Найти тему
ДПИ

Что не так с Ярмаркой Мастеров?

Крупнейшая, фактически единственная в России онлайн-ярмарка для художников и рукодельников, Ярмарка Мастеров, она же Ливмастер, известна если не всем, то очень многим россиянам. Там можно и продать свои шедевры, и купить оргинальный авторский подарок, заказать себе эксклюзивную вещь, которую сделают только для вас. В общем, по описанию всё выглядит просто замечательно, но люди, которые давно знакомы с Ярмаркой, отмечают, что она стала "какой-то не такой".

"Какая-то не такая" - это чтобы не ругать сходу, но ругать есть за что. Когда-то Ярмарка была реально хороша, и, главное, она была действительно Ярмаркой Мастеров - торговой площадкой для мастеров и художников, на которой запрещалось торговать изделиями, сделанными не своими руками. Но потом Ярмарка получила признание, конкуренты завяли, и владелец Ярмарки Денис Кочергин стал монополистом.

Монополист теперь нацелен на прибыль любой ценой. Именно любой, и поэтому отлаженная система доверительных отношений мастера и покупателя его не устраивает. Теперь на Ярмарке мастером называется любой продавец любых товаров, лишь бы прибыль приносил.

Кочергин и его сооснователь Черкасов сумели создать хорошо отлаженную торговую площадку с мастерами и их покупателями, между которыми на момент обретения народного признания (в 2013 году Ярмарка стала победителем Премии Рунета в номинации «Народный лидер» среди интернет-проектов) сложились доверительные отношения, основанные на чётко прописанных правилах. Правила были настроены таким образом, что мастером назывался действительно мастер, и доверие к нему было основано на его личном рейтинге, отзывах покупателей и уверенности, что товар он делает сам и за качество отвечает. В случае спора техподдержка требовала от мастеров доказательства, что он действительно мастер, а не перепродавец - приходилось высылать в доказательство и фото мастерской, и даже видео процесса работы в мастерской. Это казалось иногда унизительным, но подтвеждало статус мастера, и в спорах с некоторыми неадекватными покупателями, которые требовали вернуть деньги, потому что товар кажется им слишком хорошо сделанным и на ручную работу не похож, или наоборот, недостаточно чистенько сделан, техподдержка обычно поддерживала мастеров. Потому что мастера были основой Ярмарки - покупатель приходит и уходит, а мастера остаются и именно за их товаром приходят новые покупатели.

Сейчас на Ярмарке главный - только хозяин Ярмарки, то есть Денис Кочергин. Все остальные - и мастера, и "мастера"-коммерсанты/спекулянты, и покупатели - это всё биомасса, приносящая доход Кочергину. Если раньше на Ярмарке можно было продавать не своими руками созданный товар только в том случае, если это товар для творчества, то сейчас можно, не маскируясь, закупать на Алиэкпресс всё, что угодно, и перепродавать под своим брендом. Например - стеклянно-пластиковая копеечная бижутерия с Алиэкспресс на Ярмарке продаётся как "талисманы из Тибета ручной работы", или "авторские украшения из натуральных драгоценных камней, отобранных лично мастером в поездках по лучшим месторождениям мира и лично мастером созданных". На Алиэкспресс это может стоить дешевле 100 рублей, на Ярмарке перепродаётся за десятки тысяч - ведь это ж якобы ручная работа, не хухры-мухры, да ещё лучшими шаманами мира освящённая... И, главное - не запрещено теперь так продавать, просто покупатели сами дураки, а к "мастеру" претензий быть не может.

А что техподдержка? А она на стороне тех, кто больше прибыли приносит. Если настоящий мастер продаёт в месяц на 20 тысяч, а фальшивый на 200 тысяч, то настоящий мастер может ждать ответа от техподдержки несколько дней, и иногда так и не дождаться. А поскольку гарантированно мастер приносит прибыль только в виде оплаты за количество размещённого товара, то есть, в среднем 350-600 рублей, а перепродавцы оплачивают намного больше торговых позиций, ведь они просто перепродают то, что купили оптом, то и гарантированная оплата от них около 10 тысяч в месяц, а значит, они для Кочергина и техподдержки намного важнее мастеров.

При таком раскладе участились случаи продаж "мимо кассы", когда между мастером и покупателем сложились доверительные отношения и покупатель становится постоянным, и покупает без оформления покупки и даже держит связь с мастером по сторонним мессенджерам. В противовес этому руководство Ярмарки стало активно втюхивать услугу онлайн-оплаты, при которой покупатель платит деньги Ярмарке, а мастер получает деньги только после того, как покупатель получит товар (отправленный за счёт мастера) и подтвердит согласие оставить его у себя. Если не оставит, то есть вероятность, что мастер должен будет ещё и обратную доставку сам оплатить - ну как же, раз товар "плохой" с какой стати Ярмарка за его доставку платить должна? Как-то так.

Казалось бы, при таком схематозе с онлайн-оплатой мастера не должны соглашаться на него, но тут срабатывает то, что покупатель, чувствуя явную поддержку со стороны Ярмарки, зачастую просто давит на мастера, требуя онлайн-оплату, даже если она не подключена у мастера, пытаясь принудить мастера к удобной для покупателя (и Кочергина) схеме. У меня есть магазинчик на Ярмарке Мастеров, и мне всё чаще приходят сообщения от покупателей с нулевым рейтингом (рейтинг на Ярмарке назначается как мастерам, так и покупателям) о том, что они не могут воспользоваться в моём магазине онлайн-оплатой (потому что мне она не нужна и я её не подключаю), иногда явно выражают по этому поводу досаду и недоверие - наверно я мошенник, раз прошу сперва оплатить уже сделанный товар прежде, чем отправить его. Так и говорят: " Я хочу сперва получить товар, пощупать, примерить, а то вдруг вы вообще мошенник или мастер криворукий". А то, что мастер уже сделал товар, потратив на него и время и материалы, и должен ещё отправить посылку за свой счёт, ждать доставки и одобрения покупателя, который может просто не забрать посылку с почты (деньги-то всё равно Ярмарка покупателю вернёт, если получение не подтверждено) или просто сделать с ним селфи и вернуть, а мастеру придётся оформлять и оплачивать возврат - на это я уже слышал ответ в стиле: "ну так вы же хотите заработать на покупателях, вот и работайте".

Как видим, руководство Ярмарки в погоне за прибылью принесло в жертву основанную на доверии к рейтингу систему взаимодействия мастеров и покупателей, разрушает доверительные отношения, настраивает покупателей против несговорчивых мастеров и поощряет только тех, кто приносит больше прибыли - перепродавцов с Алиэкспресса.

Отдельная тема - нечестная реклама Ярмарки и использование госресурсов для её продвижения. Писал об этом в статье "Схема обмана мастеров и ремесленников под видом господдержки", кратко повторю здесь - Ярмарка использует мошеннические методы для саморекламы в ущерб и мастерам и покупателям, подменяя понятия "мастер" и "продавец", привлекая спекулянтов на замену мастерам под гарантии господдержки.

От государства этот схематоз поддерживают и курируют, видимо, не вникая в его сущность, вполне уважаемые люди:

глава Минэкономразвития России Максим Решетников, замглавы Минэкономразвития России Татьяна Илюшникова, первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов.

Успехов в творчестве и приятных покупок на Ярмарке Мастеров!