Русская Освободительная Армия (РОА), которая в СССР и России воспринималась и воспринимается исключительно в негативном ключе – не самая популярная тема в нашей историографии. Тема предательства всегда вызывает негативные эмоции. Однако есть вопросы, связанные с этой темой, которые вынуждают нас обратиться к ней, чтобы понять часть аргументов, которыми мог руководствоваться Гитлер, инициируя, на первый взгляд авантюрное нападение на Россию. Понять, на что он рассчитывал.
Если отодвинуть в сторону эмоции, то сразу бросается в глаза уникальность РОА. Аналогов практически не встречается. Количество английских и американских военнопленных в Германии исчислялось сотнями тысяч. Однако руководству нацистской Германии не пришло в голову сформировать из них воинские части и направить против бывших своих. Аналогичную картину мы наблюдаем и с другой стороны фронта. Не было немецких освободительных армий ни в СССР, ни в Британии, хотя счет шел на миллионы. Да, были немецкие организации из военнопленных, сотрудничавшие с бывшими противниками, например, «Союз германских офицеров», который возглавлял генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах, а самым видным членом был фельдмаршал Фридрих Паулюс. Но никому и нигде не пришло в голову дать бывшим противникам в руки оружие. Аргументы, полагаю, понятны – не известно, что в голове у бывшего пленного, не повернет ли он на сытый желудок оружие против того, кто это оружие выдал. Но в РОА картина диаметрально противоположная. Общая численность РОА на апрель 1945-го оценивается в 120 – 130 тыс. человек. Особенно обращает на себя внимание наличие в РОА авиации. Если пехотинец всегда под контролем и «если что, то …», а летчик в небе свободен. Перелететь линию фронта или в нейтральную Швейцарию – не проблема. Это говорит о высочайшей степени доверия к бывшим советским военнопленным летчикам.
Вооруженные формирования из бывших советских граждан в Вермахте и СС не ограничивались РОА. С оружием в руках на стороне немцев воевали 15-й казачий кавалерийский корпус СС, Легион «Идель-Урал», «Туркестанский легион», Татарский горно-егерский полк СС, Батальоны «Нахтигаль» и «Роланд» (Украина). Весь список таких формирований не уместится на странице. Полиция и вспомогательные подразделения – отдельный разговор и еще десятки тысяч человек. И если участие собственно РОА в боевых действиях против Красной Армии было скорее символическим[1], то остальные воевали всерьез и не только как каратели[2], но и на фронте[3].
Тогда получается, что гитлеровцы совершенно всерьез рассматривали антисоветские, антисталинские и антирусские настроения. И, как показала практика, их ожидания не только имели основания, но и реализовались на практике.
Здесь мы обратим внимание, что одним из основных направлений обучения в Дабендорфской школе РОА[4] были критика существовавшей в СССР системы и убеждение слушателей в перспективности власовского движения. Критика сталинизма лекторами велась с позиций законности и желательности февральской революции 1917 года, а некоторыми даже — октябрьской, без сталинских «извращений»[5]. Получается, что были и концептуально-идеологические основания. А пришедшая к власти на идеологических основаниях нацистская верхушка в таких вопросах разбиралась очень хорошо и понимала их действенность.
Попробуем подвести итог, антисоветские, антирусские, антисталинские настроения среди населения СССР – факт. Вооруженная борьба бывших советских граждан против Красной Армии и руководимых из Москвы партизан – факт. Гитлеровцы всерьез относились к таким формированиям – факт.
Теперь зададим вопрос: а мог Гитлер до нападения на СССР предполагать наличие таких настроений? Наверное, не просто мог, а знал[6]. Мог предполагать, что его нападение станет детонатором для взрыва в стране? Наверное, мог. Мог рассчитывать на то, что следствием этого взрыва станет как минимум внутренняя смута, а как максимум – смена власти в стране? Наверное, мог. И тогда сценарий войны, который мы назвали «французским»[7], становится вполне реальным.
[1] Эпизодически, в феврале – марте 1945, силами только одной пехотной дивизии из трех.
[2] В советское время об этом почти не говорилось, но трагедия Хатыни – на совести не Вермахта, не СС, а украинских националистов. Действия крымских татар против советских партизан – особая статья.
[3] Есть довольно много свидетельств, что среди последних защитников Рейхсканцелярии было немало крымских татар.
[4] Учебная структура, готовившая офицерские кадры для РОА. С 1943 по 1945 год через Дабендорф прошло до 5000 человек, состоялось 12 выпусков.
[5]http://bibliotekar.ru/general-vlasov/108.htm
[6] Учитывая, например, количество совершенно легально действовавших в западной Европе троцкистов, эмигрантских организаций разного толка и пр.
[7] Подробнее см. следующий материал.