Решила я тут выяснить, каково это быть собакой. Ну не на практике, конечно) Просто приобрела я тут любопытную книгу от Грегори Бернса "Что значит быть собакой", вот ее и изучила. В ней автор и по совместительству нейробиолог (или, скорее, наоборот) задается важным вопросом: "А насколько мы можем почувствовать и понять то, что ощущают другие животные? Собаки, например?" Сам автор склоняется к мнению, что в общем и целом - можем, и весьма неплохо. Потому что многие обитатели нашей планеты, оказывается, гораздо более похожи на нас, чем мы порой представляем, и ощущения их не так уж кардинально отличаются от наших.
Чем больше я узнавал о собачьем мозге, тем больше убеждался, что у нас с собаками много общего. В частности, за эмоции и у человека, и у собаки отвечают одни и те же базовые структуры.
На самом деле книга далеко не только о собаках, а еще она довольно научна и не всегда легка для восприятия - но она определенно увлекает и помогает взглянуть на некоторые вещи под другим углом. Ну а мне особенно понравилась глава под звучным названием: "Зачем нужен мозг?"
А правда, зачем? Может показаться, что тут все очевидно - однако, как часто случается, когда начинается погружение в тему, все перестает быть таким уж ясным.
Мозг - механизм затратный, капризный, чувствительный, требовательный, а еще нередко склонный к ошибкам, к неправильным выводам... Но раз уж при всем при этом он у нас есть, значит, он явно должен приносить немало пользы - пусть даже нам иногда кажется, что он заводит нас куда-то не туда. Итак, какие ответы на свой вопрос дает ученый автор? (Не буду утверждать, что это единственно верные ответы, ведь я далека от полного понимания темы, но, на мой взгляд, они явно заслуживают внимания).
1. Самая главная функция мозга - облегчение выполнения действий. Он возник в первую очередь не для обработки информации, а для лучшего контроля над движениями. Обработка информации - это скорее инструмент, а реальное значение имеют именно действия (движения), предпринимаемые на основе этой информации.
2. Мозг помогает нам приспосабливать свои действия к окружающим условиям. Его роль - налаживать связи между нами, нашими действиями и решениями, и окружающим нас сложным миром.
3. Мозг необходим для обучения. Благодаря ему мы можем эффективнее учиться на своих ошибках (а иногда даже и на чужих), и со временем наши решения могут становиться более соответствующими обстоятельствам и полезными для нас.
4. Мозг помогает нам смотреть в будущее, прогнозируя возможные сценарии развития событий. Таким образом у нас появляется возможность предвидеть последствия своих действий, а потому выбирать более подходящее решение в настоящем.
Конечно, это очень сжатое изложение интереснейшей главы, я хотела хотя бы обозначить здесь основные принципы, а более подробно со всем можно ознакомиться, прочитав книгу.
Еще мне кажется крайне важным вот такой факт:
Современный большой мозг представляет собой уже не единое целое, а совокупность полуавтономных модулей.
То есть мозг наш не настолько гармоничен и целостен, как нам хотелось бы, откуда и возникает порой немало путаницы и проблем...
А как думаете вы, можем ли мы понять и почувствовать, каково это - быть собакой?
Желаю всем самых отличных решений и до встречи на канале!