Фильм Мастер и Маргарита 2024 года красивый и талантливый.
Но есть в нем один парадокс. Он рассказывает нам совершенно другую историю. С другими героями, с другой логикой и глубинными смыслами.
Это не та история, что Булгаков рассказал в романе и прожил сам. Это история Михаила Локшина (он сценарист и режиссер) основанная на его психической реальности.
С психоаналитической точки зрения мы имеем дело с двумя разными типами психической реальности. Мелани Кляйн называла это «позицией» психики.
Если реальность Буглакова – это депрессивная позиция по Кляйн. И если использовать клинические диагнозы, то у Булгаковского Мастера маниакально-депрессивное расстройство.
В фильме – реальность шизо-параноидная. И скорее всего доктор Стравинский был прав в своем диагнозе Мастеру Локшина, говоря о диссоциативном расстройстве.
Эта разница очевидна по образу Воланда.
В книге Булгакова Воланд – это Великий отец, в том его аспекте, когда он приносит закон и раздает всем детям по заслугам. Он целостный объект, с которым можно строить отношения.
В фильме совсем иначе. Воланд – это явно отщепленная (диссоциированная) часть самого Мастера – яростная, мстящая, всесильная.
В романе невозможно представить, что Мастер вместе с Воландом идет в театр, пьет потихоньку вино прямо в партере. И подсмеивается над тупыми советскими пьесами.
Для чего появляется этот Воланд у Локшина? Его цель - месть отцу, который расщеплен. И представлен сразу всеми мужскими персонажами фильма.
Это отец слабый и предающий – как Берлиоз и Степа Лиходеев. А еще преследующий, всесильный, кастрирующий – как Латунский, Стравинский и барон Мейгель.
Ключевая сцена фильма – это не бал у Сатаны. Это разговор Мастера с бароном Мейгелем в тюрьме, когда тот предлагает сделку: «Мы восстановим вас, будете писать»… А Мастер, захваченный яростью и желанием отомстить через всесильную фантазию говорит: «Вас застрелят, чтобы принести в жертву».
И весь бал у Сатаны становится не космическим ритуалом, вне эпохи и времени. А скромной вечеринкой с целью мести. И сводятся к убийству барона Мейгеля.
И этот символический реванш хотя бы на страницах романа, для Мастера Локшина оказывается важнее, чем жизнь с Маргаритой. Или возможность сберечь роман, спрятать его в стол и дождаться «оттепели».
Как мы знаем, реальный Булгаков сделал именно так. Более того, он был горд тем, что Воланд-Сталин предложил ему такую сделку. И это в романе отражается в сцене между Маргаритой и Воландом: «Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас. Сами придут и все дадут».
Интересна линия со Степой Лиходеевым, директором варьете, которой почти не было в романе.
А в фильме уделено довольно много места.
У Булгакова Степа – комичная фигура.
В фильме мы видим «слабого отца», который несмотря ни на что принимает сына: Степа пускает Мастера на свою закрытую вечеринку, хотя тот уже в опале. И это благородный жест.
Но ярость Мастера требует выхода. А в шизо-параноидном мире другой человек еще не существует. Человек, которого нужно беречь, с которым можно строить отношения.
И он в разгар веселья нападает на все отцовские фигуры, которые там присутствуют. В первую очередь, на Степу.
Чего никогда бы не сделал Мастер Булгакова, который относится к людям с депрессивной виной и страхом их разрушить.
Мастер Булгакова сжигает роман и сам идет в психиатрическую лечебницу. Зачем? Чтобы спасти от гибели Маргариту. Она для него важнее, чем роман.
В фильме Мастер не думает о жизни с Маргаритой. И жгет роман, из страха или «чтобы не достался врагам».
Маргарита как тень исчезает, заслоненная фигурами Воланда и барона Мейгеля, между которыми идет борьба. А она – только декорация на этом представлении.
И сама Маргарита у Булгакова – совсем другая.
Вспомним, какие теплые и живые отношения были у нее в книге с домработницей Наташей. В фильме тоже есть эта линия, но Наташа – уже другой объект.
В шизо-параноидной реальности она – преследующая, когда застает их вместе с Мастером. Или «частичный объект», когда Маргарита отсылает ее в последней сцене фильма, даже не смотря на нее, не прощаясь с ней.
В книге Булгакова, Маргарита - реальная женщина, которую любит и хочет сберечь Мастер.
В фильме Маргарита - это нарциссическое расширение Мастера. Ее задача - отразить его гениальность как зеркало. И после этого она может умереть.
Реальность Булгакова временами маниакальна. Мы помним это бешеное веселье Воландовской свиты. Этот легендарный Булгаковский юмор, разобранный на цитаты.
Способность перерабатывать свою ярость и ужас через смех - это тоже свойство более взрослой психики.
Мастер Локшина ближе к психотической реальности. Здесь все очень конкретно. И юмор, как символическое осмысление реальности, еще не возник.
Очень любопытным является персонаж санитарки Прасковьи Федоровны.
В книге Булгакова - это проходной персонаж. Реальная женщина, не молодая, рассеянная.
В шизо-параноидной реальности фильма Прасковья Федоровна перестает быть обычным человеком.
Она становится идеальной, почти архетипической Хорошей матерью. Доброй, мудрой, лишенной агрессии, готовой помочь. Это частичный идеализированный объект. В противовес другому частичному объекту - Ужасному отцу.
Этот персонаж, которого нет у Булгакова, становится необходим, чтобы конструкция шизо-параноидной реальности не рухнула.
Этот идеализирований объект помогает выжить в жуткой реальности всесильного, пожирающего Ужасного отца.
Реальность Булгакова - смешная, ужасная, печальная. И очень теплая. Она наполнена теплом отношений с другими людьми.
Реальность Локшина - ужасная, яростная, завистливая, беспомощная, холодная.
Я думаю, что Булгаков был бы в ужасе от этого фильма.
Еще я думаю, что фильм отражает тот глобальный тренд, о котором пишут современные авторы, например, Гротштейн, говоря о том, что расщепление становится главной защитой. И происходит какой-то глобальный коллективный сдвиг психической реальности в сторону шизо-параноидной позиции.
Автор: Захарченко Полина Александровна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru