Многие начинающие автопутешественники интересуются: как можно составить свой, персональный, где-то даже уникальный, очень увлекательный и запоминающийся маршрут для путешествия? Расскажу! Но для начала вам надо решить: куда бы вы хотели съездить? Зачем? Что именно вас интересует? Ищете ли вы что-то определенное, или хотите новых впечатлений? Может быть, вы хотите открыть для себя новые регионы, или получить новые знания? А может, есть мечта увидеть то, чего не видел никто из ваших знакомых? Достичь новых вершин? Посетить место силы? Искупаться в чистейшем озере? Забраться на вон ту неприступную гору? Или просто увидеть памятник - город - природное творение своими глазами? Просто отдохнуть или перезагрузиться?
Я расскажу вам о том, как создать маршрут, на реальном примере: последовательность моих действий при составлении путешествий для нашего квартета (под названием КуГл), на Саяны, а затем и в Монголию. Это были не первые и не последние путешествия, созданные мной, так что кое какой опыт у меня имеется. Оба эти направления не настолько популярны, как, допустим, Горный Алтай или Байкал. Большинство людей об этих местах знают очень мало, так как у них нет необходимости вдумчиво изучать их до тех пор, пока они не заинтересуются ими с какой-то целью, в нашем случае - с целью поездки. То есть теоретически мы, конечно, знаем, что там есть такие горы, реки, города, но более подробная информация о них - отсутствует. Ну, по-крайней мере, у автора этой публикации. Я знала крайне мало до того момента, как села изучать карты и достопримечательности регионов.
Планирование и составление маршрута занимает у меня достаточно много времени. Так как я, как и большинство читателей, работающий муниципальный служащий, на пятидневке, плюс семья, дом и приусадебный участок, соответственно, свободное время у меня очень ограничено, поэтому подготовка к таким поездкам занимает у меня около 8-10 месяцев. Под словосочетанием "такие поездки" я имею в виду 14-18-дневные маршруты, очень насыщенные передвижениями, приключениями и достопримечательностями. Тщательно анализирую регион с разных сторон: история, ландшафты, различные рельефы, климат, местные обычаи. Я "наркоман" впечатлений: красота природы - гор, рек, лесов, полей, озер, различная погода и новые города, новые знакомства и эмоции, а главное - свобода, поэтому стараюсь выжать из каждой поездки максимум. Это, конечно, не для всех приемлемо, так как поездки получаются ещё и несколько изматывающими. Но сейчас я уже учусь делать их легче и выделять больше времени для отдыха. Ну а вы решайте для себя сами, насколько насыщенным и длительным сделать свой маршрут.
Надеюсь, эта информация окажется вам полезной! Ну или вы, хотя бы, получите удовольствие от прочтения.
Итак, открыв большую карту, вижу, что Саяны расположены на достаточно обширной территории. И решаю, что в этот раз нам будет интересно побывать в Западной их части, где расположена Республика Хакасия - регион с древними местами силы, красивой природой и несколько непривычным для нас образом жизни.
От чего я отталкивалась в этот раз? И от чего должны отталкиваться все путешественники, планирующие поездку? Мы определяем Цель - это то место, которое вы хотите посетить именно в этой поездке, обязательно, например, давно об этом мечтаете или кто-то посоветовал, и вам понравилась эта идея. А затем к этой Цели прокладывается маршрут на карте. Я, например, давно хотела побывать на Саяно-Шушенской ГЭС. Поэтому предложила ребятам именно этот район, и, ура!, со мной все согласились! Это место и будет нашей ЦЕЛЬЮ! Поэтому делаю следующий шаг - прокладываю на карте маршрут от своего дома к цели нашего будущего путешествия:
Получается такая картинка: расстояние 1010 километров и, примерно, 16 часов в пути. Можно доехать за один длинный и тяжелый ходовой день, никуда больше не заезжая и нигде не останавливаясь, или разбить путь на два дня по 500 км (плюс-минус), с передышками, отдыхом и заездом на достопримечательности. Мне больше по душе второй вариант, поэтому перехожу к следующему пункту: выбираю достопримечательности, места для перекусов и ночевок. Ищу в интернете и в отчётах автопутешественников, что интересного расположено по нашему пути к ГЭС. Я считаю, что путешествие будет неполноценным, если мы поедем только на ГЭС, и ничего больше не посмотрим. Делаю запросы в браузере: "Что посмотреть в Хакасии", "Достопримечательности Хакасии", "Топ мест в Хакасии", "В Хакасию на автомобиле"... Выбираю, что, из выдаваемого на запрос, было бы интересно посетить именно мне и моим друзьям. Читаю различные отчёты автопутешественников (хорошо пишут на "Дроме"), предложения разных туристических фирм и прочие сайты.
Глаз цепляется за слово "Сундуки", о них пишут во многих источниках. Очень любопытно! Забиваю в поисковике браузера это слово, изучаю, что о них известно. Прихожу к выводу, что: Да! Это мне нравится! Смотрю их расположение на карте - они в пределах нашего пути, значит мы туда обязательно заедем. Ставлю галочку! Я не стану здесь описывать сами достопримечательности, я о них писала в рассказе о самом, состоявшемся уже, путешествии, если кому-то из вас интересно, то можно прочитать о нём тут. Ссылки на другие материалы, по теме, по тексту я тоже вставила.
Неподалеку от "Сундуков" расположено множество соленых озер, таких, как Беле, Шира. Купание в них и отдых на их побережье нас вообще не интересует, поэтому - мимо.
Чуть дальше находится менее интересный, но живописный Туимский провал - ставлю его в список, посетим, если позволит время.
Узнала о том, что в Хакасии существует множество различных пещер. Никогда в них раньше не бывала, а было бы любопытно. Изучив вопрос, выбираю ту, что, во-первых, ближе по доступности, которую, во-вторых, можно посетить самостоятельно, и, в-третьих, без специального оборудования. По всем пунктам идеально подошла Археологическая пещера. А в непосредственной близости от неё, наш с Надюшкой отец - опытный путешественник и альпинист, порекомендовал отличную базу для ночевки: Июс Тревел.
Снова любопытно! В одном из предложений туроператоров по Хакасии нашла заметку про Тропу Предков. Почитала подробнее - еще одна галочка!
Просматривая и изучая сведения о Тропе Предков натыкаюсь на строки о Долине Царей Хакасии. Откликнулось сразу! То, что доктор прописал! Снова галочка!
Было еще несколько мест, почитав про которые, я поняла, что они гораздо менее интересны для нас, поэтому не стала вносить их в список. Очень заинтересовали Ивановские озера, но выяснилось, что они достаточно труднодоступны и находятся в стороне от маршрута, а для того, чтобы попасть на них, нужно потратить много времени, и не факт, что можно доехать туда на машинах. Поэтому я зарезервировала их для отдельной поездки, как нибудь в следующий раз.
Музеи мы смотрим тоже по своему вкусу, и те, что нам по пути.
Итак, сверившись с картой, ставлю выбранные достопримечательности в порядке последовательности от дома к СШ ГЭС: "Сундуки", неподалеку от них - Туимский провал, чуть дальше "Тропа предков" - замечательной красоты прогулочная, но очень непростая, а ещё Археологическая пещера и Долина Царей. Разнообразие! И все эти локации располагаются практически по пути к Саяно-Шушенской ГЭС, по крайней мере, в отдалении от основной дороги не более, чем на 30-50 километров, а для поездки на автомобиле это совсем незначительное расстояние.
Внимательно изучаю технические стороны дороги, возможность и скорость подъезда к этим достопримечательностям. Распечатываю сведения о них, чтобы обновить их в памяти, когда прибудем на место. Внимательно читаю отзывы путешественников об интересностях, дороге и времени, необходимого для доезда. Чтобы понять, сколько времени займет дорога, смотрю это в яндекс.картах и в отчетах. Кстати, обратите внимание, что онлайн-карты не всегда корректно показывают время, за которое можно преодолеть необходимое расстояние, особенно по грунтовым дорогам, в основном, значительно преуменьшая его. В Яндекс.картах опять же внимательно просматриваю весь маршрут, на слое гибрид, там хорошо видно, при многократном увеличении: дороги, что интересного расположено поблизости, смотрю, куда ведут разные своротки, а вдруг там тоже есть что-то интересное! И иногда оно - интересное - попадается! На карте звездочками отмечены достопримечательности, о большинстве из них - много информации, о многих можно что-нибудь найти, о некоторых из них - ничего не сказано на просторах интернета.
Далее я расписываю план, уже подробный. Выглядит он так. В первый день заезжаем в Хакасию, и ночуем неподалеку от Сундуков, больше реально ничего не успеваем. Для ночевки а этом районе была рекомендована и выбрана база отдыха "Пасека". Пробег составит 710 километров.
Утром второго дня - Сундуки, это займёт часа три-четыре, дальше обед, после которого - Туимский провал, на дорогу час, и там погулять, это тоже пару часов. И тогда уже едем к Археологической пещере. Ночуем неподалеку, на базе Июс-Тревел. Пробег около 170 километров.
Утром дня третьего - пещера, после нее обед, и затем "прогулка" по Тропе предков. Затем едем в сторону Долины Царей Хакасии. Прикидываю расстояние, и понимаю, что в этот день мы не успеем до темноты. Поэтому по плану встаёт ночёвка в том районе, где нибудь неподалеку от Долины. Проедем примерно 232 километра.
На четвертый день - посещение Долины Царей, после которой обедаем и едем на Саяно-Шушенскую ГЭС. Там же и заночуем. С учетом пробега по долине - около 200 километров.
Гостиницы, базы отдыха, турбазы, квартиры заранее не бронирую никогда. Оставляю нам свободу выбора. Да и разные факторы могут помешать своевременному заселению, например, задержка в пути, погодные условия и что-то еще, что невозможно предусмотреть заранее. А еще в наших автомобилях построены спальники, поэтому мы можем путешествовать совершенно автономно. Уже на маршруте, утром, понимая, где будем находиться к вечеру, можем, для разнообразия, забронировать что-нибудь на будущую ночь.
Этот отпуск предполагается двухнедельным, и я понимаю, что у нас останется ещё достаточно много времени, поэтому смотрю, куда ещё в тех краях можно было бы заехать.
Куда ещё поедем? С Хакасией граничит Республика Тыва, и это тоже Саянские горы! И там тоже очень красиво. А мы там не бывали никогда. Такой шанс!Смотрю и читаю в разных источниках, как там и куда проехать и заехать, сверяюсь по карте: чтобы не кататься туда-сюда по одним и тем же дорогам. Нахожу круговой маршрут - заезжаем в Тыву через Абазу и красивейший Сотый перевал, а выезжаем через Красноярский край. Круто! Едем!
Закольцевав таким образом маршрут, за одну поездку мы увидим максимум красивых и интересных мест, обогатим свое мировоззрение, расширим границы своего сознания - ни больше, ни меньше!
Много начиталась об опасностях Тывы, о недружелюбно настроенных к туристам местных жителях. К тому же, по карте видно, что часть дороги выделена серым цветом - это говорит о плохом качестве дорожного покрытия. И все это накладывает корректировки на будущий маршрут, так как быстро по такой дороге не проедешь.
Весь пятый день уйдет на дорогу. Для ночёвки нахожу турбазу Снежный Барс, неподалеку от Саянского (Сотого) перевала, на границе Хакасии и Тывы.
До турбазы от СШ ГЭС чуть более 300 километров, в которые входит очень живописная дорога и преодоление очень красивого Канжульского перевала.
Так как пробег в этот день не такой уж и большой, то можно будет сориентироваться и по пути заехать в какой-нибудь музей, я по карте увидела не менее пяти штук. А турбаза Снежный Барс для ночевки выбрана по двум причинам: первая причина - это единственная турбаза после городка Абаза, и других в этих глухих местах не имеется, а вторая - потому, что следующая ночёвка должна быть уже в Кызыле - это столица Тывы, так как там относительно безопасно для туристов, по сравнению с другими населенными пунктами, и дорога до него не очень хорошего качества, которую за день как раз можно и преодолеть. Соответственно, рассчитала всё с учётом этого. Обед шестого дня я запланировала в Чадане, на родине Сергея Шойгу, в надежде, что жители этого города не уронят честь своего знаменитого земляка, и не предпримут попытку обидеть проезжих туристов. Из достопримечательностей в этот день можно будет успеть посетить только что нибудь одно и очень значительное. И я нахожу на карте Буддийскую нишу - древнюю, сильную и намоленную. Туда мы как раз успеем заехать. Итого 480 километров. Ужинать и ночевать будем уже в Кызыле.
В столице Республики Тыва, в Кызыле, есть Национальный музей Республики Тыва, в котором расположена экспозиция "Золото Скифов". Очень интересно! Обязательно к посещению! Седьмой день будет посвящен ему и прогулке по Кызылу.
Ну а дальше по плану - возвращение домой через Красноярский край - 1300 километров неспешного доезда.
Весь маршрут был готов еще до новогодних праздников, а весной случилось важное открытие! Уже не вспомню тот момент, откуда и от кого мне пришла информация про озеро Тере-Холь в Тыве, и о том, что на этом озере есть остров, на котором находятся развалины древней уйгурской крепости Пор-Бажын. Это была самая настоящая находка! Изучила эту тему, и меня зацепило настолько сильно, что она стала гораздо важнее, чем посетить Саяно-Шушенскую ГЭС. Поделилась этой информацией с ребятами, и им тоже настолько зашло, что теперь это стало главной целью поездки. Саяно-Шушенская ГЭС с этого момента является лишь промежуточным пунктом. Поездка к озеру ожидалась непростой, даже сложной. Это очень труднодоступное, отдаленное и глухое место. В доступе очень мало подробной информации о дороге к озеру. Нашла на "дроме" отчёт одного автопутешественника о маршруте, но он смог преодолеть только половину пути, к моему и его большому сожалению. В основном, везде пишут, что людей туда доставляют на вертолете или на очень проходимых автомобилях. Там бывали Путин и Шойгу, в крепости велись археологические раскопки.
Все! Невтерпеж! Из Кызыла - прямиком к нему! Не факт, что доедем, но попытка состоится, однозначно! Глеб сказал, что возьмёт с собой, ради достижения цели, резиновую лодку, так как крепость расположена на острове посреди озера. А мостик, который виден на фотографии, от времени разрушен. Сколько дней займет дорога, понять очень сложно. Закладываю, с запасом, неделю: добраться до озера, побывать в крепости, отдохнуть, и обратно. Из Кызыла до озера 440 километров: до Эрзина 220 по асфальту, и затем ещё столько же, уже неведомых для нас, километров. Пишут, что там множество бродов и горных перевалов.
Позже, на карте, обнаружила другую возможную дорогу, как вариант, для возвращения с озера, более короткую. По, не менее непознанной, дороге, всего 320 километров. На ней отмечена паромная переправа через Малый Енисей.
Весь этот путь (Кызыл - озеро Тере-Холь - Кызыл) казался загадочным и сказочным. Мы, все четверо, были в предвкушении. Но, в то же время, томились неизвестностью: доедем или нет?
На обратный путь, из Кызыла - домой, который будет проходить по территории Красноярского края, заложила еще около трех-четырех дней. На эти дни в планах появилось новое: заехать на смотровую площадку, совсем не организованную (вообще-то там ретранслятор, а не смотровая), с видом на Ергаки (гора Василия Рогового); преодолеть Буйбинский перевал, с так называемой "полкой" - противолавинной галереей. Это все я опять же нашла в отчетах и на картах. Еще хотелось бы заехать в село Шушенское, посетить музей-ссылку Владимира Ильича. Далее - Абакан, в нем парк Сады Мечты. Ну и все, собственно. Дальше уже домой. Ну ооочень насыщенный план у меня получился.
Забегая вперед, расскажу! Поездка состоялась в июне 2021 года. Жизнь, как водится, внесла свои коррективы в маршрут. Перед самым отъездом пришла информация, что март в Сибири оказался холодным и очень снежным, осадков выпало в два раза больше нормы, земля сильно промерзла, весна была холодная, и теперь, в июне, который стал резко жарким, началось таяние снега в горах, а так как грунт еще не оттаял, воде некуда впитываться, паводок ожидался более, чем мощным. Мы готовились к тому, что будет высок риск не попасть на Тере-Холь из-за разлива рек. Мы своими глазами видели Енисей, вышедший из берегов, на Саяно-Шушенской ГЭС был запущен береговой водосброс, что большая редкость, в этом нам повезло - выглядит зрелищно! По Хакасии, в общем, все прошло по плану.
От Кызыла до Эрзина добрались по прекрасному асфальту за 3 часа. Переночевали там в гостинице. И погрузились в бездорожье, броды, поднимая пар от тормозных колодок, преодолевая сумасшедшие перевалы, гнилой лед, крутые спуски и подъемы, дорога, если "это" можно так назвать, временами совпадала с руслом рек, была устлана булыжниками размером с колесо, и прочими "прелестями". И так 220 километров. День пути туда, точнее, около 13-15 часов. НО! Какая красота там вокруг!!! Ни в сказке сказать, ни пером описать. Смотреть всем! Своими глазами!
Наутро сплавали на лодке к крепости, напитались духом времен, погуляли по острову, а вернувшись с него - порыбачили. В озере водится щука. Кругом гуси, лебеди, утки и множество других птиц. Гладь озера, как зеркало, отражает облака, синее-синее небо и горы! Это восхитительно!
Тронулись в обратный путь, тем же путем. Второй вариант, с паромом, не рискнули пробовать из-за паводка.
После Кызыла незапланированно заехали в Долину Царей, только уже Тывы, о которой нам рассказали в Национальном Музее. На смотровую Ергаков не попали из-за сильнейшего тумана, "полку" проехали в том же тумане. А Шушенское не посетили уже из-за усталости. Зато память о поездке осталась на всю жизнь! 13 дней красот, новых впечатлений и адреналина. Это было очень эпично!
Подробности поездки на Саяны читайте тут! Я очень старалась описать все наши приключения.
Про планирование поездки по Монголии читайте в следующем выпуске!
Таким образом, можно взять за основу готовые маршруты туристических компаний или других путешественников, воспользоваться ими как есть, или переделать их под себя: что-то убрать, что-то добавить, сократить, удлинить, расширить...
Еще один важный момент! При планировании поездки нужно закладывать время на возможные форс-мажоры. Такие, как: пробки, поломки автомобиля, плохие погодные условия (дождь, ветер и вы не сможете сегодня сходить на водопад, например), в конце концов, можно сбиться с маршрута, заблудиться... Надо всегда быть готовым к тому, что какое-то время придется ехать мимо скучных и однообразных пейзажей. Но можно настроить себя заранее, и во всем находить свою красоту. Но есть и приятная новость: готовиться нужно не только к проблемам, но и к приятным неожиданностям. Шансов на то, чтобы случайно выехать к достопримечательностям, которых не было в планах, познакомиться с новыми интересными людьми или наткнуться на красивущую дорогу, о существовании которой вы и не догадывались, огромное множество!
Впечатления остаются на всю жизнь, это бесспорный факт!!!
Подробно о том, что взять с собой в поездку, я написала тут!
Вполне возможно, я о чем-то забыла - напишите в комментариях. Читайте о наших путешествиях на нашем канале, смотрите видео! И не забудьте подписаться, чтобы не пропустить все самое интересное!