В недавних отношениях этих стран было все: и высылка французских дипломатов, обвиненных в шпионской деятельности; и заявления парижских политиков о том, что следует признать независимость Карабаха; и поставки оружия Армении по воле Макрона; и угрозы взаимными санкциями; и попытки французов создать азербайджанцам проблемы на уровне НАТО и ЕС.
Почему же столь далекие друг от друга страны, как по географии, так и по политическим интересам, столь упорно ставят друг другу палки в колеса? Где Франция, а где Азербайджан?
На самом деле, у Азербайджана нет совершенно никаких претензий к столь далекой от него европейской стране. Напротив, его политики много старались для укрепления двусторонних отношений. Оба Алиевы в свое время они из первых своих международных визитов совершили именно в Париж. А нынешний президент страны неоднократно жертвовал крупные суммы на благотворительные проекты во Франции: давал деньги на ремонт Версальского дворца, на развитие исламской экспозиции в Лувре, на реставрацию Собор Богоматери в Страсбурге. Так что, азербайджанцы действительно всеми силами старались сблизиться и со страной, где об их родине не знают практически ничего.
Тем не менее, у Франции с Азербайджаном проблемы. Но вызваны они отнюдь не какими-то объективными причинами, не «грехами» азербайджанских политиков, а превратно понимаемой «высшей справедливостью», которая есть у правящей элиты этого западного государства.
Все дело в том, что во Франции сложилась крупная армянская диаспора. По разным оценкам, вторая-третья в мире – после России и, возможно, США. Численность армян и граждан частично армянского происхождения оценивается в интервале 200-500 тысяч, но может достигать миллиона.
Это началось более ста лет назад, в преддверии Первой мировой войны. Но самая крупная масса эмигрантов прибыла в Третью республику после нее, когда пали многие старые державы и появилось немало новых независимых государств. На запад тогда бежали армяне с территории бывшей Османской империи, из Ирана, где переворот следовал за переворотом, и тоже было нехорошо. В меньшей степени это касалось армян России, хотя Советский Союз многим оказался не по душе.
Так или иначе, во Франции обосновались сотни тысяч армян. Многие из них и их потомков стали известными людьми. В качестве примера можно привести таких знаменитостей, как: Мисак Манушян, один из руководителей сопротивления немецким нацистам; шансонье Шарль Азнавур; футболисты Юрий Джоркаефф и Ален Богоссян; актриса и певица Сильви Вартан (Вартанян); кинорежиссеры Анри Вернёй и Франсис Вебер. Но список легко можно продолжить.
Так или иначе, в стране возникло сильное армянское лобби. Или, с учетом главного направления его действий, антиазербайджанское. В их числе можно назвать Комитет по армянскому вопросу, Центр по исследованию армянской диаспоры и тому подобные организации.
В советское время это особо не было заметно, хотя, конечно, эти люди активно работали на создание не особо благоприятной репутации у азербайджанцев во Франции. Но когда Азербайджан получил независимость и стал самостоятельной страной, сразу же начались проблемы. Хотя, как я уже сказал, в Баку об этом прекрасно знали и много лет пытались как-то договориться.
Поэтому, Франция для Азербайджана – это как Польша для России. Страна, которая всегда будет тыкать палки в колеса, хотя с противоположной стороны каких-то исторических и политических претензий нет и не было. Судите сами: французская позиция по Карабаху противоположна позиции мирового сообщества; Париж вооружает Ереван, причем, передает ту технику, которая предназначалась Украине; распространяются фейки о ситуации в регионе; оказывается давление на уровне международных организаций.
Поэтому у Азербайджана с Францией действительно проблемы. Но лишь из-за многочисленных враждебных действий этой страны.