Что может быть радостнее переезда в новые более просторные стены? Особенно если эти стены не взяты в ипотеку на 100500 лет, а получены от государства. В 60 – 80 гг ХХ века, огромное количество жителей Советского Союза получало жильё в т.н. рабочий наём. Сотнями тысяч (а возможно и миллионами) возводились новые дома. «Хрущовки» пришли на смену «Сталинкам», а их, в свою очередь, сменили «Брежневки». Перед государством стояла нетривиальная задача – переселить миллионы трудящихся из ветхого и неприспособленного жилья в, пусть и небольшие, но индивидуальные квартиры. И важным фактором такого строительства стало увеличение скорости. Не стоит скрывать, что часто количество шло в ущерб качеству (наверняка, многие из читателей так или иначе сталкивались с кривыми полами и косыми стенами). Но иногда происходили прямо-таки вопиющие факты.
Так, в 1965 году в план вошли новые дома серии П-49 – широко распространённые на территории России панельные девятиэтажки. В начале 70-х годов подряд на строительство домов этой серии получил столичный Домостроительный комбинат №1. И на востоке города, как грибы после дождя, начали один за другим вырастать новые дома, которые даже стали отдельной модификацией П-49д (от другой модификации – П-49п – их отличало наличие чердака, но не только). Вскоре в них въехали первые жильцы. И первое время всё шло хорошо – новосёлы радовались приобретённым метрам, а комбинат – грамотам и наградам за перевыполнение плана.
Но уже на следующий год что-то пошло не так. Жильцы домов стали жаловаться на странный, сладковатый, похожий на гуашь, запах, который распространялся по квартирам. Особенно сильно этот запах стал донимать обитателей домов с приходом весеннего тепла. Доходило до того, что в квартирах невозможно стало закрыть форточки, и целые дома стояли с настежь распахнутыми окнами.
Потом стало ещё более странно – из домов стали исчезать домашние животные – кошки и собаки, которые просто сбегали и не возвращались. А среди жителей резко выросло чисто респираторных заболеваний и их осложнений. Люди жаловались на появлении странной зудящей сыпи, выпадение волос, нарушение работы печени и почек. Особенно сильно страдали дети. Но последней каплей стало увеличение случаев онкологических заболеваний, среди жителей таких домов.
«Эпидемия» рака пришлась на самое начало 90-х годов, когда в стране вовсю разразились свобода и демократия, жильцы создали инициативную группу и приступили к расследованию причин этих событий. Уже первые исследования состава воздуха в квартирах показали серьёзное превышение концентрации в воздухе фенола. Но откуда в воздухе жилых домов, построенных на месте давно исчезнувших деревень, мог взяться фенол в количестве, которому позавидует иной химический завод или лаборатория?
Ларчик, как всегда, открывался просто – при знакомстве с технической документацией было установлено, что среди работников Домостроительного комбината №1 нашёлся какой-то анонимный «светлый ум», который решил не только увеличить скорость возведения домов, но и сэкономить стройматериалы. Для этого он не придумал ничего лучше, чем добавить в бетон фенолформальдегидную смолу. Эта же смола добавлялась в стекловату, которой заполняли межпанельные стыки. Такая «инновация» позволила почти в 1,5 раза снизить стоимость расходных материалов и повысить скорость застывания бетона, а значит и возведение дома в целом. Не учли только одного – примерно в течении года после окончания строительства, дом, что называется «даёт усадку» - под массой здания уплотняется грунт, а за счёт испарения воды – уплотняется бетон. В результате этого процесса по стенам начинают распространятся микротрещины, не влияющее на прочностные характеристики самих стен. Однако, в данном случае через эти микротрещины в воздух квартир стал проникать фенол.
Фенол относится к веществам II класса опасности, ПДК (предельно допустимая концентрация) этого вещества в воздухе составляет 0,1 мг/м3, а в воде – 0,001 мг/л. Регулярное нахождение в помещениях, где концентрация паров достигает 0,02 – 2,58 мг/л приводит к хроническому отравлению. В воздухе квартир «фенольных» домов концентрация паров превышала норму в 13 раз (1,3 мг/м2).
В случае с жителями «фенольных» домов, отравления носили характер хронических ингаляционных (вызванных вдыханием паров). Первое, что происходит при вдыхании паров фенола – он оказывает местнораздражающее действие – слизистые оболочки воспаляются и отекают. Это может проявляться в виде симптомов конъюнктивита, ринита, ларинготрахеита и бронхита. На повреждённых оболочках начинают размножаться патогенные и условно-патогенные микроорганизмы. Хроническое воспаление, в совокупности с сенсибилизацией бактериальными токсинами, быстро приводит к развитию бронхиальной астмы. Попав в кровоток, фенол воздействует на клетки крови (в основном эритроциты и лейкоциты) приводя к их сморщиванию и разрушению. В результате разрушения эритроцитов, гемоглобин, оказавшийся в сосудистом русле, оказывает токсическое действие на почки. Клинически это проявляется появлением в моче сначала гемоглобина, потом целых эритроцитов и, в финале – развитием хронической почечной недостаточности. Кроме того, фенол и сам непосредственно действует на клетки почек, вызывая их гибель.
Другим органом, оказывающимся под ударом, становится «главная дезинтоксикационная станция организма» - печень. Фенол нарушает работу клеток печени, и при длительном воздействии может приводить к развитию хронического токсического гепатита. Само по себе это заболевание редко приводит к тяжёлым последствиям, но повреждение почечного фильтра утяжеляет течение гепатита.
Но самым главным является поражение ЦНС, фенол непосредственно разрушает нервные клетки.
Всё это вместе приводит к появлению неспецифических симптомов в виде потливости, общей слабости, снижении аппетита, тошноте, рвоте и диарее. Т.е всем тем симптомам, на которые жаловались жители заражённых домов.
Специфического лечения для пострадавших не существует. Единственный метод – вывод пострадавшего из зоны поражения.
Ну а чем же закончилась история с самими домами? Сначала власти города попытались
«помочь» жильцам, оборудовав дома специальными «противофенольными» экранами, но эффекта данная мера не возымела. Более того, в течении нескольких лет после установки, практически все установленные экраны сгорели по тем или иным причинам.
Только в 2006 году было принято окончательное решение о расселении злополучных домов и их сносе. Однако и тут рабочих поджидал «сюрприз». Фенолформальдегидная смола настолько повысила прочностные характеристики здания, что обычного заряда взрывчатки не хватило. 160 кг взрывчатого вещества едва покачнули дом. Не более удачными стали и две последующие попытки сноса. В конечном итоге здание удалось сравнять с землёй только с пятой попытки.
В настоящее время достоверно не известно, сколько всего «фенольных» домов было возведено в Москве и ближайшем Подмосковье, считается, что около 260. Основная масса была возведена на востоке столицы, в районе Метрогородок, улиц Химушина и Открытого шоссе, но есть данные о наличие нескольких десятков таких домов в районе Солнцево. Большинство из них расселены, но система не была бы собой, если бы не попыталась извлечь выгоду и из этого. По некоторым данным, несколько фенольных домов отремонтированы и используются в настоящее время в качестве общежития для приезжих работников ЖКХ.
Существование таких домов оказало влияние и на экономику и городской фольклор. Так, благодаря всей это истории, появился социальный феномен под названием «фенолофобия»: по свидетельствам риелторов квартиры в домах серии П-49 продаются и покупаются значительно менее охотно, чем в домах других, даже менее современных, серий. А среди жителей столицы есть легенда, что «фенольный дом» можно узнать по цвету панелей – они должны быть серыми, а розовые и бежевые дома абсолютно безопасны.
Список использованной литературы:
1. Артамонова В.Г., Мухин Н.А. Профессиональные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2006
2. Большая медицинская энциклопедия. Т. ХII «Калориметрия - Клеол»./ Под ред. А.Н. Бакулева. Изд. 2-е. – М.: Советская энциклопедия, 1959
3. Большая медицинская энциклопедия. Т. ХХХIII «Тунберга метод - Хлорокурарин»./ Под ред. А.Н. Бакулева. Изд. 2-е. – М.: Советская энциклопедия, 1963
4. Лужников Е.А. Клиническая токсикология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина. 1999
5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека : учебник для студ. Высш. Мед. Учеб. Заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич ; под ред. Ю.П. Пивоварова. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
6. Пиголкин Ю.И., Попов В.Л. Судебная медицина: Учебник. – М.: Медицина, 2003
7. Судебная медицина: Учебник/Под ред. В.Н. Крюкова. – Изд. 5-е, перраб и доп. – М.: ОАО «Издательство «Медицина»», 2006
8. Юфит С.С. Яды вокруг нас. Вызов человечеству. – М.: Классикс Стиль, 2002
Автор: Артемий Липилин