Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Мастер и Маргарита. Психоаналитический разбор фильма

Фильм Мастер и Маргарита 2024 года красивый и талантливый.

Но есть в нем один парадокс. Он рассказывает нам совершенно другую историю. С другими героями, с другой логикой и глубинными смыслами.

Это не та история, что Булгаков рассказал в романе и прожил сам. Это история Михаила Локшина (он сценарист и режиссер) основанная на его психической реальности.

С психоаналитической точки зрения мы имеем дело с двумя разными типами психической реальности. Мелани Кляйн называла это «позицией» психики.

Если реальность Буглакова – это депрессивная позиция по Кляйн. И если использовать клинические диагнозы, то у Булгаковского Мастера маниакально-депрессивное расстройство.

В фильме – реальность шизо-параноидная. И скорее всего доктор Стравинский был прав в своем диагнозе Мастеру Локшина, говоря о диссоциативном расстройстве.

Эта разница очевидна по образу Воланда.

В книге Булгакова Воланд – это Великий отец, в том его аспекте, когда он приносит закон и раздает всем детям по заслугам. Он целостный объект, с которым можно строить отношения.

В фильме совсем иначе. Воланд – это явно отщепленная (диссоциированная) часть самого Мастера – яростная, мстящая, всесильная.

В романе невозможно представить, что Мастер вместе с Воландом идет в театр, пьет потихоньку вино прямо в партере. И подсмеивается над тупыми советскими пьесами.

Для чего появляется этот Воланд у Локшина? Его цель - месть отцу, который расщеплен. И представлен сразу всеми мужскими персонажами фильма.

Это отец слабый и предающий – как Берлиоз и Степа Лиходеев. А еще преследующий, всесильный, кастрирующий – как Латунский, Стравинский и барон Мейгель.

Ключевая сцена фильма – это не бал у Сатаны. Это разговор Мастера с бароном Мейгелем в тюрьме, когда тот предлагает сделку: «Мы восстановим вас, будете писать»… А Мастер, захваченный яростью и желанием отомстить через всесильную фантазию говорит: «Вас застрелят, чтобы принести в жертву».

И весь бал у Сатаны становится не космическим ритуалом, вне эпохи и времени. А скромной вечеринкой с целью мести. И сводятся к убийству барона Мейгеля.

И этот символический реванш хотя бы на страницах романа, для Мастера Локшина оказывается важнее, чем жизнь с Маргаритой. Или возможность сберечь роман, спрятать его в стол и дождаться «оттепели».

Как мы знаем, реальный Булгаков сделал именно так. Более того, он был горд тем, что Воланд-Сталин предложил ему такую сделку. И это в романе отражается в сцене между Маргаритой и Воландом: «Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас. Сами придут и все дадут».

Интересна линия со Степой Лиходеевым, директором варьете, которой почти не было в романе.

А в фильме уделено довольно много места.

У Булгакова Степа – комичная фигура.

В фильме мы видим «слабого отца», который несмотря ни на что принимает сына: Степа пускает Мастера на свою закрытую вечеринку, хотя тот уже в опале. И это благородный жест.

Но ярость Мастера требует выхода. А в шизо-параноидном мире другой человек еще не существует. Человек, которого нужно беречь, с которым можно строить отношения.

И он в разгар веселья нападает на все отцовские фигуры, которые там присутствуют. В первую очередь, на Степу.

Чего никогда бы не сделал Мастер Булгакова, который относится к людям с депрессивной виной и страхом их разрушить.

Мастер Булгакова сжигает роман и сам идет в психиатрическую лечебницу. Зачем? Чтобы спасти от гибели Маргариту. Она для него важнее, чем роман.

В фильме Мастер не думает о жизни с Маргаритой. И жгет роман, из страха или «чтобы не достался врагам».

Маргарита как тень исчезает, заслоненная фигурами Воланда и барона Мейгеля, между которыми идет борьба. А она – только декорация на этом представлении.

И сама Маргарита у Булгакова – совсем другая.

Вспомним, какие теплые и живые отношения были у нее в книге с домработницей Наташей. В фильме тоже есть эта линия, но Наташа – уже другой объект.

В шизо-параноидной реальности она – преследующая, когда застает их вместе с Мастером. Или «частичный объект», когда Маргарита отсылает ее в последней сцене фильма, даже не смотря на нее, не прощаясь с ней.

В книге Булгакова, Маргарита - реальная женщина, которую любит и хочет сберечь Мастер.

В фильме Маргарита - это нарциссическое расширение Мастера. Ее задача - отразить его гениальность как зеркало. И после этого она может умереть.

Реальность Булгакова временами маниакальна. Мы помним это бешеное веселье Воландовской свиты. Этот легендарный Булгаковский юмор, разобранный на цитаты.

Способность перерабатывать свою ярость и ужас через смех - это тоже свойство более взрослой психики.

Мастер Локшина ближе к психотической реальности. Здесь все очень конкретно. И юмор, как символическое осмысление реальности, еще не возник.

Очень любопытным является персонаж санитарки Прасковьи Федоровны.
В книге Булгакова - это проходной персонаж. Реальная женщина, не молодая, рассеянная.

В шизо-параноидной реальности фильма Прасковья Федоровна перестает быть обычным человеком.

Она становится идеальной, почти архетипической Хорошей матерью. Доброй, мудрой, лишенной агрессии, готовой помочь. Это частичный идеализированный объект. В противовес другому частичному объекту - Ужасному отцу.

Этот персонаж, которого нет у Булгакова, становится необходим, чтобы конструкция шизо-параноидной реальности не рухнула.

Этот идеализирований объект помогает выжить в жуткой реальности всесильного, пожирающего Ужасного отца.

Реальность Булгакова - смешная, ужасная, печальная. И очень теплая. Она наполнена теплом отношений с другими людьми.

Реальность Локшина - ужасная, яростная, завистливая, беспомощная, холодная.

Я думаю, что Булгаков был бы в ужасе от этого фильма.

Еще я думаю, что фильм отражает тот глобальный тренд, о котором пишут современные авторы, например, Гротштейн, говоря о том, что расщепление становится главной защитой. И происходит какой-то глобальный коллективный сдвиг психической реальности в сторону шизо-параноидной позиции.

Автор: Захарченко Полина Александровна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru