Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Слепота выбора: получаете ли вы то, что выбираете?

Немного о слепоте выбора.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

  • Люди иногда не замечают, что получают то, чего не выбирали.
  • Эксперименты показывают, что наша свободная воля может быть ограничена.
  • Мы думаем, что наши предпочтения влияют на наш выбор; однако часто наш выбор влияет на наши предпочтения.

Представьте себе, что вы принимаете участие в следующем эксперименте: экспериментатор представляет две черно-белые фотографии молодых женщин и просит вас указать на ту, которая вам кажется наиболее привлекательной. Вы смотрите на картинки и указываете на ту, которая вам больше всего нравится.

Затем экспериментатор кладет фотографии на стол лицевой стороной вниз и подносит к себе выбранную вами карточку. Когда вы берете фотографию в руки, вас просят объяснить, почему вы выбрали женщину на изображении.

Как вы думаете, вы заметите, если фотография, которую вы возьмете в руки, окажется не той, которую вы выбрали?

Вы, вероятно, уверены, что так и сделаете. Но, скорее всего, вы бы этого не сделали.

Этот эксперимент провели учёные-когнитивисты Петтер Йоханссон и Ларс Холл и их коллеги из Лундского университета. Ключевым моментом является то, что в некоторых случаях карта, полученная субъектом, меняется с помощью простого магического трюка с двойными картами, так что изображение, которое необходимо обосновать, оказывается тем, которое не было выбрано изначально.

Удивительным результатом стало то, что примерно 90 процентов испытуемых не заметили замены, хотя женщины на фотографиях выглядели совсем по-другому. Более того, испытуемые без колебаний объясняли, почему женщина, изображенная на их карточке, была наиболее привлекательной, даже если изначально они выбрали другую женщину. Ученые назвали это явление «слепотой выбора».

Серия экспериментов, проведенных одной и той же группой, показала, что слепота выбора возникает в разных контекстах: например, она имеет место в супермаркете, когда вы выбираете между двумя джемами, которые вам предлагают попробовать. Несмотря на существенные различия между джемами, большинство покупателей все же не замечают, что варенье, которое они пробуют во второй раз, оказывается не тем джемом, который они изначально выбирали. И снова они с радостью объясняют, почему выбрали именно это варенье.

-2

Один из наиболее заставляющих задуматься экспериментов касается того, насколько легко нас можно склонить к изменению наших политических взглядов. За несколько недель до парламентских выборов 2010 года в Швеции несколько человек были опрошены на улице по поводу их предполагаемого партийного голосования. Затем их попросили заполнить форму, указав свою позицию по 12 политическим вопросам дня, используя шкалу «согласен/не согласен», например, по налоговым ставкам и ядерной энергетике.

Без ведома испытуемых экспериментатор тайно заполнял другую форму, которую затем заменяли исходной, незаметно для испытуемых. В этой новой форме некоторые ответы были изменены по шкале, чтобы оказаться по другую сторону границы партийного блока по сравнению с тем, что испытуемый ответил первоначально. Затем испытуемых попросили объяснить причины, по которым они отметили вопросы, ответы на которые были подтасованы.

Очень немногие обнаружили, что какой-либо из ответов был изменен (92 процента приняли измененную форму как свою собственную). Удивительно, но для 48 процентов испытуемых их ответы указали на сдвиг в сторону поддержки противоположной стороны из-за манипуляций по сравнению с тем, что они указывали первоначально. Эта цифра значительно превышает те 10 процентов, на которые, по мнению политологов и политиков, обычно можно повлиять перед выборами.

Когда испытуемым открылась уловка, многие признали, что они не так идеологически привержены, как они думали. И наоборот, многие испытали облегчение от того, что на самом деле они не перешли на другую сторону, сказав: «Уф, я же не консерватор!»

-3

Вы думаете, что выбираете то, что предпочитаете. Но иногда ты предпочитаешь то, что выбираешь. Чтобы доказать это, все, что вам нужно сделать, — это вытащить свои фотографии десятилетней давности. Прическа и одежда, которую вы носили в то время, казались вашим личным выбором. Однако, оглядываясь назад, вы понимаете, насколько сильно на вас повлияла модная тенденция того времени и что на ваш выбор сильно повлияли социальные нормы.

Можно продемонстрировать, что ваш выбор также влияет на ваши предпочтения: в ходе эксперимента по выбору фотографий с участием женщин испытуемым было предложено выбрать одну и ту же пару лиц позже. Примечательно, что те пары, где испытуемым давали фотографию, которую они изначально не выбирали, теперь выбирали эту фотографию значительно чаще. Другими словами, простая вера в то, что они ранее выбрали другую женщину, заставила их выбрать ее в более позднем случае.

Представленные здесь эксперименты создают серьезные проблемы для тех, кто утверждает, что люди обладают полной свободой воли. То, что мы воспринимаем как свободный выбор, во многих случаях продиктовано механизмами, о которых мы не знаем, а возможно, даже не можем осознать. Наше восприятие свободы воли во многом может быть иллюзией. Неясно даже, управляет ли «я» нашими действиями. Фактически, эксперименты со слепотой выбора показывают, что мы больше полагаемся на то, что видим глазами, чем на то, о чем думали, когда делали выбор.

А вы готовы сделать верный выбор? Реален ваш выбор или мы не выбираем, а за нас выбирают?

Автор: Семён Красильников
Психолог, Психолог онлайн психолог-сексолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru