«Дети! Вы от Бога и победили их, ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4).
Иоанн заверяет своих читателей: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». Библия последовательно учит тому, что Бог одновременно и всеблагой, и всесильный. Поскольку христианин понимает, какой есть Бог, он верит в конечную победу добра над злом. Всесильный Бог просто не может допустить, чтобы было иначе. На этих двух положениях о том, что Бог является всеблагим и всесильным, основывается мировоззрение христианина.
Скептики и неверующие утверждают, что прагматическое исследование положения дел означает, что Бог не может быть одновременно всесильным и всеблагим. Существующее в мире зло, страдания невинных, несправедливость по отношению к беззащитным, означает, что либо Бог не всесильный, либо Он не всеблагой. Если бы Он был и первым, и вторым, говорят сомневающиеся, этот мир был бы лучше. Возможно, Бог сделал со вселенной все, что мог, или, возможно, Он установил моральный порядок мира в его нынешнем состоянии, потому что хотел поэкспериментировать или развлечься. В любом случае, как заявляют скептики, если этот мир является результатом Божьего акта творения, Он не может быть и всеблагим, и всесильным. Иногда сомневающиеся задают непростые вопросы. Христиане не могут их просто игнорировать, без опасности для себя.
Под давлением этих вопросов некоторые верующие прибегают к испытанному аргументу о неограниченной власти Бога, к которой Его доброта и справедливость имеют смутное отношение. Теология Реформации, которую обычно называют кальвинизмом, твердо держится положения о всемогуществе Бога. Представляющие ее богословы утверждают, что Бог еще перед началом творения предопределил, кто спасется, а кто погибнет. По Своей неограниченной благодати Он призывает к Себе спасенных и чудесным образом дает им веру. Он спасает и осуждает согласно Своей всемогущей и неоспоримой воле. Добродетель или зло тех, кого Он избрал, не имеют никакого отношения к их мыслям или делам. Все согрешили. Всякий грех заслуживает осуждения. Никакие человеческие заслуги не определяют Его выбор. По их мнению, 1 Ин. 4:4 подчеркивает безграничное господство Бога.
Те, кто отрицают взгляды кальвинистов, также утверждают, что Бог всесилен. Однако они настаивают, что могущество Бога не является единственной причиной установленного Им морального порядка. Творец дал людям свободу самим выбирать между добром и злом. Если всемогущий Бог хотел создать существ, которым предоставлена свобода выбора между добром и злом, тогда Его всемогущество логически подразумевает, что Он это сделал. Кальвинисты утверждают, что неограниченная власть Бога и свобода выбора человека не противоречат друг другу. Их оппоненты отмечают, что вера в то, что Бог предопределил тех, кто спасется еще до их рождения, нивелирует саму возможность какой-либо свободы выбора. Утверждения о свободной воле человека и божественном предопределении логически несовместимы между собой, поскольку одно исключает другое. Это все равно что говорить о квадратуре круга.
Когда Иоанн написал: «Тот, кто в вас, сильнее того, кто в мире», он говорил о том, что добро сильнее зла. Верующему не нужно бояться, что, однажды поддавшись нечестивому желанию, он навсегда отдалится от Бога. Божья благодать прощения во Христе означает, что возможность прощения существует всегда. Подобно тому, как человек выбирает зло, он может сделать другой выбор и покаяться. Те, кто отказываются каяться, кто упорствуют в грехе и делают его своим образом жизни, сами способствуют своему осуждению. Пока христианин осознанно делает свой выбор в пользу Того, кто живет в нем, ему не нужно бояться, что грех одолеет его. «Если ходим во свете», говорит Иоанн, «кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7).