонологической обработки. Для адресной идентификации специфических паттернов фонематической обработки информации используется диагностический инструмент ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка), разработанный специалистами Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. Фонологические субтесты, на которых основывается диагностика, затрагивают проблемные места в дискриминации фонем, дифференциации слов и псевдослов, замене звуков в псевдослове, определении наличия звука в слове, подсчете звуков в слове, назывании первого звука в слове.
- Список используемой литературы:
1) Батарея тестов «ЗАРЯ» для выявления особенностей фонематической обработки у детей // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://www.hse.ru/neuroling/cla_zaria/ (дата обращения: 15.03.2024).
2) Белоусова, К. В. Обзор методик коррекции нарушений чтения в зарубежных и отечественных исследованиях / К. В. Белоусова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 3. – С. 55-59.
3) Дислексия и дисграфия как причины снижения школьной успеваемости: учебно-методическое пособие / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора Д. З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2021. – 72 с.
4) Явербаум О.В., Филиппова И.А. Уникальная методика обучения английскому языку дошкольников и младших школьников Letterland. // Английский Язык в Школе (English At School) – 2003.