В этой главе учитель Иоанн определяет основные образы, встречающиеся в книге. Глава содержит описание суда над душой. Если смысл этой главы соотнести с историей народа Израиля, то здесь, иносказательно, даны характеристики событий минувших дней в жизни Израиля. Если понимать эту главу расширительно, то можно найти параллели, как в истории его народа, так и жизни любого человека. Глава изобилует выражениями, ставшими идиоматическими, под которые можно подвести множество значений. Но, за этими выражениями чётко угадывается общая канва произведения. А именно - о душе вне времени.
Блудница – душа человека или дщерь Сиона, применительно к Израилю, а воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки (ст. 15). Первый стих определяет лейтмотив главы – история народа; и суд Всевышнего. Воля Господа и над душой отдельного человека и над душой целого народа.
Цари земные – «десять колен, которые отведены были пленными из земли своей в дни царя Осии» (3 Ездра 13:40).
Жена – нефеш, нешама, руах; одним словом душа.
Зверь багряный – метафизическое существо духовного мира, эгрегор (царство, народ, город, человек).
Имена богохульные – имена колен Израиля, что прогневили Господа: «начальники народа и священников поступали весьма нечестиво, превосходя во всех нечистотах всех язычников, и осквернили освященный в Иерусалиме храм Господень» (2 Ездра 1:49).
Словом голова обозначается «старец и знатный» (Исайя 9:15), иначе – предводитель.
Десять рогов – десять колен, десять заповедей и 10 – это истина, соль земли.
За словом тайна угадывается главный город «Иерусалим – врата богов (Вавилон) великие – мать блудницам и мерзостям земным». Впрочем, здесь может подойти любой город. Подходит сюда и грешная душа, пренебрегающая Богом. Можно вместо слова тайна употребить "имярек".
По Даниилу Андрееву вторая ипостась Гагтунгра – Великая Блудница – Фокерма, через вожделение и похоть проявляется в нашем мире Роза Мира (4:1). И наиболее ярко и образно эти проявления видны на примере Величественных городов – Вавилона и Иерусалима. А поражение этих городов может говорить о суде Всевышнего.
Семь голов - речь идет, кроме намёков на историю Израиля, ещё и о строении человека; семь гор с лотосами – чакры человека.
Глава рассказывает о разрушающемся, при умирании, человеке, о том что пять центров уже пали (тело желания), а сознание ещё цепляется за жизнь и вот это состояние человека, когда он уже видит суд над собой, а часть его ещё здесь, как раз и описывает Иоанн. Искать аналогии с историческими персоналиями не следует. Сказка Откровения повествует о душе человека вне времени; понятно что и у государства и у народа тоже есть коллективная душа (эгрегор).
В Бхагавадгите есть описание десяти органах чувств (13:6-7). Десять органов чувств здесь очень даже уместны.
«15. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. 16. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; 17 потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии».
Здесь, кроме десяти колен Израиля, есть ещё один слой аналогии – десятисловие ВЗ, этот закон является как бы орудием, наказания блудницы сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне.
В главе поднимается вопрос суда над грехом (грешной душой) и это даётся на историческом примере народа Израиль, самое удивительное, что и история отдельного человека тоже укладывается в рамки сути главы.
2007 - 2024 гг