Американские dream-кары я уже показал в предыдущей статье, а теперь черед европейских. Европа потратила около десяти лет на восстановление после войны, что сказалось на ее автомобилестроении. Развитию отрасли мешали разрушенные заводы, низкая покупательная способность населения, дефицит металла и топлива. Большинство люксовых автопроизводителей (Bugatti, Delahaye, Delage, Talbot-Lago, Hispano-Suiza, Isotta Fraschini и др.) в начале 50-х годов закрылись, другие фирмы перестроились на выпуск моделей среднего класса (Mercedes-Benz, Alfa Romeo). Тогда же прекратили работать многие кузовные фирмы, поскольку изготовление на заказ кузовов стоило очень дорого. Распространение несущих кузовов и конвейерной сборки обусловило переход к американской практике постройки автомобиля целиком. К концу 50-х годов кузовные ателье сохранились только в Италии, - они пользовались спросом среди производителей спорткаров. Американские модели хоть и экспортировались в Старый свет, но спрос на них был невелик в силу больших размеров и объемов двигателей (соответствующих высшему классу, а потому облагаемых всевозможными налогами), не говоря уже об их прожорливости.
Типичными европейскими авто 50-х годов стали компактные седаны в американском стиле, классической компоновки, с 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем объёмом 1500-2500 см3. Лидерами среди производителей таких машин среднего класса были филиалы американских компаний (британский и немецкий Ford, Opel, Vauxhall). Однако, самыми популярными были малолитражки с заднемоторной (Volkswagen, Fiat 500 и 600) или переднеприводной (Citroen 2CV) компоновкой – в силу низких стоимости и налога, экономичности и маневренности. Наиболее перспективным автомобилем этого класса стал британский Mini (1959) - предшественник всех переднеприводных хэтчбэков. Были и ещё более дешёвые модели: 3-х и 4-колёсные микрокары, мотоколяски, bubble-кары - гибриды мотоцикла и автомобиля. Они пользовались успехом в основном в Германии, где послевоенный кризис ощущался особенно остро. Европейские мечты тех лет были скромнее американских. Тем не менее, они тоже интересны, и в плане дизайна, и с инженерной стороны.
В Европе 50-х годов, конечно, дизайнеры были не в том положении, что их заокеанские коллеги по цеху. У них был более ограниченный бюджет и возможности, но, тем не менее, они находили свою стилистику и оригинальные решения, особенно на тех автомобилях, которые не имели аналогов по классу в США. Получила развитие новая категория автомобилей - класс GT (Gran Turismo), которая сочетала в себе характеристики спорткара и комфортабельность люксового купе. Для этих машин были характерны уникальные пропорции: длинный капот и короткий багажник. Хотя в Европе не было такого изобилия новых моделей, как в США, дизайнеры тоже были заняты поиском новых форм, при этом уделяя много внимания аэродинамике. В итоге автомобили европейского дизайна приобрели свои стиль и специфику, а в дальнейшем различий в дизайне американских и европейских автомобилей становилось всё больше. Однако, пора на них взглянуть.
Volkswagen Käfer (Beetle, «Жук») является самым массовым автомобилем в истории, производившимся без пересмотра базовой конструкции 57 лет (по 2003 год). Стартовал его выпуск в 1946 году, но только с 1948 года началась его свободная продажа. До трети выпускаемых в Вольфсбурге в 1950-е годы и ставших популярными в Европе немецких «Жуков» уходило на экспорт. Причем, с 1959 года «Жук» продавался даже в США, хотя трудно было представить себе что-нибудь настолько не вписывающееся в миф об «американской мечте». Однако, благодаря грамотной рекламной кампании агентства Уильяма Бернбаха «Doyle Dane Bernbach» под лозунгом «Think Small», уже через месяц продажи возросли, а через пару лет «Жук» стал культовой машиной поколения 60-х. Правда, этому помогла и начавшаяся в США в 1958 году рецессия. Название «Жук» было впервые использовано в 1958 году в журнале Autosport, а с 1967 года компания Volkswagen официально стала использовать это имя в своих брошюрах.
Основанный на Mercedes W194, доминировавшем в гонках Ле-Мана в 1952 году, Mercedes-Benz 300SL Gullwing («Крыло чайки») произвел фурор на автосалоне-1954 в Нью-Йорке и впоследствии служил источником вдохновения для всех серийных Mercedes SLS. Подъемные двери этого двухместного купе восхищали. Приводимый в движение инновационным шестицилиндровым двигателем мощностью 215 л.с., очень легкий Gullwing был способен летать со скоростью 155 миль/час (250 км/ч), тогда как немногим удавалось преодолевать 100-мильный предел. Благодаря целому ряду инноваций, включая первое эффективное использование технологии прямого впрыска топлива, 300SL стал квинтэссенцией автомобильной эпохи 50-х и до сих пор считается одним из лучших образцов инженерной мысли в истории автомобилестроения.
В 1950-е годы компания Alfa Romeo представила миру свои исследования концепт-каров получивших название BAT (Berlinetta Aerodinamica Tecnica). Самым необычным концептом была Alfa Romeo ВАТ 5 1953. Благодаря закругленному дизайну кузова удалось добиться достаточно низкого по тому времени лобового сопротивления воздуха - всего 0,2 Cd. Акроним B.A.T. стал хитом в англоязычном мире, потому что автомобиль действительно напоминал летучую мышь, а форма его хвостовой части напоминала два сложенных крыла – прям Бэтмобиль. С 1953 было несколько моделей собрано совместным проектом между Alfa Romeo и тюнинг-ателье Bertone. Наиболее успешными стали ВАТ 5, ВАТ 7 1954 и ВАТ 9 1955, которые представлялись на Туринском автосалоне, все дизайна Франко Скаглионе.
1953 Lancia D24 Pininfarina Spider Sport очертаниями кузова схожа с 1954 Ferrari 750 Monza, с которой она соперничала в гонках. Это неудивительно, ибо кузовное дизайн-ателье Pininfarina работала и на ту, и на другую фирму. После того, как в 1937 году директором автокомпании Lancia стал молодой Джанни Лянча, сын ее основателя Винченцо Лянча, компания решила попробовать свои силы в автоспорте, по примеру других итальянских брендов - Alfa Romeo и Maserati.
6 октября 1955 года на Парижском автосалоне презентация Citroen DS19 Berline "Богиня" вызвала беспрецедентный ажиотаж: в течение первого часа на неё поступило почти 800 заказов, за первый день - 12000, а за 10 дней предоплату внесли 80000 покупателей. Модель имела самовыравнивающуюся гидропневматическую подвеску с регулируемым дорожным просветом, передний привод, передние дисковые тормоза, гидроусилитель руля и полуавтоматическую коробку передач. Педаль сцепления отсутствовала, но передачи переключались вручную, с помощью рычага на рулевой колонке. В сочетании с футуристическим дизайном эти технологии стали визитной карточкой Citroen на долгие годы. Citroen DS занимает самые высокие позиции в международных рейтингах. Он стоит на 3-м месте по результатам конкурса "Автомобиль века" (1999), на 2-м - в списке красивейших машин по версии The Daily Telegraph и на 1-м - как самый красивый автомобиль всех времён по версии журнала Classic & Sports Car. Шарль де Голль на своем служебном Citroen DS 22 августа 1962 года попал в засаду в Ле-Пети-Кламаре под Парижем. 12 террористов ОАS обстреляли кортеж из пулеметов, пробив шину, однако шофер сумел уехать на трех колесах. Ни одна другая машина не смогла бы спасти жизнь Де Голля.
Ferrari 410 Superamerica - самая большая, роскошная и дорогая модель, когда-либо носившая значок Cavallino Rampante. Её стартовая цена составляла астрономические $16800, в то время как престижная Ferrari 250 GT стоила $12500, немецкий Mercedes-Benz 300SL можно было купить за $7500, а американский Corvette стоил всего $3200. Но с рациональной точки зрения Ferrari 410 Superamerica не стоила этих денег. Она не могла предоставить клиенту такой же уровень комфорта, как у четырёхместных автомобилей класса GT, и не могла сравниться с более лёгкой Ferrari 250 GT по динамике. Тяжеловесная и эффектная Superamerica была пригодна только для престижа, для демонстрации статуса и для туристических поездок на большие расстояния. В числе ее были итальянский промышленник Пьеро Барилла, шах Ирана и вьетнамский император Бао Дай. С 1955 по 1959 гг. было построено всего 35 экземпляров.
Messerschmitt KR200, или Kabinenroller (мотороллер с кабиной), был трёхколёсной мотоколяской, разработанной авиационным инженером Фрицем Фендом. Производилась на заводе немецкой авиастроительной компании Messerschmitt с 1955 по 1964 год, потом фирма опять принялась за самолеты.
Гоночный Bisiluro Damolnar 1955 был сконструирован архитектором-сюрреалистом Карло Моллино для известного гонщика Марио Дамонте. Поскольку Карло озабочен был оригинальным видом авто, а не его техническими характеристиками, то во время первых и единственных гонок автомобиль буквально сдуло в кювет, после чего Карло и Марио навсегда разругались. Итальянские страсти, однако.
Alfa Romeo Giulietta 750 была впервые представлена на Туринском автосалоне в 1954 году, а в середине 1955 года - открытый двухместный кабриолет Giulietta Spider, особенностью которого стала кузовная работа тюнинг-ателье Pininfarina.
Объем производства BMW 507 Series II 1957 года составил всего 252 экземпляра. Оснащенный отличным 3,2-литровым V8, он предназначался для рынка США, чтобы конкурировать с невероятно быстрым Мерседесом 300 SL. Но оказался для тамошних покупателей чересчур дорогим (9000 долларов – вдвое дороже, чем Ford Thunderbird или Jaguar XK150).
Morris Mini-Minor стал родоначальником всех переднеприводных моделей с поперечным расположением двигателя и двухобъёмным кузовом, занимающих сегодня почти половину рынка. В 1999 г. эксперты отвели ему второе место после Ford Model T в списке наиболее влиятельных автомобилей XX века. Одной из причин появления Mini называют Суэцкий кризис 1956 г., в результате которого значительно сократились поставки нефти в Великобританию. Это вызвало увеличение спроса на компактные и экономичные автомобили, и председатель British Motor Corporation Леонард Лорд решил предложить альтернативу заполонившему английский рынок Volkswagen Beetle. Разработку он поручил инженеру и дизайнеру Алеку Иссигонису, ранее создавшему предшественника Mini - автомобиль Morris Minor.
Aston Martin DB4 GT Zagato, представленный на Лондонском автосалоне 1959 года, по сей день считается одной из ценнейших и красивейших моделей Aston Martin. Спортивные болиды Aston Martin известны своим динамическим превосходством, но DB4 доминируют над всеми другими моделями. Это прекрасный пример классического стиля 50-х годов. Легче и мощнее стандартного DB4, он был самым быстрым дорожным автомобилем в мире, когда только вышел. Внешне идентичный DB4 следующий DB5 известен как автомобиль Джеймса Бонда.
Удачи и ярких впечатлений на колесах всем дочитавшим!
Часть информации и фото позаимствованы здесь, тут, там и сям, а также из других открытых источников.