… В то время, когда Костаки и Савицкий собирали свои сокровища в СССР, молодая англичанка, дочь сотрудника Британского музея Камилла Грей, собирала свои: беседы с живыми тогда еще художниками и искусствоведами. В Париже и США она встречалась с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком и Соней Делоне, Александром Бенуа и Сергеем Маковским, в Москве — с Николаем Харджиевым, Дмитрием Сарабьяновым и, конечно же, Георгием Костаки… В советскую Москву девушку заставляло возвращаться снова и снова не только увлечение забытым русским авангардом, и даже не попытка стать балериной, подобно дягилевским протеже. Была и романтическая, может быть, самая веская из причин, побудивших Камиллу к титаническому труду: она влюбилась в сына композитора Сергея Прокофьева — Олега. Из множества кажущихся странными совпадений — романтики любви, мытарств из-за запретов на въезд и выезд в СССР, увлеченной работы с живыми представителями эпохи, знакомства с их творческим наследием непосредственно в их домах и мастерских — родился эпохальный труд, который перевернул представление западных специалистов и зрителей о значении русского искусства в мировом масштабе: монография «Великий эксперимент. Русское искусство. 1863–1922». Именно благодаря Камилле Грей и ее книге коллекция Костаки с таким огромным интересом была встречена на Западе…
Изображение: Владимир Яковлев. Портрет ветра 1957 Бумага, гуашь 63х63 Частная коллекция
Фрагмент книги Любови Агафоновой «Прикоснувшиеся к Солнцу...»
15 марта 202415 мар 2024
4
1 мин