Весенний маршрут Публичного архива ведет нас в село Сигаево, где на базе Централизованной клубной системы Сарапульского района располагается одна из наших самых молодых лабораторий традиционной культуры. Знакомимся с лабораторией традиционной культуры Сарапульского района и ее руководителем Надеждой Сайрановой.
Первое, почти что «шапочное» знакомство с лабораторией традиционной культуры Сарапульского района состоялось на нашем февральском семинаре в Сепе. Уже тогда заинтриговали, зацепили сарапульские коллеги рассказами о традициях, бытующих в районе, «говорящими» названиями населенных пунктов, никогда раньше не слышанными многими из нас русскими песнями, своим темпераментом, отличающимся от темперамента жителей северных районов… Даже подумалось: не так уж и далеко Сарапульский район лежит от столицы Удмуртии, а как мало, оказывается, мы знаем о его культурных традициях!
И вот – с места в карьер! – отправляемся в первую экспедицию вместе с руководителем лаборатории – заведующей отделом организационно-методической деятельности централизованной клубной системы Сарапульского района Надеждой Сайрановой, научным руководителем нашего проекта Верой Болдыревой и начальником управления культуры, спорта и молодежной политики Сарапульского района Ириной Третьяковой.
Маршрут экспедиции лежит в село Выезд. Казалось бы, совсем небольшое это село, а на туристической карте Удмуртии уже прописалось прочно. И прежде всего благодаря реконструированной программе «Почтовая станция» и музею, созданному в пространстве Выездинского сельского клуба, которым руководит Александр Королев.
– Второго марта мы отправились в одно из самых старейших сел Сарапульского района – село Выезд, – рассказывает о поездке Надежда Сергеевна Сайранова. – Как поведал нам Александр Владимирович Королев, раньше село называлось Выездинское. Но в связи с Великой Октябрьской революцией и всеми историческими передрягами название «обрезали» и стали называть просто – Выезд. Через него проходил Сарапульско-Елабужский тракт. На почтовых станциях ямщики меняли лошадей, а путники могли отдохнуть. Почтовая станция располагалась в селе Юрино, в пяти километрах от Выезда. Там же, кстати, была и пересыльная тюрьма. А еще Юрино известно таким событием противостояния «красных» и «белых» времен Гражданской войны, как Юринское убоище… Территория с богатой, но, к сожалению, еще малоисследованной историей! Поэтому мы и начали нашу экспедицию отсюда. Любопытно, что вокруг села Выезд много интересных топонимических названий. Сараи, Шайтановский поворот, Молебный Починок, Пирогово… В основном это близлежащие исчезнувшие деревни между Юрино и Выездом. В селе Выезд есть полуразрушенный храм – Покровская церковь, построенная в середине 19-го века. Как рассказывает Александр Королев, сначала ее хотели воздвигнуть в селе Юрино, но затем каким-то образом она была построена здесь. Для нее четыре года готовили кирпичи из местной глины…
В 2017 году, в связи с реконструкцией учреждений культуры и после изучения исторических материалов, Ирина Вениаминовна Третьякова предложила сделать в селе Выезд старинную почтовую станцию. На самом деле эта перевалочная база располагалась в Юрино, и даже сохранилось здание бывшей станции. Но оно находится в плачевном состоянии, требующем вложения огромных средств. Поэтому решили открыть почтовую станцию и создать небольшое музейное пространство в сельском клубе Выезда. И началась работа. Тогда еще существовал Центр ремесел и туризма «Высокий берег» – и мы, его специалисты, Татьяна Евгеньевна Сентякова, Ирина Вениаминовна Третьякова, нашли исторические факты и данные, собрали их воедино и разработали несколько интерактивных программ. А еще собрали музейное пространство в Выездинском клубе и попытались его укомплектовать. Так появилась интерактивная программа «Почтовая станция», во время прохождения которой ее посетители не только знакомятся с историей, но и, например, пишут подорожную грамоту. Пришлось изучить много архивных материалов, беседовать со старожилами, чтобы знать, что делали на этой территории, как пели, как встречали путников…
Сейчас эту работу ведет Александр Владимирович Королев вместе со своими помощниками – участницами ансамбля «Белая черемуха». Королев, конечно, энтузиаст и замечательный «выдумщик»! Он собирает материал, «вытаскивает» его из бабушек, а потом переносит его в современность, давая попробовать вкус того времени.
– Участниц ансамбля «Белая черемуха», которых вы записали в экспедиции, пока еще не хочется называть «бабушками» в том привычном для нас, возрастном значении…
– Да, так и есть! Самая старшая из них, Зинаида Владимировна Шадрина, 1949 года рождения. А остальные – Надежда Леонидовна Мымрина, Людмила Михайловна Суханова, Любовь Александровна Пименова – намного моложе. Поэтому неудивительно, что многое из рассказанного ими я бы назвала скорее «советчиной», относящимся уже к советскому периоду. Троицу, например, они называют маёвкой… Мне кажется, я тоже такое помню и в жизни своих родителей, которым сейчас 70 с небольшим… Участницы ансамбля упоминают имя Риммы Яковлевны Пермитиной, которая учила их петь эти песни. Сейчас ее уже нет в живых. И мы в экспедиции записали одну или две из тех песен. Я, скорее всего, даже встречалась с ней несколько лет назад, когда приезжала в Выезд в июле, на Петров день. Этот народный праздник традиционно проводится в селе много лет. А еще, когда мы разговаривали с этими женщинами, они вспомнили, что их когда-то записывал сотрудник нашего районного культурного центра. Так что сейчас мы в поисках этого материала, и, думаю, мы его найдем… Александр Королев вместе с ансамблем «Белая черемуха» сейчас пытаются восстанавливать некоторые традиции. Например, они показывали такую любопытную традицию, как «Похороны мух». Тоже записано все со слов бабушек: говорят, мух было столько, что устраивали их похороны!
Но я бы хотела рассказать немного о празднике Петров день в Выезде. 12 июля – Петров день – отмечается в Выезде как престольный праздник, относящийся к их храму – Покровской церкви, которая имеет три престола: Петра и Павла, Покрова, Флора и Лавра – покровителей коней. Сегодня в селе по прописке проживает около 150 человек. А на самом деле жителей еще меньше. И когда (это было лет десять назад) мы приехали к ним на Петров день, меня поразило единение народа. Предварительно жители собираются и решают, кто что будет делать и что принесет. И когда наступает день праздника, каждый занят своим делом, своим эпизодом этого праздника. К ним приезжают гости, тем более из близлежащих деревень. И каждый вносит свой вклад, накрывается общий стол… Конечно, поют песни. Я попала на праздник, когда еще были живы бабушки. Села с ними на краешек скамейки, так и просидела, слушая их, и наверное, раза два плакала от того, как и что они поют… Как они замечательно пели!.. На Петров день в Выезде женщины готовят яичницу. Сейчас уже делают и окрошку, всех угощают. И все были заняты: кто-то разжигал костер, кто-то смотрел за костром, другой готовил угощение, жарил яичницу, накрывал стол… Ребятишки играли отдельно. А бабушки сидели и пели.
– Есть какие-то уникальные песни, которые удалось записать во время экспедиции лаборатории?
– Вера Геоленовна задала женщинам вопрос: а на похоронах пели? И они вспомнили песню… про жулика! Ее это поразило. Рассказывали и про свадебные обычаи – как они готовились к свадьбе, что делали во время свадеб…
– Вы уже определились, в каком направлении будет работать лаборатория Сарапульского района в этом году?
– Да, и, скорее всего, мы будем работать по пяти деревням района – Юрино, Мазунино, Тарасово, Непряха и Выезд. В Юрино есть материал, записанный Натальей Юрьевной Тепляковой, заведующей домом культуры. Она много работала по сбору материала со старожилами, а еще на базе Юринского ДК до пандемии существовал исследовательский этнографический отряд, который собирал детский фольклор. И мы будем обрабатывать, расшифровывать и систематизировать экспедиционные записи из этих деревень, которые передала нам Вера Геоленовна Болдырева. Это записи, сделанные ею и ее студентами. Обработкой материала будут заниматься сотрудники домов культуры и библиотекари. Может быть, присоединится и кто-нибудь из местных жителей.
– Надежда Сергеевна, а вам приходилось раньше работать с нематериальным культурным наследием? Или опыт лаборатории для вас – первый?
– Если честно, как-то специально этим направлением я не занималась. Но я состою в команде организаторов фестиваля «Высокий берег» практически с самого начала – а это уже почти 12 лет! Невольно становишься причастным к этому делу. И так получилось, что я даже вовлекла, погрузила в традиционную культуру свою дочь Софью, которая ездит со мной на фестивали с детства. В прошлом году она уже была настоящим волонтером и администратором. Так что доченька пошла по моим стопам.
Но в целом я берусь за это дело осторожно. Мне и страшно – не оправдать ожиданий, например. Но и очень интересно! А еще Вера Геоленовна передала мне записи моей бабушки, Валентины Васильевны Осинкиной, которые я буду расшифровывать. И – вот такая моя бабушка! – говорит: ой, я ничего не знаю! Но когда они начинают петь со своей сестрой Анной Васильевной Вострецовой, слушать очень интересно! У меня есть записанные рукой бабушки частушки, и, я думаю, эти записи тоже лягут в Публичный архив, как и те частушки, что собирала моя дочь Соня… Сейчас бабушки уже нет в живых, но зато жива ее сестра. И я хочу поехать к ней в Тарасово и попросить ее записать частушки. А она знает их столько, что может петь почти сутки!
– Получается, вы, как и большинство наших коллег, тоже оказались в проекте неслучайно!
– Получается, что да. Когда мы организовывали фольклорный фестиваль «Высокий берег», то работали над его исследовательской частью и выбирали, куда могли бы поехать в экспедицию его участники. Мы подбирали села и деревни нашего района, и участники ездили туда, беседовали с бабушками, записывали их… Эти записи тоже передаст нам Вера Геоленовна Болдырева для расшифровки и обработки. И я надеюсь, мы сможем найти какой-то новый, неизведанный культурный пласт нашего района. Вот еще интересное о новом и малоисследованном! Когда работал Центр ремесел и туризма «Высокий берег» под руководством Ирины Вениаминовны Третьяковой, то специалистами это центра была обнаружена сарапульская «парочка» – женский традиционный костюм, состоящий из кофты и юбки, именно в сарапульских традициях. Она была найдена в Сигаево в школьном музее. Хранительница Анна Григорьевна Смольникова (1929 – 2017 гг.) родом из деревни Вечтомы Камбарского района, проживала в селе Тарасово Сарапульского района, называла она его «розовик». Парочку носила ее свекровь, Евдокия Никифоровна Смольникова (1887-1978 гг.) родом из деревни Бисарка Сарапульского района (ранее Камбарского). И мой сшитый народный костюм – это вот оттуда, сарапульская «парочка». Я даже помню, что моя бабушка одевалась именно так: такая же кофта, и юбка с большим количеством складок сзади, традиционная… И моя дочь Соня тоже надела традиционный костюм, даже поясок себе соткала. Готовится к «Высокому берегу»!
Так что мне интересно, конечно! Хотя понимаю, что могу где-то и «проколоться», но знаю, что мне помогут, поддержат – и Вера Геоленовна, и Ирина Вениаминовна, и коллеги. Общими силами мы справимся.
– Что вы ждете от нашего проекта?
– Если честно, я хочу, чтобы наш народ, простые жители района, задумались – что мы теряем из того, что еще могли бы сохранить? А чтобы это сохранить, нужно предпринять какие-то шаги. Ведь мы русские и не должны сдаваться! Мы должны показать, какой мы сильный русский народ, уважающий свои традиции, культуру и русскую землю. И просто любить ее. Пока же получается, что многое теряем, и это очень печально.
Беседовала Светлана Мальцева.
Фото Александра Ерастова.
Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд #фондпотанина25