Найти в Дзене
ДПИ

Схема обмана мастеров и ремесленников под видом господдержки

Есть такая окологосударственная структура - центры "Мой бизнес". В целом неплохая структура, реально помогающая деньгами начинающим предпринимателям, и ИП и самозанятым. Руководит ей глава Минэкономразвития России Максим Решетников, администрирует замглавы Минэкономразвития России Татьяна Илюшникова, а курирует первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов. То есть всё солидно, чинно-благородно, и, главное, реально многим помогают. И есть у нас Ярмарка Мастеров, она же Ливмастер - пока ещё лучший, а по сути единственный в России специализированный онлайн-маркет, ориентированный на продажу товаров ручной работы, винтажа, дизайнерских вещей от локальных брендов и материалов для творчества. Когда-то Ливмастер был действительно хорош, потом получил звание лучшего и стал активно разлагаться - забил всё пространство рекламой своих платных услуг, бесплатное продвижение и поиск ограничил (сейчас собственную работу сразу после размещения невозможно найти в поиске по полному о

Есть такая окологосударственная структура - центры "Мой бизнес". В целом неплохая структура, реально помогающая деньгами начинающим предпринимателям, и ИП и самозанятым. Руководит ей глава Минэкономразвития России Максим Решетников, администрирует замглавы Минэкономразвития России Татьяна Илюшникова, а курирует первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов. То есть всё солидно, чинно-благородно, и, главное, реально многим помогают.

И есть у нас Ярмарка Мастеров, она же Ливмастер - пока ещё лучший, а по сути единственный в России специализированный онлайн-маркет, ориентированный на продажу товаров ручной работы, винтажа, дизайнерских вещей от локальных брендов и материалов для творчества. Когда-то Ливмастер был действительно хорош, потом получил звание лучшего и стал активно разлагаться - забил всё пространство рекламой своих платных услуг, бесплатное продвижение и поиск ограничил (сейчас собственную работу сразу после размещения невозможно найти в поиске по полному описанию), поднял тарифы, разрешил торговать перекупам, техподдержка отвечает медленно и не по делу и т.д.

И вот вчера увидел такую новость - Минэкономразвития России, маркетплейс «Ярмарка Мастеров − Livemaster» и Центры «Мой бизнес» запускают новую программу поддержки:

  • Создание магазина на Ярмарке Мастеров бесплатно на 1 месяц
  • Подключение сервиса Бренд стори — брендированное оформление магазина на 1 месяц

Для тех, кто на Ярмарке не новичок, сразу ясно, что максимум экономии от этой "помощи" 10 500 рублей, но воспользоваться ей всё равно не получится, потому что предложение актуально только для перекупов, а не для мастеров и ремесленников. Да, и мастера и ремесленники могут делать тиражом тысячи изделий, но - не тысячи наименований. На Ярмарке в описании каждого товара можно проставить его количество, и при тираже хоть в сто тысяч будет указан только один товар. В реальности, если у мастера/ремесленника в магазине 200 наименований товара, то это говорит о том, что или оборот хороший и товар вовремя заменяется на новый, или наоборот, товар залежался, плохо покупают - в любом случае дополнительных 1000/2000 мест под товары уже не нужны.

Если в магазине 1000/2000 товаров - это перекупы, а не мастера/ремесленники. А перекупы - главная помеха для мастеров, если торгуют на одной площадке. Покупателю труднее найти мастера и нужный товар, потому что на Ярмарке только платное продвижение, и оплачивать его по силам только тем, у кого большой оборот - то есть в первую очередь перекупам. Сами понимаете, что товар у перекупов в основном с Алиэкспресс, и когда в магазине 1000 наименований "магических амулетов авторской работы, из натуральных самоцветов" - это стекляшки с Алиэкспресс. Таких магазинов на Ярмарке тьма, перепродают они с накруткой в тысячи процентов, а настоящие мастера оттеняются и компрометируются - уж если покупатель обнаружит, что купленный им за 35 тысяч браслет "из розовой шпинели с Тибета" оказался дорогой подделкой, то товар из натурального камня за пару тысяч он сочтёт дешёвой подделкой. То есть, заманивая и продвигая перекупов, Ярмарка сильно вредит мастерам и ремесленникам.

Более того, Ярмарка не только продвигает перекупов, но и создала помехи мастерам, изменив систему поиска. Раньше в поиске были такие категории, как "искать по имени", "искать по товару" и "искать по городу". Сейчас тоже можно искать, вбив в поиск название города или имени мастера, но, если покупатель новенький, ему это и в голову не придёт. Зато подсовываются "товары со скидкой", а что такое "скидка" в современном маркетинге, мы все давно уже знаем - зачастую это завышенная цена, которую для начала ещё больше завысили, чтобы потом сделать "скидку".

Но это не весь вред, последняя совместная инициатива Ярмарки и Мой бизнес выглядит вовсе мошенничеством в чистом виде. Ведь заманиваются новички, у которых нет опыта работы с Ярмаркой и они ещё не знают, что отключенная галочка "автоплатёж" волшебным образом может включиться "сама собой", и подарок в 1 месяц бесплатного использования платных услуг превратится в автоматически оплаченный тариф на три месяца, и техподдержка ответит в духе "сам виноват, смотреть надо было". Я постоянно отключаю автоплатёж, но он раз пять в году включается "сам" - не сам, конечно, кто-то на стороне Ярмарки включает, но не признаётся. То есть этот "подарок мастерам" - на самом деле троянский конь.

Скриншот ниже показывает, что предложение этой "поддержки" расчитано на неопытных (на скриншоте они уже названы не мастерами и ремесленниками, а продавцами, хотя на верхнем скриншоте с анонсом "поддержки" указаны мастера, ремесленники и дизайнеры).

-2

Обратите внимание на нижнюю строчку - "или магазин не активен более 6 месяцев" - то есть, Ярмарка также пытается вернуть тех, кого уже выжила своей алчной политикой "плати за всё или не получишь ничего".

Подведу итог. При обещанной одномоментной выгоде в 10 500 рублей для каждого нового пользователя Ярмарки Мастеров, сама Ярмарка получает несколько выгод:

  • финансовую выгоду в виде дальнейшей добровольной оплаты подаренного на месяц тарифа.
  • финансовую выгоду в виде дальнейшей "нечаянной" оплаты подаренного на месяц тарифа.
  • бесплатную рекламу от Мой бизнес и Минэкономразвития

Возможно, реклама не бесплатная. Могло быть так, что Ярмарка заплатила кому-то из Мойбизнеса за рекламу пару лямов. В таком случае слова "мой бизнес" приобретают значение отмывочной для неправедных денег. Хочется верить, что Мой бизнес просто халатно отнёсся к инициативе Ярмарки, или сам эту инициативу проявил по недомыслию, но в любом случае инициатива это как минимум пустопорожняя и даже вредная. Даже если Ярмарка не будет включать незаметно автоплатёж, и даже если найдётся пара чудаковатых мастеров, которым действительно нужны тысячи товарных позиций - ущерб для всех мастеров и ремесленников, торгующих на Ярмарке, будет заключаться в том, что придут новые перекупы. Им не нужны эти "подарки" в 10 500 рублей, но на рекламу они среагируют. Вот и вся суть этой инициативы - никакой реальной помощи мастерам/ремесленникам, просто реклама для Ярмарки, переформатирование её в обычный базар и выдавливание тех, кто творит своими руками.