Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Ф. Тендрякова «Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли по спящему городу...»

Оглавление

Текст, который встречался в КИМах 2023 года — о личности, индивидуальности, критическом мышлении:

(1)Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли по спящему городу. (2)Иван Игнатьевич говорил:

— Мы вот в общих проблемах путались, а я все время думал о сыне. (3)Да, да, об Алёшке... (4)Вы же знаете, он не попал в институт. (5)И глупо как-то. (6)Готовился, и настойчиво, на химико-технологический, а срезался-то на русском языке — в сочинении насадил ошибок. (7)Пошел в армию... (8)Нет, нет, я вовсе не против армии, мне даже хотелось, чтоб парень понюхал воинской дисциплины, пожил в коллективе, чтоб с него содрали инфантильную семейную корочку. (9)Не армия меня испугала, а сам Алешка. (10)Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. (11)Армия-то его устраивает потому только, что там не надо заботиться о себе: по команде подымают, по команде кормят, учат, укладывают спать. (12)Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесен — надежно. (13)Что это, Ольга Олеговна, отсутствие воли, характера? (14)Не скажу, чтоб он был, право, совсем безвольным. (15)Он как-то взял приз по лыжам. (16)Не просто взял, а хотел взять, готовился с упорством, нацеленно, волево. (17)А характер... (18)Гм! (19)Да сколько угодно. (20)Что-что, а это уж мы в семье чувствовали. (21)Но вот что я замечал, Ольга Олеговна, он слишком часто употреблял слова «ребята сказали… все говорят... все так делают». (22)Все носят длинные волосы на загривке — и мне надо, все употребляют словечко «пахан» вместо «отец» — и я это делаю, все берут призы по спортивным соревнованиям — и мне не след отставать, покажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость. (23)Как все... (24)Так даже не легче жить! (25)Отнюдь! (26)Надо тянуться за другими, а сколько сил на это уходит. (27)Не легче, но гораздо проще. (28)Легкость и простота — вещи неравнозначные. (29)Проще существовать по руководящей команде, но право же, необязательно легче.

(30)Ольга Олеговна остановилась.

— (31)Как все — проще жить? — переспросила она. (32)Остановился и Иван Игнатьевич.

(33)Над ними сиял фонарь — пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна, спал город.

— (34)Да ведь мы все понемногу этим грешим, — виновато проговорил Иван Игнатьевич. — (35)Кто из нас не подлаживается: как все, так и я.

— (36)А вам не пришло в голову, что люди из породы «как все, так и я» непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те утверждают не так, как все видят и думают? (37)К Коперникам — враждебно, к заурядностям — доверчиво. (38)Смазанные и сглаженные личности — помилуйте! — не нелепость ли? (39)Вроде сухой воды, зыбкой тверди, лучезарного мрака. (40)Личность всегда исключительна, нечто противоположное «как все».

— (41)М-да… — произнес Иван Игнатьевич, с сомнением ли, с осуждением или озадаченно — не понять.

(42)Они двинулись дальше.

(43)Их шаги громко раздавались по пустынной улице — дробные Ольги Олеговны, тяжелые, шаркающие Ивана Игнатьевича. (44)Воздух был свеж, но от стен домов невнятно веяло теплом — отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце.

(По В.Ф. Тендрякову*)

Владимир Федорович Тендряков (1923–1984) – русский советский писатель, педагог.

Сочинение 1

Нужно ли быть как все? Над этим вопросом задумывается Владимир Федорович Тендряков в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, автор описывает Алёшку — сына Ивана Игнатьевича. Юноша хотел стать химиком, но не сдал экзамен по русскому языку и попал в армию. Иван Игнатьевич заметил, что сын слишком часто стал прислушиваться к мнению большинства. Нельзя сказать, что Алёшка был совсем безвольным, но он стал делать только то, что делают другие, не пытался самостоятельно принимать решения. Можно прийти к выводу, что и этому герою, и многим другим людям гораздо проще существовать по руководящей команде, чем думать самим.
 

Далее автор описывает Ольгу Олеговну. Она считает, что «люди из породы “как все, так и я” непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те видят и думают не так, как все». Становится ясно: стремление быть похожим на остальных может привести к тому, что люди начнут отвергать нововведения.
 

Данные примеры связаны уступительными отношениями: несмотря на то, что проще жить по чьим-то указаниям, позиция «как все, так и я» вредна, так как может привести к остановке прогресса.
 

В процессе размышлений автор приходит к мнению, что быть «как все» — это плохо, так как в этом случае человек будет несамостоятельной, невежественной личностью.
 

Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что личность всегда исключительна, что-то противоположное «как все», поэтому нужно развивать в себе самостоятельность и критичность мышления.
Чтобы доказать эту мысль, хочу вспомнить произведение Рэя Брэдбери «Улыбка». В нём автор рассказывает о мальчике Томе, который живёт в мире после ядерной войны. Цивилизации больше нет, как нет и любви к прошлому. Поэтому люди выставили на площади старинные шедевры, чтобы каждый мог поучаствовать в их уничтожении. Когда очередь дошла до Тома, он взглянул на картину и был поражён её красотой. Ему не хотелось ни плевать в полотно, ни рвать его на кусочки, в отличие от озлобленной толпы. Мальчику удалось спасти только обрывок с загадочной улыбкой женщины с портрета. Герой не поступил так же, как окружающие, прислушался к собственным убеждениям и сохранил фрагмент прекрасной картины.

Таким образом, можно прийти к выводу, что вести себя «как все» в любой ситуации — неправильно. Каждому из нас нужно стремиться быть самостоятельной личностью, осознающей каждый свой поступок.

(358 слов)

Сочинение 2

Почему нельзя жить «как все»? Именно этим вопросом задаётся Владимир Федорович Тендряков.

Задумываясь о проблеме индивидуальности, автор передаёт диалог директора и учительницы. Иван Игнатьевич рассказывает о своём сыне, который не попал в институт и пошёл на военную службу: «Армия-то его устраивает только потому, что там не надо заботиться о себе: по команде кормят, учат, укладывают спать». Молодой человек всегда всё делал так, как остальные, поэтому в армии ему живется проще, ведь он подчиняется «руководящей команде». Так В.Ф. Тендряков показывает читателю, что жить «как все» действительно несложно, однако так человек перестает быть отдельной личностью и слепо следует указаниям.

Далее автор передаёт мнение учительницы, беседующей с Иваном Игнатьевичем. Ольга Олеговна считает, что «люди из породы “как все, так и я” непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те видят и думают не так, как все». Становится понятно, что личности, не желающие принимать новые взгляды, — «смазанные и сглаженные». Они не обладают своим мнением и живут согласно устоявшимся порядкам.

Второй пример дополняет первый и позволяет понять, что люди, подчиняющиеся другим и живущие «по руководящей команде», лишаются собственного мнения и отвергают личностей не из породы «как все, так и я».

Владимир Федорович Тендряков считает, что нельзя жить «как все», потому что так теряется лицо человека и самостоятельность мышления. Подобные люди не смогут принять новые идеи, что может помешать прогрессу и открытиям.

Я разделяю мнение автора и полагаю, что человек, слепо подчиняющийся принятым в обществе правилам, не способен сделать что-либо полезное для окружающих. Вспомним рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре». Учитель Беликов отличался чрезмерным стремлением поступать так, «как бы чего не вышло»: следил не только за каждым собственным поступком, но и за действиями других, осуждал любые отклонения от нормы, больше всего на свете боясь общественной критики и непредвиденных опасностей. «Футляр» лишил Беликова возможности наслаждаться жизнью, герой вызывал в людях вокруг неприязнь и страх.

Таким образом, жить «как все» нельзя, потому что такое существование лишает человека радости открытий, способности мыслить критично, быть самостоятельной личностью, не боящейся непредвиденных трудностей и разнообразия окружающего мира.

(333 слова)

Красивый Антон Павлович из обоснования собственной позиции
Красивый Антон Павлович из обоснования собственной позиции

📝 Какое сочинение написать следующим? Комментарии открыты для ваших предложений! И не забудьте подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨