Найти тему

А.Б. Салтыков о бисквите, из книги 1968 г. "Самое близкое искусство".

Всем известен ряд уникальных фарфоровых букетов Петра Ульяновича Иванова.

Негатив. Автор Иванов П. Декоративный пласт "Букет цветов". Фарфор, специальный бисквит, золоченая бронза. Конец 1830-х гг. Императорский фарфоровый завод. Музей завода им. Ломоносова. Материалы из коллекции "Фототека НИИХП". 1950-е - 1990-е гг."Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
Негатив. Автор Иванов П. Декоративный пласт "Букет цветов". Фарфор, специальный бисквит, золоченая бронза. Конец 1830-х гг. Императорский фарфоровый завод. Музей завода им. Ломоносова. Материалы из коллекции "Фототека НИИХП". 1950-е - 1990-е гг."Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
-2

Но мало кто знает, что в 1960ые годы на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова также проводились опыты по созданию фарфоровых букетов. Работали над ними художники Николай Николаевич Пименов и Элеонора Александровна Пименова. В 1968 году они были награждены медалями ВДНХ СССР, за изготовление уникальных фарфоровых букетов и разработку рецептуры фарфоровых масс к ним.

В связи с этим хочу с вами поделиться заметкой выдающегося советского искусствоведа Александра Борисовича Салтыкова (Самое близкое искусство. М., "Просвещение", 1968.).

"Современный советский художественный фарфор весь глазурованный и не очень высокого технического качества, весьма грубый и не чистый. Бисквита нет совсем, не говоря уже о высококачественном. Поэтому одной из первоочередных задач в деле развития искусства фарфора является не только улучшение технических свойств существующего глазурованного фарфора, но и разработка технологии бисквита. При этом необходимо учесть не только превосходный отечественный опыт и найти утерянный секрет П.У. Иванова, но использовать также опыт западноевропейских производств, работавших над разрешением весьма сложной задачи: сообщить бисквиту большее благородство поверхности, а именно придать недостающее ей качество глубины и оживить ее цвет.

-3
Исполнитель: Иванов, Пётр Ульянович (ок. 1789-1851),. Составитель массы: Иванов, Пётр Ульянович (ок. 1789-1851). Букет. 1820-е гг.Материал, техника:бисквит, дерево, стекло.Размер:31х35 см
 "Государственный Эрмитаж". ГоскаталогРФ.
Исполнитель: Иванов, Пётр Ульянович (ок. 1789-1851),. Составитель массы: Иванов, Пётр Ульянович (ок. 1789-1851). Букет. 1820-е гг.Материал, техника:бисквит, дерево, стекло.Размер:31х35 см "Государственный Эрмитаж". ГоскаталогРФ.

В настоящее время (по сообщению худ. А. А. Лепорской) интересные опыты в этом направлении ведут художники Н.Н. и Э.А. Пименовы, выполнившие на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова несколько фарфоровых букетов. Однако секрет П. Иванова остается еще не раскрытым.

Автор формы: Пименов, Николай Николаевич,Автор формы: Пименова, Элеонора Александровна. Букет цветов на тонированном пласте. 1967 г.Материал, техника:бисквит, тонированный бисквит, металл, стекло, лепка. Размер:высота: 26х50 см (с колпаком) "Государственный Эрмитаж". ГоскаталогРФ.
Автор формы: Пименов, Николай Николаевич,Автор формы: Пименова, Элеонора Александровна. Букет цветов на тонированном пласте. 1967 г.Материал, техника:бисквит, тонированный бисквит, металл, стекло, лепка. Размер:высота: 26х50 см (с колпаком) "Государственный Эрмитаж". ГоскаталогРФ.
Открытка Э.А. и Н.Н. Пименовы. Фарфоровый букет 1966г. Музей государственного фарфорового завода им. М.В.Ломоносова. Ленинград. 1978г. Фото Н.Ломоносовой.
Открытка Э.А. и Н.Н. Пименовы. Фарфоровый букет 1966г. Музей государственного фарфорового завода им. М.В.Ломоносова. Ленинград. 1978г. Фото Н.Ломоносовой.

Эта работа должна проводиться в тесном содружестве технологов и художников, и при должной организации их совместного творчества можно не сомневаться в достижении больших и быстрых успехов. Решение этой задачи тем более интересно, что художественное использование бисквита совсем не должно ограничиваться статуэтками. Облагороженный новыми качествами, бисквит может и должен применяться в других видах изделий, в частности в вазах, в различных настольных принадлежностях, притом не только один, но и в разных сочетаниях с глазурью, золочением, росписью. Эту область можно считать совершенно неразработанной, так как некоторые опыты, произведенные в начале прошлого столетия у нас и на Западе, хотя и имели несомненный интерес, но остались неразвитыми в силу общего направления художественной промышленности того времени и недостатков самого бисквита."

-7

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.