В этой статье расскажу о том, как грамотно ставить натюрморт.
Первое, о чем мы с вами вспомним, — это, конечно же, методическая и пластическая задачи!
Методическая задача направлена на развитие конкретных художественных умений и навыков ребенка, например, владение линейной и воздушной перспективой, умение работать с материалом, передача объема, создание гармоничной композиции
Пластическая задача направлена на решение конкретной изобразительной проблемы и относится к работе с ритмом, пятном, силуэтом, колоритом и т.д.
📌 Важно помнить, что пластическая задача служит методической.
Так, научиться создавать гармоничный колорит – методическая задача. Написать светлое на темном, темное не светлом – пластическая задача.
Изучать понятие тона в живописи – методическая задача. Написать светлое на светлом, темное не темном – пластическая задача.
От этих самых задач и будет зависеть постановка. Максимально эффективно реализовать цель урока позволит следующая последовательность:
1. сначала определиться с методикой
2. затем спланировать пластическое решение
Рассмотрим этот алгоритм на самом простом примере – постановка “яблочка”.
Наша методическая задача на данном этапе – научить ученика рисовать с натуры (а не “на тему натуры”), а для этого нужно сначала научиться правильно в нее смотреть. Для этого его ничего не должно отвлекать!
📌Пластическая задача очень простая: объём на плоскости. Всё!
1. И для начала нужно правильно выбрать то самое яблочко. Оно должно быть интересной красивой формы. Чем меньше похоже на шар, тем лучше! Почему? Потому что нам нужно, чтобы ученик всматривался в него и замечал нюансы, а не просто нарисовал привычный ему кружок.
2. Затем нам нужно подобрать фон, который не будет сливаться с нашим яблочком. Для рисунка можно взять белый фон и положить его ровно без складок. Это необходимо, чтобы ученик увидел сразу ясный силуэт. Тогда будет максимально просто отделить его от плоскости и сделать объемным.
3. Теперь перейдем к освещению. Если у вас нет возможности поставить направленный свет, то его можно установить сверху (но хотя бы с одной стороны, чтобы не было двойных теней). В идеале, ставить направленный свет сбоку и чуть спереди. Так действительно будет виден объём. Ученику не придется ничего выдумывать, чтобы яблоко получилось объемным. Достаточно просто точно смотреть в натуру и рисовать то, что видишь.