Всем известно, что невероятные события бессмертного романа Булгакова происходят в Москве. Когда на экраны вышел новый фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита», петербуржцы в некоторых эпизодах узнали свой город.
Как начинается роман, многие помнят наизусть: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». В многочисленных отзывах, которые появились в Интернете сразу после премьеры, кинозрители писали про сцену знакомства несчастного председатель правления МАССОЛИТа Берлиоза и поэта Ивана Бездомного с нечистой силой: «Это же не Патриаршие пруды». Да, и это вообще не Москва. Для съёмок эпизода была выбрана площадь в Санкт-Петербурге, которая, правда, носит название «Московская». Очевидно, выбор был неслучайным. Эта площадь –яркий образец сталинского ампира, и застраивалась она в 30-е годы XX века, когда и происходит действие романа.
Роль эффектной белой лестницы в психиатрической клинике сыграла мраморная лестница нового здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте в городе на Неве. Несколько коротких эпизодов фильма были сняты также на площади Сахарова.
В романе и в фильме центральное и самое яркое событие – Великий бал у сатаны, где происходит связь между тремя мирами – московским, ершалаимским и потусторонним миром Воланда. Съёмки бала тоже проходили в Санкт-Петербурге.
Как мы помним, в полночь в полнолуние московская квартира на Садовой превратилась в бальный зал «с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня».
В роли этого зала выступил Мраморный зал Этнографического музея. Думаю, с выбором места режиссёр попал в десятку. Это один из самых эффектных залов, которые я знаю. Поэтому и решила о нём рассказать.
Он создавался в начале XX века по инициативе семьи Романовых как Зал памяти императора Александра III, и первое время так и назывался «Памятным».
Зал огромный. Его площадь – 935 квадратных метров, высота – 15,7 метра. По своей композиции он похож на античный атриум. Здесь по периметру расположены 28 массивных мраморных колонн, каждая из которых весит 24 тонны. Колонны увенчаны бронзовыми капителями с царским гербом и монограммой Александра III.
Стены облицованы розовым карельским мрамором. Также по периметру на уровне глаз расположен горельф с изображением 183 фигур. Здесь представлены различные занятия, обряды и праздники из жизни разных народов России. Тем самым подчёркивается этническое разнообразие и культурное единство страны.
В 1915 году под сводами зала на постаменте из яшмы был установлен бронзовый памятник Александру III.
Сотрудница зала рассказала мне такую историю. Когда в 1918 году Ленин и Луначарский подписали декрет об уничтожении памятников «царям и их слугам», заявив, что они не имеют ни исторической, ни художественной ценности, служители Этнографического музея надеялись спасти для истории памятник Александру III и спрятали его в подвале, в запасниках. И хотя монумент был надежно скрыт от посторонних глаз, о нём помнили. В 1920 году пришли «официальные лица» и, как говорится, погрозили пальцем. Серьезно предупредили: если памятник не отдадут, у музея могут быть проблемы. Пришлось расстаться с этим экспонатом. Ходили слухи, что монумент императору расплавили и из этого металла отлили два памятника Ленину, но, возможно, это ироничная выдумка.
В наше время в Мраморном зале проходят выставки, концерты, форумы и научные конференции. Зал может увидеть каждый, кто придёт в Этнографический музей.
Адрес: Инженерная ул., 4/1.
Все фото сделаны автором в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге.
Желаю всем хороших выходных! До новых встреч!
Кому интересно моё мнение о фильме, оно здесь: