(Откровение 9:20-21; 11:14-15)
Гора св. Елены изрыгала серые струи дыма на сотни футов в голубое вашингтонское небо. По ряду признаков было очевидно, что скоро начнется извержение вулкана. “Внимание! Опасность!” - предупреждали все громкоговорители полицейских автомобилей и вертолетов, знаки на всех важных перекрестках, радио и телестанции и даже радиолюбители. Поселки, расположенные у озера, туристические лагеря и маршруты опустели; люди торопились перебраться в безопасные места.
Гарри, несмотря на предупреждения, отказался эвакуироваться. Он был сторожем на базе отдыха, расположенной на живописном берегу озера Спирит, что в восьми километрах к северу от горы св. Елены. Лесники предупреждали его, соседи умоляли его поехать вмести с ними, а сестра Гарри звонила, пытаясь образумить старика. Но Гарри не стал их и слушать. “Никто не знает об этой горе больше Гарри, и она не посмеет уничтожить меня”, - заявил с усмешкой Гарри национальному телевидению.
18 мая 1980 г., когда подземные газы, накопившиеся под поверхностью горы, вспучились и стали давить на земную кору, Гарри позавтракал яичницей с ветчиной, скормил остатки своим шестнадцати котам и начал высаживать петунии по границе своей свежеподстриженной лужайки. В 8:31 гора взорвалась.
Мощность взрыва была в пятьсот раз больше, чем мощность ядерной бомбы, сравнявшей с землей Хиросиму. Миллионы тонн скальных пород были раздроблены и выброшены в воздух; облако поднялось в небо на высоту более пятнадцати километров. Ударные волны разошлись со скоростью, превышающей скорость звука, и смели все на площади почти в четыреста квадратных километров. Стена грязи и пепла высотой в пятнадцать метров поплыла вниз с горы.
В той части Вашингтона, где когда-то жил Гарри, упрямый старик, отказавшийся прислушаться к предупреждениям, теперь только поют о нем баллады.
На протяжении нескольких уроков мы говорили о предупреждениях грешникам, которые подают им звуки Божьих труб: когда зазвучали первые четыре трубы, Бог использовал природные бедствия, чтобы предупредить людей о рискованности их положения. Когда зазвучала пятая труба, дьявольская саранча начала терзать человечество мучениями, которые приносит грех. Звуки шестой трубы вызвали всадников из ада, чтобы те привели грешников в чувство. Как это ни печально, но их ответ был такой же, как у старика Гарри. В общем и целом люди проигнорировали предупреждения, которые они получили:
“Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить; и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем” (Отк. 9:20, 21).
Когда я изучал семь труб, мне вспомнилось 2 Пет. 3:9, 10: “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят”.
Эти стихи содержат несколько важных истин: (1) Господь откладывает Свой приход - потому что Он не хочет, чтобы люди погибли; (2) Господь желает, чтобы грешники покаялись, потому что только через покаяние они могут вернуться к Нему; (3) в какой-то момент терпение Господа исчерпается и настанет день второго пришествия. И тогда те, кто игнорировал Его предупреждения, почувствуют полную силу Его гнева. Каждая из этих тем получила свое развитие в стихах о семи трубах.
В этом уроке мы завершим изучение шестой трубы (9:20, 21) - и подойдем вплотную к седьмой (11:14, 15).
ГОСПОДЬ НЕ ХОЧЕТ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ
“...Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб...” (2 Пет. 3:9).
Мы высказали предположение, что первые четыре трубы символизируют воздействие греха на вселенную, что пятая представляет воздействие греха на самого грешника и что шестая труба больше связана с влиянием греха одних на других. А все вместе отражает усилия Бога пробиться через возведенные укрепления человеческой самодостаточности и гордости. Моррис пишет: “Бог использует злые результаты наших грехов, чтобы призвать нас к покаянию. С одной точки зрения, Иоанн видит освобождение дьявольских сил как результат человеческого греха. Но с другой - это Божье наказание, а оно не бывает бесцельно. Правильно принятое, оно должно привести к изменениям”.
Бог беспокоится о каждом. Он беспокоился о людях в дни Иоанна (Отк. 9:20). Сейчас Он беспокоится о вас; Он беспокоится обо мне.
ГОСПОДЬ ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ ВСЕ ПОКАЯЛИСЬ
Требование Бога
Бог хочет, чтобы все раскаялись: Он не хочет, “чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Пет. 3:9). Грех отделяет нас от Бога (Ис. 59:1, 2) и Бог хочет, чтобы мы отвернулись от этого греха и обратились к Нему.
Д. Рассел говорит: «Вот почему Библия - это одно продолжительное побуждение к покаянию. Моисей призывает людей раскаяться. Пророки взывают: “Остановитесь, остановитесь, зачем вам умирать?” Иоанн Креститель выходит из пустыни, дикий и неотесанный, требуя покаяния. В учении самого Иисуса этот призыв встречается часто. “Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию”... Петр говорит: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас... Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши”. Павел в ареопаге заявляет, что, если когда-то Бог и прощал грех по причине человеческого неведения, то это время давно прошло, “Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться”... Библия - радикальная книга, ибо она призывает к радикальным изменениям в человеческом характере; она не оставляет никаких сомнений в том... что первое, основополагающее и самое важное требование Бога при изменении плохого человека в хорошего заключается в том, что человек должен покаяться».
Ответ человека
Семь труб провозглашают, что Бог сделал все, что мог, чтобы привести человечество к покаянию. Иоанн однако вынужден засвидетельствовать, что в своем большинстве человечество так и не покаялось. Стих 20 говорит: “Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись...” А стих 21 вторит: “И не раскаялись они...”
В стихах 20 и 21 Иоанн конкретно называет грехи, в которых они не раскаялись. Он говорит, что люди продолжали упорствовать в деяниях и отношениях, которые вели их к гибели. Первыми названы грехи сердца, в частности идолопоклонство: Они “не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить” (ст. 20). Некогда Бог сказал: “Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...” (Исх. 20:3-5).
По своей сути любой грех есть воздвижение кого-либо или чего-либо другого на место Бога. Читая Отк. 9:20, адресаты послания Иоанна, наверное, думали о бесчисленных языческих святынях Малой Азии и растущем числе храмов, частично или полностью посвященных культу императора. Сегодня эти древние идолы языческих храмов превратились в экзотические музейные экспонаты, но это, однако, не означает, что люди перестали поклоняться идолам. Для кого-то идолом может быть бесформенный камень или пенек дерева. А кто-то поклоняется статуям и изображениям Марии, Иисуса Христа и тем, кого они называют “святыми”. В отношении этой практики Эколс пишет: “Любой ложный объект поклонения - будь то статуя святого, Девы Марии или даже вечного младенца Иисуса - это ложный бог и бес. Когда мы приписываем чудодейственную силу статуям из золота или гипса, мы занимаемся тем, что равноценно колдовству. Те, кто поклоняется идолам, заявляют, что они поклоняются не самим по себе статуям, а личности, которую данный образ представляет. Такую позицию им трудно удержать, так как они зачастую приписывают чудеса каким-нибудь образам Девы Марии или совершают паломнические путешествия через весь мир, чтобы поклониться какой-то определенной статуе”.
Если мы думаем, что мы не такие, то нам следует осознать, что многие из нас поклоняются “идолам”, которые могут не так бросаться в глаза, но от этого быть не менее реальными: “...[Большинство из нас] не преклоняет колен перед гигантскими птицами из гранита или деревянными идолами с каменными глазами... но у нас, тем не менее, есть другие боги, соперничающие с Иеговой. Мы, может быть, никогда и не кланялись золотому тельцу, но мы, тем не менее, поклоняемся Золоту. Мы, может быть, никогда и не стояли на коленях перед идолом Ваала, но на долларовых банкнотах изображен свой идол. Может ли кто-нибудь из нас сказать, что никогда не ставил свои амбиции, тщеславие или свое «я» выше служения Богу? В этой жизни есть много такого, к чему мы привязаны, но за всем этим нет Бога”.
В Кол. 3:5 Павел сказал, что “любостяжание... есть идолослужение”. Что мы ставим в нашей жизни на первое место, то и есть наш бог.
Иоанн также показал, что человечество не желает отказываться от грехов плоти. Если ставить в центр своего внимания что угодно, кроме Господа, печальные последствия неизбежны. Плод идолопоклонства - нечестивость. Описывая падение человечества, Павел отмечает, что сначала люди “заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца...” (Рим. 1:25). Это привело к образу жизни, исполненному: “всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы... зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, [а люди] злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы” (Рим. 1:29-31).
Отк. 9 дает нам представление о моральном климате того времени, когда жил Иоанн, при этом указывается на четыре конкретных греха: “И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем” (ст. 21).
Три греха из четырех названных осуждаются в десяти заповедях: шестая, седьмая и восьмая заповеди - это “Не убивай”, “Не прелюбодействуй” и “Не кради” (Исх. 20:13-15). Запрещение убийства должно было защищать жизнь (см. Быт. 9:6; Чис. 35:33). Запрещение сексуального греха должно было защищать тело, брак и семью (см. 1 Кор. 6:18; Еф. 5:3; 1 Фес. 4:3). Запрещение воровства должно было защищать собственность (см. Прит. 30:9; Зах. 5:3; Еф. 4:28).
Третий грех в этом списке, “чародейства”, менее известен нам. По-гречески это слово звучит “фармакейа”; от этого слова в нашем языке произошли такие слова, как “фармакопея”, “фармакология”, “фармацевтика” и др. Вайн поясняет, что это слово прежде всего означало “употребление лекарств [или] наркотических средств”, но могло относиться и к “чародейству”. О последнем Вайн пишет: “В чародействе применение наркотиков... обычно сопровождалось заклинаниями и обращениями к оккультным силам, при этом использовались различные заговоры, амулеты, и т.д., которые были созданы якобы для того, чтобы оградить обратившегося или пациента от внимания и силы демонов, но в действительности, чтобы произвести впечатление на обратившегося таинственными средствами и возможностями чародейства”.
Наркотики по-прежнему используются в оккультных религиях. Для тех, кто проживает в США, хорошим примером может быть применение мескалина Индейской Американской Церковью. Можно назвать примеры и из других уголков мира. Здесь, конечно же, уместно будет сказать и о широком распространении наркотиков в XX веке.
Когда строгий претерист читает об этих убийствах, чародействах, блудодеяниях и воровстве, он убежден, что стих 21 относится исключительно к состоянию человечества в дни Иоанна. Футурист/премилленарий доказывает, что этот стих говорит о состоянии мира на протяжении некого семилетнего периода в будущем. Я бы посоветовал, однако, сторонникам обоих взглядов оглянуться вокруг. Эти грехи были, есть и будут характерны для нераскаявшегося мира вплоть до второго пришествия Господа.
Позвольте мне подчеркнуть тот факт, что Иоанн назвал грехи сердца и грехи плоти вместе. Бог обеспокоен и теми, и другими. Раскаяние, таким образом, касается внутреннего и внешнего содержания человека, как сердца, так и плоти, как мыслей, так и поступков. Истинное раскаяние - это изменение образа мышления, которое приводит к изменению образа жизни (см. Деян. 26:20). Пользуясь словами Мулхолланда, нам необходима “внутренняя переориентация” и “внешняя реконструкция”.
В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ ТЕРПЕНИЕ ГОСПОДА ИССЯКНЕТ
Почему так важно раскаяться - и сделать это немедленно? Потому что терпение Бога не будет длиться вечно. Наступит время, когда Он решит, что дальнейшие усилия будут бесполезны. Уилкок пишет, что “иссякает не терпение Бога, а способность человека откликнуться. Наступает такой этап, когда нет больше смысла предлагать дальнейшие возможности, ибо человек настолько ожесточился, что раскаяться уже не может”.
И тогда “придет... день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” (2 Пет. 3:10).
В одном из последующих уроков мы услышим, как могущественный ангел провозглашает: “Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе” (11:14). Вторым горем было названо гибельное войско, которое появилось, когда прозвучала шестая труба. Эта труба была последним общим предупреждением человечеству. Тенни пишет: “Отвергнутое исправление влечет за собой разрушение. Если люди не каются, они должны быть устранены; так как Бог не может терпеть грех вечно. В какой-то... момент времени Он непременно вмешается, чтобы ликвидировать зло и установить праведность”.
Седьмая труба возвестит последнее “горе”. Когда заговорит седьмой ангел, “совершится тайна Божия” (10:7). Глава 11 рассказывает нам об этой “последней трубе”: “И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков” (11:15).
Когда это произойдет, возможности раскаяться у нас уже больше не будет!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оглядываясь назад на события, последовавшие после звучания первых шести труб, и заглядывая вперед на то, что повлечет за собой седьмая труба, мы узнаем много важных истин:
(1) Грех ужасен.
(2) Грех несет гибель всему, с чем он соприкасается.
(3) Грех - это оскорбление, нанесенное Богу.
(4) Бог милосерден и терпелив к нам, когда мы грешим.
(5) Если мы хотим, чтобы милость Бога распространилась и на нас, то мы должны раскаяться.
(6) Искреннее раскаяние заставит нас измениться изнутри и извне.
(7) Время коротко и неопределенно. Если мы хотим раскаяться, то мы должны это сделать сейчас!
Желательно, чтобы вы о трубах запомнили главное, - это то, что “трубы предупреждают”: Бог пытается предупредить нас через природные бедствия, через ужасные события, которые происходят с грешниками, и через ужасное воздействие, которое грех оказывает на других. В своем воображении я слышу крики в судный день: “Господь, почему Ты не предупредил меня?” - и ответ Господа: “Но я же предупреждал! Разве ты не помнишь тот смерч, который разрушил дома в вашем районе? Разве ты не помнишь ту бессонную ночь, которая была после того, как ты солгал? Разве ты не помнишь тот несчастный случай и те изуродованные тела? Раз за разом я пытался тебя предупредить! Но ты же не слушал!”
Помню, как много лет тому назад, когда я проповедовал в церкви Христа в другом городе, на мои проповеди часто приходил один неверующий человек со слуховым аппаратом. Как бы горячо я ни призывал к покаянию, он оставался равнодушен. Иногда мне даже казалось, что он выключал свой слуховой аппарат, когда я вставал за кафедру. Слышал ли меня тот человек - этого я точно не знаю, но мне хорошо известно, что сегодня многие закрывают уши, чтобы не слышать предупреждений Господа (Мф. 13:15). Если вы проигнорируете меня, я как-нибудь переживу, но умоляю вас: не игнорируйте Бога! Не уподобляйтесь старику Гарри, который не прислушался к предупреждениям. Если вам необходимо вернуться к Господу, сделайте это сегодня!