Любая более или менее успешная компания знает КТО на рынке помимо нее может закрыть потребности потенциальных клиентов, а также КАК и ГДЕ конкуренты привлекают к себе внимание.
Оценить текущую ситуацию на рынке, выявить конкурентные преимущества и недостатки, разработать стратегию для эффективной конкуренции компаниям помогает конкурентный анализ рынка.
Поверхностный анализ проводят не реже, чем 1 раз в 3 месяца, более глубокое погружение в нишу – 1 раз в 6-12 месяцев в зависимости от задач бизнеса.
Компания должна четко понимать ЧТО оценивать и ДЛЯ ЧЕГО это необходимо оценивать. Набор для оценки должен отвечать общей стратегии компании, а также текущим целям компании и маркетинга. У каждого бизнеса формируется свой набор для оценки исходя из конкретных целей.Цель анализа чаще всего вытекает из проблемы, которую хочет решить бизнес, или конкретных задач.
В конкурентном анализе важной составляющей является и потребительская оценка всего, что касается конкурентов: мнение, пожелания, сравнение и др.
Для чего может быть полезен анализ конкурентов:
- Идентификация конкурентов (игроки, их стратегии, доли).
- Оценка конкурентных преимуществ и слабых сторон (точки для роста).
- Выявление тенденций рынка (тренды, изменениях в поведении потребителей, новые продукты и др.).
- Определение уровня наполненности ниши, выбор перспективных направлений для бизнеса.
- Формирование ценообразования.
- Выявление упущенных моментов при организации работы.
- Составление ассортимента (масштабирование или сужение).
- Прогнозирование форс-мажоров на опыте компаний-конкурентов
- Поиск эффективных/новых каналов сбыта.
- Расширение каналов представления и продвижения.
- Разработка политики позиционирования.
- Разработка эффективной маркетинговой стратегии и многое другое.
Итак, вы решили провести конкурентный анализ рынка. Возникает логичный вопрос - где собрать необходимую информацию?
Каналы сбора информации:
● Заказчики;
● Сервисы Google и Yandex;
● Социальные сети;
● Каталоги компаний (2Gis, Yell и др.);
● Маркетплейсы;
● Отраслевые объединения (гильдии, ассоциации);
● Рейтинги;
● Сайты отраслевых выставок и мероприятий;
● Опубликованные исследования (важна авторитетность источника);
● Опрос клиентов компании и др.
Существуют и платные инструменты для анализа конкурентов. Как правило, ими пользуются профессиональные маркетологи для построения эффективных маркетинговых стратегий. Ниже приведу лишь некоторые из них.
Платные каналы сбора информации:
● Serpstat. Сервис для анализа запросов конкурентов в поисковой выдаче и в контекстной рекламе.
● SimilarWeb. Сервис позволяет получить информацию по конкретному сайту, а также провести сравнительный анализ с конкурентом.
● SpyWords. Анализ конкурентов в контекстной рекламе и поисковой выдачи Яндекс, Google.
● Alexa. Сервис для подробного анализа сайта, а также сравнения нескольких сайтов.
Анализ - важная часть стратегического управления любым бизнесом, которая помогает разрабатывать успешные стратегии для завоевания доли рынка. Этот важный инструмент не стоит недооценивать, а в идеале – нужно регулярно им пользоваться.