В первой части я рассказала о том, как составить маршрут, на примере создания поездки на Саяны. Теперь расскажу о подготовке к Монгольским приключениям. Очень надеюсь, что эта информация окажется вам полезной! Ну или вы, хотя бы, получите удовольствие от прочтения.
Я расскажу, как можно составить свой, уникальный, увлекательный и запоминающийся маршрут для путешествия! Для начала, вам хорошо было бы решить: куда бы вы хотели съездить и зачем? Скорее всего, вы хотите отдохнуть, сменить обстановку или просто уехать от быта (от всего вот этого!). Возможно, у вас ограничено время отпуска, и вам нужна этакая "блиц-поездка", которая подразумевает резкую смену обстановки, впечатлений, стремление увидеть как можно больше (мое самое любимое). Такая поездка должна быть крайне напряжённой, дающей возможность получить максимальный объём информации, и создать ощущение того, что отпуск был в несколько раз длительнее, чем в реальности, ведь так много можно увидеть и узнать за короткий промежуток времени. А можно путешествовать размеренно: с чувством, с толком, с расстановкой. Если позволяет время. Самое главное, и я в это искренне верю, вы хотите увидеть Мир своими глазами! Увидеть всю красоту нашей страны, а, может быть, и всей планеты! Ведь главное в путешествиях - интерес, любопытство, тяга к познанию, вкус жизни! Если хоть с чем-то из перечисленного вы согласны, тогда вы читаете нужную статью.
Если говорить очень-очень кратко, то маршрут моделируется таким образом:
- Первым делом определяется ЦЕЛЬ (объект) - место путешествия.
- Затем строится маршрут до цели на карте.
- Далее - маршрут пополняется различными достопримечательностями по пути, у цели и поблизости от маршрута.
- И только после этого строится подробный план: по дням, по расстояниям, по местам для ночёвок и перекусов, для днёвок и отдыха, радиальных походов и экскурсий.
- Да, ещё нужно составить большой список того, что необходимо взять с собой: одежда, обувь, предметы гигиены, список продуктов, посуды, походной аптечки, запчастей, и прочих необходимых мелочей. Я немного облегчила жизнь себе и вам, и написала об этом тут.
- Остается дело за малым - реализовать этот план!
Ну, а если разложить все по полочкам, как это делаю я, то прошу вашего внимания, и приступаю:
Съездить в Монголию предложил Глеб. 7 августа 2021 он выдал нам:
- Ребята, выношу на ваш суд идею: пустыня Гоби, ледники и рыбалка. Как вам? Я прям заболел Монголией...
В ответ на предложение у нас возникло двоякое чувство: азарт, восторг и предвкушение - с одной стороны, и множество сомнений - с другой! Третья по величине пустыня в мире, 1600 на 800 километров, её площадь превышает площади большинства стран мира, ехать-ехать, не переехать! Пески, барханы, песчаные бури, отсутствие мобильной связи... и цивилизации вообще... Летом температура повышается до 58 градусов!
Глеб нашел информацию про каньон Хэрмэн-Цав, в пустыне Гоби. Говорит: нам НАДО ТУДА! Действительно, стоило только увидеть эти фотографии, мы поняли - надо! Вот срочно, сразу, очень приспичило там побывать!
А раз пошла такая мысль, заработала фантазия, то и до реализации осталось совсем немного! Значит, целью поездки, в этот раз, становится красивейший Каньон Хэрмэн-Цав, в пустыне Гоби, в Монголии!
Но я очень сомневалась в успехе этой экспедиции. Увидев пустыню... эти пески... При том, что автомобили у нас разные. У Глеба с Надюшкой Mitsubishi Pajero, джип, подготовленный. А у нас с Серёгой - Honda CR-V, кроссовер, на коробке-автомат. Как она поведет себя в песках? Алтай и Саяны Хонда прошла, хоть и с трудом - куда мы там на ней только не заезжали, и в крутые перевалы, и в глубокие броды, по булыжникам и гнилому льду, местами думали, что она уже не вывезет, а она ехала, она умница и трудяжка. Но тут ей посложнее будет... К тому же, выяснилось, что в Монголии редко встречаются заправки с 95-м бензином, которым её нужно кормить. Ну что ж. В Монголию, в любом случае, очень хочется поехать. Машины новой нам купить пока точно не получится. Придется попытаться как-нибудь подготовить Хонду. Хотя, на самом деле, в поездку надо готовить любой автомобиль, даже самый крутой джип.
В общем, не смотря ни на что, составляю маршрут. И это уже будет сложнее создания маршрута на Саяны. Нужно учесть разные нюансы, помнить, что мы окажемся в незнакомом для себя пространстве – в стране с другим климатом, иными нормами поведения, непривычной едой, замедленным ритмом жизни, особенным графиком работы различных заведений, своим национальным колоритом, разнообразным и непростым ландшафтом.
Важный факт: половина жителей Монголии проживает в одном городе - в столице, в Улан-Баторе, остальная половина - рассеяна по бескрайним просторам страны, а это, ни много, ни мало - полтора миллиона квадратных километров! Соответственно, плотность населения составляет всего 2 человека на квадратный километр. А если выкинуть отсюда плотность населения в Улан-Баторе, то получается еще меньше - 1 человек на километр квадратный. Делаем выводы.
Настраиваю поиск в браузере: "В Монголию на автомобиле", "Что посетить, посмотреть в Монголии", "Достопримечательности Монголии" и тд. Информации много, самой разнообразной. Читала, как обычно, отчеты на "Дроме", про Монголию тут гораздо больше информации, чем об озере Тере-Холь, но далеко не у всех путешественников получается добраться до Каньона. Но вдруг да нам повезет! Смотрю и выбираю, что нам может понравиться в Монголии ещё, кроме Каньона.
Опаску вызывал языковой барьер. Старшее поколение монголов ещё немного помнит русский язык, а молодежь его не знает, лишь единицы могут немного изъясняться на английском.
Ещё я начиталась, что едят там, в основном, мясо и тесто: бузы, манты, хушуры, пельмени, даже супы у них практически без овощей - в бульоне плавает сало, мясо и пельмени, а чай - это молоко с травой и солью... Знаменитый монгольский суп называется - хуйцаа! Я не материлась сейчас:)) Вот думаю, как же мы это будем переваривать? Наверное, возьмём овощи с собой и будем готовить сами. Но деревьев там почти нет, дров, соответственно, мы не найдем, поэтому надо будет запастись газом и взять с собой газовую плиту.
То, что монголы питаются, в основном, только мясом, связано с тем, что земледелием в этой стране практически не занимаются, земли глинистые и каменистые, климат сухой, а вот скотоводство у них на первом месте! Поголовье скота на 2022 год в этой стране больше, чем в любой другой - 71,1 миллиона голов. Это, на одного человека, в среднем, получается 21 скотинка! На каждого! Из них: лошадей - 1,5, коров - 1,6, верблюдов - 0,13, овец - 9,6 и коз - 8,2 голов. И, кстати, пустыня Гоби - единственное место на планете, где ещё водятся дикие верблюды.
Наши мужики решили, что поездку мы совершим в августе 2022 года, говорят, что клёв, ближе к осени, станет лучше. Они предложили заехать на озеро Убсу-Нур, порыбачить. Но я прочитала, что его берега заболочены, поэтому близко не подойти, не подъехать... Поэтому буду искать другие места. Вообще Монголия славится рыбалкой: говорят, что там реки и озера просто кишат рыбой, считается, что монголы ее не едят, потому и не ловят.
Я нашла выход по отсутствию 95-го бензина - купим и возьмём с собой присадку, увеличивающую октановое число топлива, и будем заливать в бак вместе с 92-м.
Еще начиталась, что:
- Хорошие гостиницы расположены, в основном, в столице, а в маленьких городах - убогие клоповники... Не проверишь, не узнаешь. Поэтому решаем, что спать будем в спальниках, в машинах. Заодно и финансы сэкономим.
- Проблемы с пунктами обмена валюты: они есть только в столице и на границах...
- Проблема с туалетом: степь без кустов и деревьев... Едем, говорят, по дороге, тут и там сидят задумчивые люди... Хотя... с их-то плотностью населения...
- С гигиеной тоже беда: при отсутствии нормальных гостиниц, малочисленные речки и озера не могут похвастаться чистой водой: взвесь и запах от многочисленных животных, приходящих на водопой. Поэтому помыться будет проблематично - значит, возьмём с собой мобильный душ. Только вот, сколько же с собой везти воды?
- Всегда дует сильный ветер, часто с песком, характерный хруст при приеме пищи...
- Уровень профессионализма работников автосервисов - ниже плинтуса... Значит, рассчитываем только на себя, и берем с собой максимально возможное количество запчастей.
- Движение очень хаотичное: не включают поворотники, подрезают, не уступают дорогу, даже если у тебя преимущество, бесконечно сигналят, внезапно разворачиваются, не пропускают пешеходов.
- Саксаул прокалывает приспущенные колеса, на которых едут по песку (лучше сцепление) - нужно брать с собой больше, чем одну запаску.
- И еще множество различных мелочей и не только...
- Господи! Нам точно туда надо? Можно, я дома останусь? - воскликнула Надюшка, - Какая-то рыбно-мясная пустошь! Ещё и запах!!!
Но нас все это не останавливает, так как, не смотря ни на что - там красиво, экстремально, свободно, а больше нам ничего и не надо!
Отыскала информацию, что пустыня Гоби только на 5% состоит из песка, остальное - горы, глина, камни и лава. Читаю и о местных обычаях - много любопытных и важных фактов, которые помечаю для себя в записной книжке.
Прокладываю на карте дорогу от дома к Каньону. Самый короткий путь туда пролегает через Республику Алтай. Поэтому сперва строю маршрут до Ташанты.
Вышло 940 километров. Смотрю дальше - уже по территории Монголии, от границы до самого Каньона, ещё 1300 километров.
Дорога серая - значит плохое качество покрытия. Выясняется, из различных источников, что чем ближе к месту - тем хуже дорога. К тому же, на разных картах она пролегает по разным траекториям, и это странно, немного напрягает. Читаю в сети о дорогах в Монголии - всего 5% асфальтированных! И это не значит, что они хорошего качества! Почти все из них - платные. Мостов тоже нет - реки переезжать только вброд, а там встречаются и вполне себе даже полноводные. А во время и, спустя какое-то время, после осадков в виде дождя, любая, даже самая мелкая речушка, превращается в бурную, мощную и глубокую реку. Типичные дороги Монголии выглядят, примерно, так:
Обдумываю дальнейший путь, и понимаю, что даже если мы всё таки доедем до Каньона, то будет скучно возвращаться домой тем же путем. А уж если не доедем - тем более странно будет возвращаться, не солоно хлебавши... Поэтому приходит мысль - закольцевать маршрут, как в Саянской поездке. Тем более, что побывать в Монголии, и не посетить ее столицу - Улан-Батор, было бы не про нас - такой вариант вообще не рассматривается. Выношу на обсуждение эту мысль. Мои соучастники со мной соглашаются. Всё! Решение принято! Заезжаем в Монголию через Ташанту, а выезжаем из неё через Эрзин (Республика Тыва). Был у меня и запасной вариант заезда в Россию - Хандагайты - также в Тыве. 6000 километров предварительного пробега: Новосибирск - Ташанта - Ховд - Каньон Хэрмэн-Цав - Даланзадгад - Улан-Батор - Эрзин - Абакан - Новосибирск. И это еще сырой план, без достопримечательностей. Обратите внимание, на снимке карты: в Монголии все дороги обозначены серым цветом...
Теперь приступаю к построению подробного плана. В первый день проедем 740 километров. Так как мы будем заезжать в Монголию через Горный Алтай, в котором мы бывали не единожды, решила, на этот раз, попробовать проехать, для разнообразия, по старому тракту перевала Чике-Таман. Интересно же! Затем, уже по традиции, ночуем в Акбоме, "у Егорыча", нам нравится эта база.
День второй. Рано утром выезжаем, чтобы успеть пройти границу в этот день, очень не хочется там застрять с ночёвкой. Пишут, очереди очень длинные собираются, и сам процесс прохождения границы - не быстрый. Хотелось бы ещё успеть, перед выездом из России, заехать на смотровую площадку с видом на Северо-Чуйский хребет, перед селом Курай, нашла её обозначение, на карте. Шикарный вид, говорят, оттуда! Всего, от "у Егорыча" до Ташанты, 206 километров.
А на этом, оказывается, ВСЁ! Детализация плана по дням здесь закончилась! Это потому, что невозможно, даже примерно, предположить, сколько времени мы будем проходить границу, куда и когда успеем доехать, и сможем ли доехать вообще. Так что дальше, в нашем случае, можно только накидать в план интересующие нас точки, места, достопримечательности, в порядке удаления по маршруту. И, уже на месте, редактировать его (план) по нашим возможностям. Да сопутствует нам удача!
Штудирую интернет и карты. Карты - в максимальном увеличении, разные: яндекс, гугл, османд, мапсми. Слой - гибрид, на нем видно и дороги и ландшафт, просматриваю каждый сантиметр пути и все вокруг него. Ищу все, что только можно найти. Учитываю все, что нахожу:)))
В январе 2022 года маршрут уже расширился достопримечательностями и вырос до почти 7 тысяч километров, и вот, что получилось...
От Ташанты до Цаганнуура 60 км, это расстояние между автомобильными пропускными пунктами России и Монголии, граница. Далее поедем в сторону первого города Монголии под названием Улгий. Там, из достопримечательностей, нашла только смотровую площадку с видом на город, можно будет посетить.
А впереди, по пути - озеро Толбо-Нуур - как вариант для рыбалки. Всего 120 километров.
От озера поедем в сторону Каньона через города Ховд, Булган и Алтай. На этом отрезке ничего особенного не обнаружила, поэтому просто проедем его, глядя по сторонам. От озера Толбо-Нуур до города Алтай - 620 километров.
Кстати, городов с названием Алтай в Монголии я насчитала три штуки. Не запутаться бы. Да, ещё такой нюанс: на разных картах названия многих городов Монголии указываются по разному, я не нашла этому объяснения.
От Алтая до Каньона Хэрмэн-Цав еще 520 километров, почти половина из которых пролегает по пустыне Гоби. Это будет самый сложный участок пути. Его, хотелось бы, просто проехать, и, желательно, без проблем.
По разным данным, Хэрмэн-Цав представляет собой каньон, состоящий из красного песчаника. Эти, удивительные по красоте, образования – следы эрозии, сформированные выветриванием. Длина каньона около 20 километров, глубина — около 200 метров. В глубине каньона контрастно выделяется оазис - зеленое живое пятно с вековыми тополями — крайне редкое явление в безводных районах Гоби. Со стороны оазис, как и сам каньон, не виден, а открывается во всей своей красе, только если заедешь вглубь. Вся устьевая часть Хэрмэн-Цава была заполнена окаменелыми останками динозавров, их костями и скелетами, благодаря чему местность получила название «кладбище динозавров». Из-за своей труднодоступности каньон редко посещается даже монголами. Добраться до каньона сложно, путь пролегает через пустыню Гоби, путешественникам рекомендуют ехать группой из нескольких машин, иметь большой запас воды и топлива.
Доедем ли мы до Каньона, не знаю. Но следующим пунктом, по маршруту, даже если на Каньон не попадём, в план встаёт город Даланзадгад, примерно на половине пути к которому (от Каньона) я нахожу чудесное место - Хонгорын-Элс (поющие пески). Прокладываю маршрут туда, получается 340 километров. Также очень сложный участок, ведь это все ещё пустыня.
Вот что об этом месте пишут: Хонгорын-Элс является одним из самых больших песчаных массивов в Монголии, его протяжённость около 180 километров, ширина от 6 до 12 километров. Сильные ветры, дующие с запада, перемещают миллионы тонн песка, образуя огромные барханы, некоторые из которых достигают трёхсот метров в высоту. Местные жители окрестили эти пески "Поющими" из-за звуков, издаваемых песками при движении — одни свидетели этого необычного «пения» утверждают, что звук напоминает рёв двигателя взлетающего самолёта, другие слышат чарующую мелодию или бой ритуальных барабанов. Звук, издаваемый Поющими песками, низкий, гудящий, длится от нескольких секунд до 10-15 минут и может достигать такой силы, что разносится на десятки километров. В древности эти звуки принимали за голоса духов, караванщики обходили Хонгорын-Элс стороной, так как верили, что своими песнями дюны, словно древнегреческие морские сирены, зазывают людей к себе, на верную гибель.
Ближе к Даланзадгаду, в трехстах километрах от поющих песков, возле села Булган, обнаружилось местечко Баянзаг (горящие скалы), - красивое, чем-то напоминающее Каньон Хэрмэн-Цав. Ставлю в план, на тот случай, если не удастся доехать до Каньона. Навигатор в карте предлагает ехать туда с крюком через Даланзадгад. При детальном рассмотрении карты я обнаружила более короткую дорогу, которую навигатор не предлагает, но мы сами сможем её найти, на карте есть отчетливый след - всего около 120 километров, вместо 300. Снимки карты в галерее, сравните.
Вернувшись с Баянзага на тракт, в город Даланзадгад, мы поедем прямиком в столицу. Почти 600 километров пути. Огромные пробеги получаются. Ну, а что поделать, если такие интересные места, и такие бескрайние просторы в этой стране!
В Улан-Баторе мы посмотрим музеи, какие из них будут работать в дни нашего пребывания, площади, парки, погуляем по городу, посмотрим на жизнь городских монголов. Степных монголов, пастухов, мы, к тому времени, наверное, тоже успеем немножко узнать, понять, как и чем живут.
Посетим знаменитый рынок Наран-Тул, накупим там разных сувениров. Есть желание посетить и парк аттракционов.
Для меня было удивлением узнать, что районы в Улан-Баторе называются "Дистрикты" - как в фильме "Голодные игры".
В пятидесяти километрах от Улан-Батора приметила конную статую Чингисхана, самую высокую из существующих, а ещё национальный парк с динозаврами под названием "Горхи-Тэрэлж". Интересно было бы посетить, вношу в список.
После Улан-Батора (пробыв там, сколько позволит время: два, три или четыре дня) поедем в раннюю столицу монгольской империи - Хархорин (старое название "Каракорум"), возле которого расположен древний, 1586 года, Монастырь Эрдэнэ Зуу, его мы посетим обязательно, монастырь действующий, а на его территории имеется даже музей. Около 360 километров пути.
Там же, на реке Орхон, в 130 километрах от Хархорина, отыскала красивый водопад Хуркри (другое его название - Улаан-Цутгалан). Надо будет съездить, посмотреть, по описанию выглядит заманчиво.
Река Орхон также рассматривается нами, как место для ночёвки и для рыбалки. Орхон внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, красивейшая река. Оттуда вернемся обратно в Хархорин. И поедем к озеру у городка Тариат, 300 километров.
Возле этого озера, под названием Цагаан-Нуур, где тоже можно порыбачить, на карте разглядела! кратер вулкана! Загуглила - это потухший вулкан Хорго, и туда можно подняться, и отзывы интересные. Ландшафт вокруг вулкана, опять же, необычный - застывшая магма, на карте даже видно, в какую сторону она разливалась при извержении, по сероватому оттенку. Вношу в свой список.
На этом месте заканчиваются достопримечательности Монголии на эту поездку, больше, по моим прикидкам, ничего не успеем, нельзя объять все за один раз, и поэтому теперь, отсюда, будем выдвигаться в сторону России, в направлении Тывы. До неё 610 километров дороги, непростой, судя по отзывам. Есть и сложные броды по маршруту.
Путей по карте имеется несколько, но этот, на фото, выглядел самым коротким. Пройдем границу, и поедем домой.
По пути к дому предпримем попытку закрыть прошлогодний гештальт: смотровая площадка на Ергаки с горы Василия Рогового и "полка" - Буйбинский перевал. Ну и останется печальный доездинг до дома. Не люблю этот период возвращения в суровые будни. Всего 1510 километров.
На этом месте маршрут, казалось, был уже готов. Но я все никак не могла остановиться. А вдруг, что-нибудь из запланированного, все же не удастся посетить? Должны быть ещё варианты, про запас. Поэтому я продолжала рыскать в поисках: то одно почитаю, то другое... Но искала так, чтобы от готового маршрута не пришлось отклоняться.
Зашло! Из просторов интернета: "Чем же Монголия привлекает путешественников? Не туристов, которые любят, чтобы все было включено, и, желательно, в ближайшей доступности к пляжу, а именно путешественников, кто любит, чтобы было выключено все, включая отопление. В первую очередь, это необычайный простор. Во вторую, но не последнюю - низкая заселенность и дикость. Дикость в понимании аутентичности. Простыми словами - много природы, мало людей. А это именно то, что надо!"
Все ближе становится дата отъезда...
Скачиваю в телефон и навигатор карты, разные, обязательно оффлайн, так как интернет будет ловить далеко не везде. Бумажные карты, я их больше люблю, к сожалению, нигде не нашла.
За две недели до дня отъезда выяснила, что по Монголии с большой скоростью ехать никак не получится, так как "дороги", неожиданно для водителя, пересекаются так называемыми "сайрами" - широкими и глубокими промоинами от дождей. Так как грунт в этой стране преимущественно каменистый и глинистый, после дождей вода в него не успевает впитаться, поэтому превращается в бурные реки, которые направляются в низины, в долины. Утекая, они оставляют после себя глубокие борозды, которые разрушают дороги, мосты, и все, что попадается на их пути. Они очень внезапно обнаруживаются перед автомобилем. На скорости не всегда можно успеть среагировать, а, попав в такую промоину, можно сильно повредить автомобиль. Чтобы объехать "сайру", нужно, иногда, искать эту возможность на протяжении нескольких километров.
В очередном отчёте прочитала, что автомобиль Волга не доехал до Каньона всего 20 километров. А это вселяет надежду... А еще, в пустыне, у этой компании оторвался глушитель и отказал термостат. Надо быть готовым ко многому!
Установили в машины Сибихи - рации такие, очень нужные, такими в дороге пользуются дальнобойщики.
Еще узнала такой лайфхак: надо взять с собой побольше лимонов, и выдавливать их в питьевую воду. Когда будем в пустыне, лимонная вода, даже горячая (а вода в пустыне будет горячей вся, без вариантов), легче пьется.
Продолжаю искать и читать. Нашла глубокое и узкое ущелье Ёлын-Ам, что по нашему значит "ледяной кипяток". В этом ущелье течет речушка, а лёд над ней лежит почти 10 месяцев в году, тает только к августу, ну а в конце сентября образуется вновь. Из-за узости и высоких стен ущелье прогревается крайне слабо, поэтому лед почти не тает. А поскольку ущелье расположено в жаркой пустыне, родилось такое название. Это ущелье расположено в пятидесяти километрах перед городом Даланзадгад. Включила в список.
Перед поездкой получили заграничные паспорта, международные водительские удостоверения, оформили страховку на разные случаи.
Выяснила, что для того, чтобы выехать из Монголии через другой пункт пропуска, надо в пункте заезда получить важную бумажку, в которой укажут, где именно будем выезжать, без нее из страны не выпустят. Нет, выпустят, конечно, но придется возвращаться к тому пункту пропуска, где заезжали. Поэтому запасной вариант, с Хандагайты, у меня отпал. Хочешь или нет, можешь или нет, но двигайся туда, где написано выехать... И да, бумажку нельзя потерять, ни в коем случае!
За полторы недели до выезда увидела на карте еще один потухший вулкан! По пути! Между Каньоном Хэрмэн-Цав и поющими песками Хонгорын-Элс. А когда стала искать информацию о нём в сети, то обнаружила очень увлекательный блог о путешествиях, в котором было сказано не только про вулкан, а ещё про одно любопытное местечко, совсем рядом с этим вулканом - автор назвал его "Затерянный мир"! Но своим говорить о них не стала - пусть это будет сюрпризом!
За пару дней до отъезда Глеб взял напрокат авто-холодильник! Ура! В пустыне он особенно пригодится.
На этом плановая подготовка закончена, а началась подготовка физическая: собираем вещи, продукты, и многое другое, грузим в заранее подготовленные автомобили...
В итоге, реализовать многое, но далеко не все, из вышеперечисленного, нам все же удалось. Мы это сделали. Съездили туда. Добрались до Каньона. И замкнули кольцо. Было трудно. Тяжело. Но! КЛАССНО! ПОТРЯСАЮЩЕ! ЭКСТРЕМАЛЬНО! ВОЛНУЮЩЕ!ВОСХИТИТЕЛЬНО! Монголия - очень красивая, мудрая, размеренная и необычная страна! Хочу туда ещё и ещё!!!
Подробности состоявшейся поездки в Монголию можно почитать тут, я постаралась написать всё подробно!
Что хочется сказать про дороги в Монголии: они оказались ... какое бы слово подобрать... плохие... нет!... ужасные.. нет!.. отвратительные... нет!... разбитые, сломанные, убитые... все не то!... их там НЕ ОКАЗАЛОСЬ!... ДА! Вот едешь ты по степи, по пустыне, карта в навигаторе показывает тебе дорогу, траекторию. А когда понимаешь взгляд от карты, смотришь глазами вперед - дороги нет, просто нет, её не видно совсем: степь, или пустыня, в общем, пересеченка... А ещё всегда "гребенка", она же "стиральная доска", на которой от вибрации автомобили разбираются, на ходу, на запчасти.
Мясная монгольская пища оказалась очень вкусной. Такая настоящая и насыщенная, не оторваться. Её хочется поглощать и смаковать, остановиться очень трудно. Сытная. И порции подают огромные. Мечта гурмана.
Ловите лайфхак по отсутствию дров! Понятно, что без газа в Монголии делать нечего, но его запасы не бесконечны. Поэтому, если вы собираетесь в пустыню, то при каждой остановке собирайте сухой саксаул - отлично горит, и его там - достаточно.
И, кстати, в Монголии очень чисто! Даже запаха не оказалось. Ветер, на самом деле, очень сильный, и дует постоянно. А ещё там густая, несмотря на ветер, атмосфера. Она такая концентрированная и сочная, что обволакивает каждую частицу тела. Возможно, это не воздух, а энергия. Тягучая и сильная. Это ощущается физически, особенно в пустыне. И это необычно, даже приятно. Рекомендую испытать на себе!
Повторюсь, из первой части, вот в чем. Собираясь в путешествие, можно и не выдумывать что-то совсем уж индивидуальное, а взять за основу готовые маршруты туристических компаний или других путешественников, воспользоваться ими как есть, или переделать их под себя: что-то убрать, что-то добавить, сократить, удлинить, расширить... Тут все зависит от ваших желаний, возможностей и фантазии.
Важно! При планировании поездки закладывайте время на возможные форс-мажоры. Такие, как: пробки, поломки автомобиля, плохие погодные условия (дождь, ветер и/или снег (да, в горах и летом так бывает)), в конце концов, можно сбиться с маршрута, заблудиться... Надо всегда быть готовым к тому, что какое-то время придется ехать мимо скучных и однообразных пейзажей. Но можно настроить себя заранее, и во всем находить свою красоту. Но есть и приятная новость: готовиться нужно не только к проблемам, но и к приятным неожиданностям. Шансов на то, чтобы случайно выехать к достопримечательностям, которых не было в планах, познакомиться с новыми интересными людьми или наткнуться на красивущую дорогу, о существовании которой вы и не догадывались, огромное множество!
Впечатления остаются на всю жизнь, это бесспорный факт!!!
Подробно о том, что взять с собой в поездку, я написала тут!
Вполне возможно, я о чем-то забыла - напишите мне в комментариях.
Читайте о наших путешествиях на нашем канале, смотрите видео! И не забудьте подписаться, чтобы не пропустить все самое интересное!
Если понравилась статья, поставьте лайк. Вам не сложно, нам приятно:)))