Всем известен ряд уникальных фарфоровых букетов Петра Ульяновича Иванова.
Но мало кто знает, что в 1960ые годы на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова также проводились опыты по созданию фарфоровых букетов. Работали над ними художники Николай Николаевич Пименов и Элеонора Александровна Пименова. В 1968 году они были награждены медалями ВДНХ СССР, за изготовление уникальных фарфоровых букетов и разработку рецептуры фарфоровых масс к ним.
В связи с этим хочу с вами поделиться заметкой выдающегося советского искусствоведа Александра Борисовича Салтыкова (Самое близкое искусство. М., "Просвещение", 1968.).
"Современный советский художественный фарфор весь глазурованный и не очень высокого технического качества, весьма грубый и не чистый. Бисквита нет совсем, не говоря уже о высококачественном. Поэтому одной из первоочередных задач в деле развития искусства фарфора является не только улучшение технических свойств существующего глазурованного фарфора, но и разработка технологии бисквита. При этом необходимо учесть не только превосходный отечественный опыт и найти утерянный секрет П.У. Иванова, но использовать также опыт западноевропейских производств, работавших над разрешением весьма сложной задачи: сообщить бисквиту большее благородство поверхности, а именно придать недостающее ей качество глубины и оживить ее цвет.
В настоящее время (по сообщению худ. А. А. Лепорской) интересные опыты в этом направлении ведут художники Н.Н. и Э.А. Пименовы, выполнившие на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова несколько фарфоровых букетов. Однако секрет П. Иванова остается еще не раскрытым.
Эта работа должна проводиться в тесном содружестве технологов и художников, и при должной организации их совместного творчества можно не сомневаться в достижении больших и быстрых успехов. Решение этой задачи тем более интересно, что художественное использование бисквита совсем не должно ограничиваться статуэтками. Облагороженный новыми качествами, бисквит может и должен применяться в других видах изделий, в частности в вазах, в различных настольных принадлежностях, притом не только один, но и в разных сочетаниях с глазурью, золочением, росписью. Эту область можно считать совершенно неразработанной, так как некоторые опыты, произведенные в начале прошлого столетия у нас и на Западе, хотя и имели несомненный интерес, но остались неразвитыми в силу общего направления художественной промышленности того времени и недостатков самого бисквита."
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.