Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Старики–разбойники" (СССР, 1972), "Опекун" (СССР, 1971), "Мы с вами где–то встречались" (СССР, 1954): "за" и "против"

Опекун. СССР, 1971. Режиссеры Альберт Мкртчян и Эдгар Ходжикян. Сценарист Самуил Шатров. Актеры: Александр Збруев, Георгий Вицин, Клара Лучко, Ирина Мурзаева, Константин Сорокин, Гурген Тонунц, Валентин Грачёв, Муза Крепкогорская и др. 31,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Альберт Мкртчян (1926–2007) поставил девять полнометражных фильмов («Законный брак», «Казенный дом»», «Прикосновение» и др.), из которых три («Земля Санникова» и «Опекун», «Лекарство против страха») вошли в тысячу самых популярных лент СССР.

Режиссер Эдгар Ходжикян (1923–2010) снял всего пять фильмов («Победитель», «Без срока давности» и др.), из которых в тысячу самых популярных советских фильмов вошли два – комедия «Опекун» и приключенческая лента «Победитель».

Некий тунеядец (в обаятельном исполнении Александр Збруев) волею судьбы становится опекуном одинокой старушки…

Комедию «Опекун» советские кинокритики (в отличие от зрителей) встретили, мягко говоря, прохладно.

К примеру, журналист и кинокритик Наталья Ильина (1914–1994) в журнале «Искусство кино» писала, что этот фильм относится к худшим образцам развлекательного «рецептурного» кинематографа – «с его непременным неверием в мыслительные способности зрителя. Зритель рассматривается мастерами рецептурного фильма как существо малоразвитое, неспособное самостоятельно понять, что хорошо, а что плохо» (Ильина, 1971: 63).

Но времена меняются, и в XXI веке С. Кудрявцев отнесся к этой комедии более доброжелательно, отмечая, что «в «Опекуне» львиная доля зрительского внимания досталась обаятельному и привлекательному, несмотря на нежелание трудиться, герою Александра Збруева, который воспринимался с сочувствием и симпатией. В трактовке актёра, Мишка–тунеядец отнюдь не лишён доброты и участия к людям. Вот только его стремление не затруднять себе жизнь, мягкий характер и отсутствие силы воли приводят к беспечному существованию. Учитывая время создания фильма (1970–й год), можно было бы вообще сказать, что этот самый Короедов, вопреки сатирическому пафосу сценария уже немолодого автора Самуила Шатрова, являлся если не аналогом советского хиппи, то неким бичом–пофигистом, который привык шагать по жизни бездумно и легко» (Кудрявцев, 2007).

Мнения зрителей об «Опекуне», как правило, существенно различаются. Хотя самих отзывов не так уже много, так как в целом картина оказалась сегодня в нише «забытого старого кино».

Киновед Александр Федоров

-2

Мы с вами где–то встречались. СССР, 1954. Режиссеры Николай Досталь, Андрей Тутышкин. Сценарист Владимир Поляков. Актеры: Аркадий Райкин, Людмила Целиковская, Василий Меркурьев, Мария Миронова, Владимир Лепко и др. 31,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Досталь (1909–1959) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, но два из них («Дело «пестрых» и «Мы с вами где–то встречались») вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.

Режиссер Андрей Тутышкин (1910–1971) поставил семь полнометражных игровых фильмов развлекательных жанров, четыре из которых («Свадьба в Малиновке», «К черному морю» и «Мы с вами где–то встречались», «Шельменко-денщик») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

Некий известный артист (в забавном исполнении Аркадия Райкина) едет на юг, в санаторий…

Курортная комедия «Мы с вами где–то встречались» и сегодня вызывают интерес у зрителей.

Мнения «За»:

«Я всегда с удовольствием смотрю этот фильм! Мне всё в нём нравится! Игра актёров замечательная, особенно Райкина» (А. Алексеева).

«Хороший фильм! Уютный такой, как домашние тапочки:)» (Клауссе).

«Фильм удивительно светлый и жизнерадостный. Каждая роль, даже крошечная, шедевр» (Элла).

«Мне нравится этот фильм. Весёлый, и очень забавный. Современным комедиям до такого кино далеко» (Михаил Викторович).

«Я Райкина очень люблю. Среди немногого хорошего (ну, по моему мнению), что было при советах, Аркадий Райкин – непреходящая ценность, потому что искренне, талантливо, по–настоящему смешно, и просто красиво – даже когда изображает маргинальных личностей. Обожаю этот фильм – яркий, лёгкий, летний, просто круизный, действительно Золотой век кино. Возраст ещё не позволяет мне брюзжать, я просто каждый раз смотрю Райкина по всяким каналам и каждый раз помираю со смеху!» (Юлия Ч.).

Мнение «Против»:

«Тупизна, она во все времена – тупизна, хоть в советские времена, хоть в нынешние. И кто внушил народу, что Райкин был великий комик? Совершенно к нему равнодушен. В наши дни, думаю, он бы соревновался с Петросяном, с переменным успехом. … Просто раньше народ ничего другого не видел. Это сейчас юмористы табунами ходят. Что людям давали, то они и принимали на ура. Был бы тогда вместо Райкина Петросян, говорили бы сейчас, что Петросян несравненный гений. Комические приёмы Райкина действительно немногочисленны и примитивны» (Игорь).

Киновед Александр Федоров

-3

Старики–разбойники. СССР, 1972. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Актеры: Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Георгий Бурков, Андрей Миронов, Валентина Владимирова, Юрий Белов, Валентина Талызина и др. 31,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая его телехитов – «Ирония судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).

Комедия «Старики-разбойники» и сегодня покоряет замечательным, богатым ироничными нюансами слаженным дуэтом великих актеров Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева.

Первая часть фильма, связанная с псевдокражей картины из музее, была поставлена Эльдаром Рязановым, на мой взгляд, блестяще, она «хороша и трогательна, в ней много истинно рязановской теплоты. Но их второе «преступление» – мнимое ограбление «инкассатора» (знакомой женщины) – кажется уже никому не нужным довеском к сюжету этой приключенческой комедии» (Жежеленко, 2008: 95-96).

Зрители XXI века до сих пор спорят о «Стариках–разбойниках».

Мнения «За»:

«Отличный фильм, один из рязановских шедевров. Очень грустный, как и жизнь пожилых людей вообще» (Леонид).

«Прекрасный фильм! Шедевр! Когда я смотрела его, то переживала за всех и очень обрадовалась счастливому концу» (Лиза).

«Фильм действительно чудесный! И хоть это комедия, но сколько в ней разных чувств и глубоких взаимоотношений между героями, сколько разноплановых эпизодов! Верные и преданные друзья в исполнении великих Никулина и Евстигнеева, любовь немолодых людей, рабочий коллектив… Уверена, что многие этот фильм знают чуть ли не наизусть, а перечисляю скорее из–за того, чтобы еще раз самой с радостью припомнить любимую картину» (М. Морозова).

«Замечательный фильм! Действительно, … невозможно назвать этот фильм обыкновенной комедией. Если комедия, то, скорее, лирическая, минорная. Действительно, сколько в этом фильме чувств, мыслей. И радостных, и грустных. А размышления героев о том, что старости как таковой не бывает, что человек всё равно остаётся молодым в душе, только люди этого не замечают... навевают удивительные смешанные чувства доброты, грусти, нежности... Добрый, хороший фильм. О многом задумываешься после его просмотра. Все актёры великолепно сыграли, запоминающиеся характеры» (А. Алексеева).

«Самый добрый фильм Рязанова (и "Девушка без адреса"), и отличные роли Белова в этих картинах. Мне вообще хочется, чтобы милиционеры были похожи манерами на героя Белова в "Стариках–разбойниках"! И ещё – мне этот фильм не кажется грустным – так светло он снят! Хотя мне до пенсии далеко, но всё равно – мне кажется, пенсия – тоже хорошо, а поэтому желаю нынешним и будущим пенсионерам здоровья!» (Юлия).

«Очаровательнейший фильм! Который раз уже смотрим его всей семьёй, и в домашней фильмотеке есть, но, каждый раз, не перестаём им восхищаться! Удивительно добрый и позитивный, всегда поднимает настроение!» (В. Никитенко).

Мнения «против»:

«Совершенно не смешно, а, скорее, грустно смотреть эту "кинокомедию". Реплики не вызывают смех. Никулин выглядит слабо, а Евстигнеев – не лучше его. У Аросевой просто проходная роль, а у Миронова тем более. … Если выключить звук сразу станет заметно, насколько мешает "халтурная" музыка Андрея Петрова, ощущение, что во всех фильмах Рязанова Петров предлагает одну и ту же мелодию в разных темпах и оркестровках» (Норд).

«Явная неудача Рязанова. … посмотрела этот фильм один раз и больше не тянет. Если "Как украсть млн." смотреть и смеяться можно бесконечно, то здесь комедийная ситуация не вызывает веселья, по крайней мере, я не ощутила того задорного духа, который всегда присущ комедиям» (Критиканша).

«Достаточно послушать закадровый текст с вкрадчивым голосом Ю.Яковлева, начиная с первых минут. В преамбуле, в которой Рязанов решил раскрыть, ес–сно, в «сатирическом» ключе, достаточно серьёзную проблему пенсии и старости звучит такая мысль: «Пенсионер – это человек, которому платят деньги за то, чтобы он не работал». Вот такая сатира, товарищи. То есть государство, где, как известно «каждому всё по труду», этот принцип в действительности не соблюдает и содержит некий бесполезный и ни к чему не способный балласт под названием пенсионеры. При этом самое гнусное, что проводя такую подмену понятий, Рязанов с одной стороны надевает на себя маску поборника этих самых социалистических принципов, с другой – выставляет в качестве объекта для подобной едкой сатиры целый социальный слой, существующий, кстати, в любой стране, и предлагает т.н. «думающему зрителю» похихикать над «несовершенством советской системы» содержащей, причём, вразрез своей дурацкой идеологии, неких «неработающих захребетников, сидящих на шее у всего общества». Так что нечего после этого удивляться появлению в нашей стране по прошествии ряда лет таких терминов, как «возраст дожития» и издевательским пенсиям для сидящих на самом дне стариков, пенсиям на которые не прокормишь даже кошку, но об этом в своих творениях 90–х и «нулевых» постаревший и доживший до своей собственной немаленькой, как мне кажется, пенсии Рязанов уже не философствовал!» (М.Р.).

Киновед Александр Федоров